Файл: Педагогики п психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 10212

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)





УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета (директор института)



Никифоров.Д И. Подпись (Подпись) (ФИО)


«____» ___________________ 20___ г.



ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ

(вид практики)

учебно-ознакомительную практику

(тип практики)
2 семестр

(Шифр и № группы) (ФИО обучающегося)

Место прохождения практики:


Московский финансово-промышленный университет «Синергия»



(наименование структурного подразделения Образовательной организации)

Срок прохождения практики: с «19» июня 2022 г. по «16» июля 2022 г.

Содержание индивидуального задания на практику1:




№ п/п


Виды работ


1.


Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.


2.


Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам учебно-ознакомительной практики

__________________________________________________________________________________________________________________

(вид практики, тип практики)


2.1.


Кейс-задача № 1


  1. Провести исследование 10 человек по указанным методикам:


  1. Тест «Социальный интерес» (СоцИн) (Автор Crandall J.E.)2



Шкала социального интереса

Я предпочел (предпочла) бы быть: ПОДЧЕРКНИТЕ свой выбор в каждой паре




Одаренным воображением





рациональным




Полезным





сообразительным




Умелым





сопереживающим другим




Уравновешенным





продуктивным




Интеллектуальным





деликатным




Надежным





честолюбивым




Уважающим других





оригинальным




Творческим





здравомыслящим




Великодушным





особенным




Ответственным





оригинальным




Способным





принимающим других




Заслуживающим доверия





умудренным опытом




Умелым





логически мыслящим




Прощающим других





утонченным




Продуктивным





уважающим других




Практичным





уверенным в своих силах




Способным





независимым




Энергичным





способным сотрудничать




Одаренным воображением





полезным




Реалистичным





высоконравственным




Деликатным





умудренным опытом




Сопереживающим другим





особенным




Честолюбивым





терпеливым




Трезвомыслящим





сообразительным



Ключ:

В парах 2, 7, 9, 12, 14, 21, 22 — по одному баллу начисляется за первую по порядку черту пары;

В парах 3. 5, 11, 15, 18, 19, 20, 23 — за вторую.

Пары 1, 4, 6. 8, 10, 13, 16, 17, 24 являются буферными, и ответы на них не начисляются.
СоцИн (социальный интерес) – генеральный конструкт в теории Альфреда Адлера. Показатель качества жизни, психического здоровья, «барометр нормальности». Это врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством. С позиции Адлера ценность человеческой жизни определяется тем, насколько люди ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми.

Социальный интерес не возникает автоматически. В основе его развития лежат гармоничные детско-родительские отношения. Отношения ребёнка с матерью должны быть построены на основе безусловной любви, которая сосредоточена, прежде всего, на благополучии ребенка, а не на удовлетворении своего материнского тщеславия и амбиций (как условия своей любви к ребёнку). Идеальная ролевая модель поведения матери: нежность к мужу, к детям, к другим людям. Отец, ориентированный на семью, должен принимать активное участие в воспитании детей и относится к ним как к равным.

Эмоциональная отгороженность, авторитаризм, критическое отношение блокируют развитие социального интереса. Гасит или снижает социальный интерес чрезмерная опека, отсутствие эмоциональной поддержки, критический настрой, утрата чувства уважения.

Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки.

Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой.

Люди, лишенные социального интереса, предрасположены к неврозу.



  1. Тест «Оценка самоэффективности» (ОСЭ (Авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993)





Абсолютно не верно


Едва ли верно


Скорее всего верно


Совершенно верно




1


2


3


4


Если я как следует постараюсь, то я всегда найду решение даже самым сложным проблемам










Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели










Мне довольно просто удается достичь своих целей










В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести










При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться










Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем










Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности










Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения










Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях










Я обычно способен держать ситуацию под контролем










Сумма по столбцам:










Всего баллов:





Понятие «Самоэффективность» было предложено А. Бандурой как центральный компонент его социально-когнитивной теории. Идея: вера человека в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на его поведение. Влияние веры на самоэффективность Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, не сумеет справиться. Активно и наступательно человек ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, чтобы это привело к желаемому результату (успеху). Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают, действуют.
  1   2   3   4


Низкий уровень самоэффективности в области чувств: депрессия, беспокойства, чувство беспомощности, низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях.

