Файл: Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1465

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Место и роль административного права в правовой системе Российской Федерации

2.1 Место административного права в правовой системе Российский Федерации

Под правовой системой РФ понимают совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых оказывается регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений.
По мнению Попова Л.Л. «правовая система РФ является средством нормативного закрепления и реализации внутренней и внешней политики государства. Конструктивной основой правовой системы является право, выраженное в национальном законодательстве. Ее функционирование отражается в концепциях развития законодательства, юридического образования и науки, конституционной, судебной, административной реформ, реформы правоохранительных органов и тому подобное [2].
Место административного права в правовой системе РФ определяется содержанием его влияния на основные ее элементы, к которым относится система права и система законодательства, правоотношения, юридическая практика, правовая политика и идеология, правосознание и правовая культура, юридическая наука и образование.
Сегодня стратегия государства направлена ​​на внедрение единой, согласованной государственной политики реформ, налаживание эффективного механизма взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества с привлечением к сотрудничеству международного сообщества. Кроме того внедрение системного подхода к стратегическому планированию, согласования позиций и мониторинга реализации реформаторских усилий по обеспечению устойчивого развития РФ как предпосылки роста благосостояния населения, достижения европейских стандартов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина[12].
В соответствии с этим административно-правовое сопровождение публичного администрирования и отношений административных обязательств возникает важным и необходимым фактором определения стратегических интересов государства в правовой, экономической, социальной, научно-технологической, экологической, информационной и других сферах. Административное право, сохраняя своеобразие, выраженное в его предмете и методе, тесно взаимодействует практически со всеми отраслями права [12].

Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между административным и конституционным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая и административное. Предметом конституционного права РФ прежде всего являются общественные отношения, возникающие при осуществлении власти народом РФ и обеспечения избранными им органами государственной власти и местного самоуправления прав и свобод человека, и гражданина [9].
В своей статье Старилов Ю.Н. описывает, что «распоряжение норм конституционного права являются основополагающими принципами для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность субъектов административно-правового регулирования. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции РФ и других источников конституционного права относительно функционирования различных сфер общественной жизни» [10].
Конин Н.М. считает, что «административное право достаточно тесно связано с гражданским, однако нормы гражданского права касаются имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права  имущественных отношений, основанных на административном подчинении одной стороны другой. Именно метод правового регулирования в большинстве случаев является ведущим критерием разграничения норм административного и гражданского права в условиях совпадения предмета правового регулирования» [11].
Тесная связь существует между административным и уголовным правом [4]. При этом надо помнить, что методологически административное право является базовым для некоторых институтов уголовного права (например, по применению различных мер принуждения) связь между административной и уголовной отраслями права проявляется во взаимодействии между институтами административной и уголовной ответственности, которые вместе создают, так сказать, защитную оболочку для различных общественных отношений.
При этом административная ответственность может рассматриваться как профилактическое средство по многим видам преступных деяний, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Часто внешне одинаковые действия в зависимости от степени их общественной опасности могут быть основаниями для как административной, так и уголовной ответственности.
Д.В. Осинцев утверждает, что «существуют некоторые трудности с выявлением взаимосвязей между административным правом и экологическим, налоговым, таможенным, земельным правом. В частности предметом области экологического права

являются общественные экологические отношения, сложившиеся по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, налогового права  система финансово-правовых отношений, которая регулирует налоговые отношения государственных органов и налогоплательщиков относительно установления, изменения и взыскании с налогоплательщиков части их доходов в соответствующий бюджет» [11].
В целом механизм соотношения этих отраслей с административным правом заключается в том, что значительная часть отношений, относящихся к предмету указанных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему методами. Более того, в юридической литературе таможенное право прямо рассматривается как одно из направлений первичного правового образования  административного права [5].
Без всякого сомнения, административное право имеет тесную связь с такой процессуальной отраслью юриспруденции, как «Административный процесс РФ», или в трактовке других ученых  «Административное судопроизводство» [9].
С одной стороны, нормы административного права является материальной основой для административного процесса, который осуществляется в процессе административного судопроизводства с целью защиты в специальном судебном порядке прав, свобод и законных интересов частных лиц от неправомерных действий (решений) субъектов властных полномочий. С другой стороны, нормы административного процесса развивают административные процедуры административного права - например, в процессе производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, место административного права в правовой системе РФ определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.

2.2 Роль административного права в правовой системе Российской Федерации

Современное российское административное право призвано регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие управленческие отношения. А их можно без труда обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и чисто административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.) [8].
Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного права соответственно подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственный орган федерального и регионального уровня. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся основой административного права.

В нормативных правовых актах отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, государственно-правовых и общественных институтов, которые в прошлых подобных правовых документах служили фиктивным прикрытием тоталитарного государства. Сейчас конституционно закреплены многопартийность и идеологическое разнообразие.
Административное право, по мнению А.Б. Агапова «играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права» [4]. По мнению Дориной Е.А., «важное значение имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, природоохранительных и т.п. Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует нормы административного права для обеспечения должного регулирования налоговых, земельных, трудовых и иных отношений, ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права» [9] .

Итак, административное право строгих границ правового воздействия не имеет. В свою очередь, как уже отмечалось выше, сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Анализ роли административного права в правовой системе России представляется целесообразным завершить обращением к содержанию его задач и функций. Их исследование позволить более полно раскрыть сущность исследуемой системы права в его современном понимании, поскольку именно функциональная составляющая, реализуемая через цели и задачи, позволяет очертить всю полноту роли административного права в регулировании общественных отношений в российском государстве.

По общему правилу, к целям административного права как отрасли права можно отнести установление и регламентацию таких общественных отношений и непосредственных взаимоотношений между субъектами, при которых каждому гражданину должно быть гарантировано государственно-властным субъектом реальное обеспечение прав и свобод в случае их нарушения.

Закономерно, что цель административно-правового регулирования обуславливает постановку задач административного права как отрасли права. В наиболее общем виде они представлены в ст. 1.2 Кодекса АП РФ. Агапов А.Б. считает, что «характеристику роли административного права в правовой системе России, также дополняют перечень его функций и внутренняя система построения. Функции административного права определяются, прежде всего, спецификой его предмета и метода административного права, а также задач, которые стоят перед ним. Традиционным является отнесение к числу основных функций административного права регулятивной и охранительной функций» [3]. Таким образом, роль административного права в правовой системе РФ сводится к тому, что оно юридически обеспечивает и сопровождает властную деятельность публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридически обеспечивает реальное действие этих норм. Административное право занимает особое место в процессе преодоления искусственного противопоставления государства и рынка, осознании того, что основным субъектом политики экономического роста, дальнейшей демократизации общества и углубления интеграционных процессов является государство, которое должно стать надежным гарантом конституционных прав и свобод граждан. На административное право приходится основная нагрузка по юридическому обеспечению административной реформы и создания эффективной управленческой системы, соответствующей стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административное право Российской Федерации как отрасль права  составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управле­ния и отношения, управленческого характера, возникаю­щие при осуществлении различных форм государственной деятельности, а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления.
Административное право регулирует отношения, складываю­щиеся главным образом в сфере государственного управле­ния, исполнительной деятельности государства в сфере со­циальной, политической, культурной, экономической. Они  устанавливают их структуру, компетенцию, задачи, функции, в том