Высокая самоэффективность в области мышления облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности. Самоэффективность растет, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдает явные неудачи (мотивационное средство терапии). Высокая самоэффективность связана с лучшим психическим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие самоэффективности широко применяется при исследовании школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений.

Предположения: общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой человека. Возможны связи с высоким самоуважением, оптимизмом, общей и ситуативной тревожностью, застенчивостью, пессимизмом.

Диапазон значений от 10 до 40 баллов. Русская норма (результаты пилотажных исследований) – 31,9 баллов.


  1. Анкета «Обсценная лексика» (в анкете термин «обсценный» заменён на более понятный для респондентов термин – «бранный»).


Обсценная лексика – нецензурные выражения, непечатная брань. От англ. obscene  – непристойный, грязный, бесстыдный; лат. obscenus  – отвратительный, непристойный, неприличный. Сегмент бранной лексики, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную, ситуацию.


Вопрос (отношение)


Уровни выраженности отношения


1


2


3




Ваше отношение к бранной лексике


допускаю


терплю


не допускаю




Использование бранной лексики в личной жизни


часто


редко


никогда




Использование бранной лексики в семье


допускают


редко


никогда




Ваше отношение к запрету бранной лексики


не имеет смысла


не уверен


запретить




Алгоритм выполнения Кейс-задания 1:


  1. Провести исследование.


  2. Заполнить таблицу.


  3. Провести анализ ответов респондентов на вопросы анкеты.


  4. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».


  5. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.


  6. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).


  7. Написать выводы.


  8. Дать самооценку проведенной работе.




  1. Заполнить таблицу. (см. Приложение 1)





  1. Провести анализ ответов респондентов.


  2. Соотнести выделенные группы (возраст, пол, социальное положение и др.) с данными тестирования по методикам «Социальный интерес» и «Оценка самоэффективности».


  3. Выдвинуть гипотезы, которые следует обосновать полученными результатами тестирования.


  4. Оформить полученные результаты в виде таблиц или графиков (см. пример сводного протокола).


  5. Написать выводы.


  6. Дать самооценку проведенной работе.


2.2.


Кейс-задача № 2

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.


  1. Какие этические принципы психолога являются безусловными с точки зрения врача и с точки зрения психолога?


  2. Какие особые принципы и правила этики присутствуют в профессиональной деятельности психолога и почему?



2.3.


Кейс-задача № 3

В этическом кодексе психолога содержится перечень санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс. Выберите те, которые являются релевантными для Российской Федерации и объясните почему:


  1. Информирование потенциальных клиентов о нарушениях


  2. Исключение данного специалиста из действующего реестра психологов РПО


  3. Общественное порицание


  4. Передача информации о нарушителе в профессиональные психологические ассоциации других стран


  5. Правовые юридические санкции


  6. Предупреждение от имени Российского психологического общества


  7. Приостановление членства в Российском психологическом обществе


  8. Широкое информирование общественности о нарушениях



2.4.


Кейс-задача № 4

Найдите и прокомментируйте ошибку в сюжете: «Первый этический кодекс разработан в 1953 г. Американской Психологической Ассоциацией (АРА). Для создания кодекса была образована комиссия, которая под руководством Никласа Хоббса провела экспериментальное исследование с использованием метода критических случаев. Для этого они опросили 7500 членов АРА и выявили примеры случаев, в которых наиболее ярко проявлялось поведение психологов, следующих кодексу профессиональной этики. Помимо этого, анализу подверглись более 1000 случаев, относящихся к проведению научных исследований».


2.5.


Кейс-задача № 5

Многие годы никто не ставил под сомнение выводы сэра Сирила Берта, видного британского психолога, главного участника дебатов о природе интеллекта. Исследования разлученных монозиготных близнецов в чужих семьях позволили ему сделать вывод о наследуемости коэффициента интеллекта от одного из родителей. Однако, после смерти учёного были обнаружены странные данные: в течение многих лет, когда в эксперимент входили новые испытуемые-близнецы, коэффициенты корреляции в его отчетах оставались одними и теми же вплоть до третьего десятичного знака. Почему исследование Барта отнесли к категории научного мошенничества?


3.


Систематизация собранного нормативного и фактического материала.


4.


Оформление отчета о прохождении практики.


5.


Защита отчета по практике.




Разработано

руководителем практики от Университета

(ФИО) (Подпись)
«____» _________________ 202___ г.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет педагогики п психологии

(наименование факультета/ института)
Направление подготовки /специальность: 37.03.01 Психология .

(код и наименование направления подготовки /специальности)

Профиль/специализация: Социальная психология

(наименование профиля/специализации)

Форма обучения: очно-заочная .

(очная, очно-заочная, заочная)

Отчет
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(вид практики)

Учебно-ознакомительной практики

(тип практики)
2 семестр




Обучающийся


 Никифоров Дмитрий Игоревич


 




(ФИО)







Москва 2022 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики




№ п/п


Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи


Кейс-задача № 1




Мною было проведено анкетирование, в котором участвовало 10 человек различных возрастов. (Сводная таблица результатов анкетирования приведена в приложении)

Рассмотрим полученные результаты.

Анкетирование СоцИн (социальный интерес) – показало средний балл 9,2 эмоционально окрашенного отношения к общественной жизни, объективно обусловленного мотива деятельности.при минимальном балле 4 и максимальном балле 14.

Социальный интерес – это внутренний потенциал человека, направленный на реализацию возможности жить вместе с другими людьми. Он помогает личности оценивать общее дело выше собственного благополучия. Хотя социальный интерес – это врожденный потенциал, его нужно воспитывать. Усиление кооперативной интеракции с другими должно быть элементом воспитания, естественно, не доводимым до абсурда.

Социальный интерес можно сравнить с социальной эмпатией, определяемой как забота о переживаниях другого человека, помогающая человеку участвовать эмоционально как в радостях, так и в страданиях других. Необходимо обучить человека на когнитивном уровне вживаться в жизнь другого человека, оценивать ее перспективы и понимать, как кто-то другой переживает данную ситуацию. Чем более выражен социальный интерес, тем в большей степени усилия человека направлены на решение социальных задач, выполнение полезных дел. В этом заключается отличие социального интереса от эгоцентричных целей.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод.

Средний балл исследуемой группы достаточно высокий, что позволяет вести речь о хорошей социальной ориентированности респондентов. Их врожденное чувство общности, социальной солидарности, чувство идентификации с человечеством находится на высоком уровне. Люди из данной группы ориентированы на взаимопомощь, способствуют повышению ценности жизни окружающих и стремятся понять себя через отношения с другими людьми. Выявлен тренд: чем больше возраст респондентов, тем выше этот показатель. Также он достаточно высок у девушек юного возраста. Но в основном, молодые люди (студенты) показывают значительную степень эгоизма. Это говорит о недостаточно гармоническом отношении в современном мире детей с родителями, которые вынуждены много работать, что в свою очередь ведёт к развитию у подростков отгороженности, авторитаризма, критического отношения к действительности и, как результат, блокировки развития социального интереса.

Дети, чувствующие отчужденность родителей, теряют к ним уважение и, будучи взрослыми, мотивированы целями личного превосходств. Они лишены социальных установок, эгоцентричны и руководствуются фиктивными целями, направленными на защиту самооценки.

Люди с низким СоцИн отгорожены от людей, находятся в постоянной борьбе за личное превосходство, стремятся главенствовать над другими, плохо приспособлены к жизни, поглощены собственным интересами и самозащитой.

С возрастом, в результате приобретения опыта работы и построения отношений в коллективах, в собственных семьяхприобретается социальная адаптация, а уровень эгоизма снижается.
Тест «Самоэффективность» показал следующие результаты: средний балл 24,3 минимальный балл 13 и максимальный балл 35.

Средний балл исследуемой группы несколько ниже среднего русского показателя – 31,9 баллов. Это связано с тем, что большинство респондентов являются студентами, которые пока не достаточно уверены в своих способностях и в успехе собственных действий, не достаточно готовы для принятия решений, включая академические достижения. Они не достаточно доверчивы, чтобы браться за более сложные задачи и ставить перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности. Самоэффективность растет, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдает явные неудачи.
Анкета «Обсценная лексика» показала достаточно лояльное отношение в современном обществе к данному виду лексики. Это веяние времени, обсценная лексика сейчас очень часто используется в СМИ, что снимает табуирование с данного вида лексики. В молодёжной среде обсценная лексика является обычным делом.


Кейс-задача № 2


С точки зрения врача и с точки зрения психолога безусловными являются принципы милосердия, непричинения вреда, беспристрастности, доминанты интересов пациента, уважение к его жизни и врачебная тайна.
Принцип уважения. Психолог уважает достоинство и права клиента. Он свободен от предрассудков, против любой дискриминации, толерантен к мировоззрению и образу жизни клиента.
Консультант сохраняет беспристрастность, полностью и безусловно принимает клиента. Он не навязывает ему своих ценностей, убеждений и принципов.

Пример. Девушка обратилась к психологу с запросом: «У меня все хорошо – есть любимый человек, хорошая работа, друзья, но я все равно не чувствую себя счастливой». Психолог спросил, есть ли у нее дети. Клиентка ответила, что нет, и это ее осознанный выбор. Консультант проигнорировал это и начал транслировать свои ценности и убеждения: «Вам нужно выйти замуж и родить ребенка. В этом женское счастье и предназначение». Клиентка отказалась продолжать терапию. Если бы консультант придерживался принципа уважения, то принял бы позицию клиентки и предложил объективно во всем разобраться: когда появляется это чувство, от чего усиливается и ослабевает и т. д.

Принцип конфиденциальности.

Согласно профессиональной этике психолога – все, что рассказывает клиент, остается втайне. Однако есть несколько исключений.

До того, как клиент начнет говорить, специалист озвучивает исключения из правил конфиденциальности, чтобы разделить ответственность между участниками процесса консультирования: собой и клиентом.

Исключения:


  • Суицидальный риск у клиента.


  • Сообщение о совершенном тяжком преступлении (изнасилование, разбой, грабеж и другие преступления, угрожающие жизни и здоровью).


  • Психическое заболевание клиента, из-за которого он нуждается в госпитализации.


  • Получение информации о насилии над несовершеннолетними или жестоком обращении с ними.


  • Официальный запрос от прокуратуры или суда о подтверждении факта обращения, либо раскрытия содержания беседы.


В таких случаях можно опираться на план действий, предложенный Р. Кочюнасом в книге «Основы психологического консультирования»:


  1. Принять меры по защите потенциальной жертвы или клиента, если он опасен сам для себя.


  2. Проинформировать клиента и жертву об опасности его действий, возможных последствиях.


  3. Проинформировать об опасности близких людей жертвы / клиента.


  4. Сообщить в правоохранительные органы о том, что стало известно.


Принципы этики психолога требуют, чтобы специалист предварительно сообщил клиенту о своих намерениях. Например, сказал: «Вы понимаете, что это преступление, за которое положено уголовное наказание? Я должен сообщить об этом в полицию».

А как же клиентские кейсы? Если психолог хочет поделиться случаем клиента с супервизором или опубликовать историю как пример из практики, нужно письменное согласие клиента. В нем указывают, что именно и где человек разрешает рассказывать о себе.

Частные психологи и специалисты по найму действуют в рамках законов:


  • Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Определяет принципы и условия обработки персональных данных, права лиц, чьи данные собраны для обработки, и обязанности лиц и организаций, которые обрабатывают информацию.


  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Определяет принципы охраны здоровья, права и обязанности людей в сфере здравоохранения, ответственность за нарушение закона.


Если консультант публикует или рассказывает кому-то историю клиента без его согласия, он нарушает Закон о персональных данных. Если имена в истории заменены, но по другим данным можно понять, о ком идет речь, – это нарушение Закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Принцип ответственности.


Профессиональная этика практического психолога базируется на принципе «не навреди». Он отвечает за выбор методов терапии, свои слова и действия. Консультант должен рассказать клиенту понятными словами о плане и методах терапии, возможных рисках, если они есть.

Пример. Во время сеанса EMDR (ДПДГ) клиент почувствовал себя плохо: закружилась голова, охватила тревога. Он оказался не готов к встрече с травматическими воспоминаниями – эмоции поглотили его. Психолог планировал решить проблему клиента за несколько сеансов, но на следующую сессию клиент не пришел, испугавшись своей реакции. Чтобы этого не случилось, психолог должен был заранее рассказать о методе и возможных рисках: «Иногда клиенты отмечают, что в процессе проработки воспоминания становятся ярче. Из-за этого боль может усилиться, вы можете испытать страх, грусть, злость. Может закружиться голова, захочется кричать. Я обучу вас технике саморегуляции, чтобы вы могли бороться с подобными проявлениями. А если тревога станет слишком сильной и понадобится помощь, то я буду рядом».

Специалист также должен сообщить клиенту, если планирует использовать:


  • метод, который он ранее не применял;


  • экспериментальную технику.


Кроме правила «не навредить», принцип ответственности включает важное правило «не вступать в личные отношения с клиентами». Между психологом и клиентом могут быть только профессиональные отношения, а не дружеские или любовные.

Привнесения личного аспекта в деловые отношения ведет к негативным последствиям.

Пример. После длительной терапии клиентка предложила специалистке стать подругами. Психолог согласилась, но со временем заметила, что граница между дружбой и работой стирается: подруга звонит и поднимает темы, относящиеся к терапии, вынуждая психолога консультировать ее в свободное время. Специалистка понимает, что нарушает уже не только принцип ответственности, но условия сотрудничества. Она прекращает дружбу – клиентка обижается и прекращает терапию – проблема не решена. Согласно принципу ответственности, психолог должна была отказать клиентке: сказать, что дружба противоречит этике, и предложить обсудить это на сессии. Важно разграничить понятие дружбы и терапевтического альянса – определить, какие чувства и потребности скрываются за предложением клиентки.

Принцип честности.


Психолог несет ответственность за информацию, которую он дает клиентам или коллегам. Следит за тем, чтобы она не была искажена.

Например, в рекламе консультант должен объективно рассказывать о себе и о своей работе.

Пример. Психолог в рекламе обещал 100% гарантию решения проблем. На терапию пришел сложный клиент и бросил ему вызов: «А вы сможете пробить мои слои защиты? У других психологов не получилось». Клиент не выполнял домашние задания и не хотел брать на себя ответственность за изменения. Он занял детскую позицию и ждал, что психолог даст «волшебную таблетку». Прогресса нет, реальность не соответствует рекламной «100% гарантии». В итоге клиент бросает терапию и оставляет на странице психолога негативный отзыв. Чтобы подобного не случилось, нужно трезво оценивать свои возможности и быть честным в рекламе.

Принцип компетентности


Чтобы консультировать, психолог должен иметь соответствующее образование и документ, подтверждающий его.

Начиная работу с клиентом, специалист гарантирует, что обладает знаниями и навыками для работы с его запросом.

Если до или в процессе работы психолог понимает, что случай выходит за его компетенции, он должен отказаться от клиента или передать его своему коллеге, который более компетентен в этом вопросе.

Пример. Консультант специализируется на работе с парами, но в рекламе позиционирует себя как семейного психолога. К нему обращается пара с ребенком – 10-летний сын часто врет. У психолога нет компетенций для решения таких семейных проблем, но он соглашается, боясь потерять клиента и получить плохой отзыв. По его мнению: признать некомпетентность = признать свой непрофессионализм. Он не знает, что причину проблем у детей до 16 лет нужно искать в поведении родителей, и сконцентрирован на ребенке. Ребенок врет, потому что боится наказания от строгих родителей. Ища проблему в нем, психолог поддерживает дисфункцию семьи. Проблема не решится. Согласно принципу компетентности, психолог должен был сразу отказаться от работы с запросом, для которого у него нет подходящей квалификации.

Обсуждение условий сотрудничества.

Перед началом работы психолог озвучивает стоимость услуг. Он определяет ее исходя из своей квалификации и платежеспособности клиента. Цена фиксируется в психологическом контракте. Там же прописывают и другие условия сотрудничества, например, частоту встреч, оплату пропущенных консультаций, опоздания.

Пример. Клиент написал на странице психолога негативный отзыв: «Консультант специально увеличивает количество сессий, чтобы получить больше денег. В работе он использует странные методы – просит, чтобы я представил себя в прошлой жизни, в роли отца, бабушки, дедушки и других»‎. Оказалось, что психолог не сообщил клиенту о том, сколько планирует провести консультаций, не уточнил, что использует метод регрессивной терапии – все это он должен сделать перед первой консультацией, до начала работы. Он не обсудил с клиентом условия сотрудничества и нарушил еще один принцип – ответственности, так как регрессивная терапия – это не общепринятый и не доказанный наукой метод.

Этические принципы – это основа работы психолога. Независимо от того где, с кем и в каком направлении работает специалист, он должен опираться на эту базу. Так он защитит своих клиентов и свою карьеру – не останется без работы и не потеряет репутацию.


Кейс-задача № 3


Релевантными для Российской Федерации являются пп.: 1, 2, 4, 6, 7, 8, что подтверждается п. 3 II части Этического кодекса психолога. (приводится ниже).

Правовые юридические санкции (п. 5) применяются в отдельных исключительных случаях. Общественное порицание (п. 3) в данном случае не имеет смысла, так как оно само, по сути, является нарушением этики.
II. Нарушение Этического кодекса психолога
3.В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. (Этический кодекс психолога)


Кейс-задача № 4


анализу подверглись около 1000 случаев поведения, признаваемого членами ассоциации этичным или же неэтичным.


Кейс-задача № 5


В современном обществе большой проблемой стали нарушения норм научной этики. К ним относятся плагиат, фальсификация эмпирического материала, фабрикация ссылок на несуществующие работы, некорректное цитирование, незаслуженное авторство, продажа диссертаций, саботаж и др. Приведенные виды нарушения этических норм могут квалифицироваться как специфические формы мошенничества в науке. Научное мошенничество тесно связано с мошенничеством в сфере высшего образования. Иногда эти два вида мошенничества объединяют в понятии академического мошенничества.

Наибольшее моральное осуждение и обвинение в бессовестности со стороны честных ученых вызывает, по-видимому, плагиат. Под плагиатом (от лат. plagio – «похищаю») понимается действие сознательного присвоения авторства не своего произведения культуры или изобретения. Плагиат может быть нарушением авторско-правового и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой не только моральное осуждение, но и юридическую ответственность. Чаще всего плагиат представляет собой публикацию под своей подписью произведения другого автора, а также использование частей чужих работ без ссылки на эти работы. Присвоением авторства плагиат отличается от других видов неправомерного издания, копирования, использования, продажи работы другого автора, если при этом, невзирая на аморальность и неправомерность, приводится действительный автор работы. Такие виды аморального поведения и нарушения авторских прав обычно именуют «пиратством». «Пиратство» превращается в плагиат при незаконном использовании чужих интеллектуальных результатов и присвоении соответствующим лицом авторства на эти результаты.

С появлением Интернета плагиат превратился в серьезную проблему. Попав в Интернет, знание становится достоянием всех, соблюдать авторское право становится все труднее и даже невозможно. Постепенно становится сложнее идентифицировать и первоначального автора. Благодаря стремительному сетевому расширению и возрастающей компьютерной грамотности населения плагиат проникает в разные сферы социума: он представляет собой острую проблему в науке, искусстве, образовании, промышленности. Плагиат приносит вред во всех сферах культуры и материального производства. Но в науке он особенно опасен, поскольку наука сейчас – главная производительная сила общества, а плагиат подрывает ее функции генерирования нового истинного знания.

Плагиат бывает двух видов – дословное заимствование чужого текста или изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения его содержания (перефразирование. Второй способ в журналистике именуется рерайтингом (от английского rewrite – «переписывание»).

При рерайтинге происходят замена слов на синонимы, их перестановка, введение придаточных предложений, изменение падежей и другие языковые ухищрения. В результате рерайтинга первоначальный неуникальный текст становится уникальным по форме, но прежним по содержанию.

Результат рерайтинга, конечный текст, называется рерайтом. Оба вида плагиата – и буквальное копирование, и рерайтинг (парафраз) в науке – на наш взгляд, глубоко безнравственны. Некоторые лица считают рерайт полноценным плагиатом, другие же утверждают, что для переработки текста необходимо тщательно изучить исходное произведение, поработать над ним и, значит, в итоге получается практически самостоятельная работа. С этим, конечно, согласиться нельзя, поскольку при рерайтинге меняется не содержание, а только форма текста. Но если рерайтинг сопровождается ссылкой на использованное произведение, то это уже не плагиат, а легитимное использование источника, и оно вполне допустимо для повышения уникальности текста.

Необходимость литературных ссылок в качестве условия оформления научной работы (статьи, монографии, диссертации) не только противодействует плагиату, но также служит средством селекции имеющегося в науке знания от новых положений. Без этого в научном знании возникали бы постоянные повторы и исчезал стимул к постижению нового. Обнаружение плагиата способно стать еще более сложной проблемой из-за того, что недремлющие плагиаторы уже начали попытки изобретения специальной программы, которая бы путем замены букв и других элементов текста повышала его уникальность.

Помимо явного и замаскированного плагиата (рерайтинга) имеет место и такой вид плагиата, как использование чужих идей без ведома их автора и без ссылок на него (плагиат, или похищение, идей). Использование новой информации, почерпнутой из частных бесед, переписки или неопубликованных рукописей, тоже следует считать похищением идей. К сожалению, плагиат идей гораздо сложнее обнаружить, чем плагиат текста. Редактор для установления плагиата идей должен прочитывать огромное количество литературы, знать наиболее важные достижения по своей специальности. Это трудно совмещать с педагогической и административной работой. Кроме того, плагиат идей гораздо сложнее доказать, чем плагиат текста, ввиду отсутствия прямых доказательств.

Едва ли можно признать нравственным и такое явление, как перепечатка своих старых статей и монографий под новым или прежним названием со ссылкой на первоисточник или без нее (иногда называемое обновлением, в действительности это есть аутоплагиат). Такие действия противоречат функции науки, заключающейся в генерировании нового знания. К данному нарушению научное сообщество относится весьма мягко, хотя практика самоплагиата наносит вред научному сообществу в целом и умаляет достоинство работ автора, практикующего самоплагиат.

Особенно опасной для общества и здоровья людей является такая форма академического мошенничества, как фальсификация опытных данных, в частности в статьях по заказу фармацевтических фирм с целью продвижения своего товара на рынке. Фальсификация (от лат. falcificare – «подделывать») заключается в подделке, сознательной подмене действительного, подлинного ложным с корыстной целью. Можно выделить четыре разновидности преднамеренной фальсификации данных учеными:

·    фабрикация данных, при которой их сбор учеными не выполняется совсем и данные являются вымышленными (наиболее экстремальная разновидность фальсификации);

·    частичное сокрытие либо изменение данных, способствующее подтверждению выдвигаемых учеными гипотез;

·    сбор учеными некоторого количества данных и привнесение недостающих данных для полноты картины;

·    полное сокрытие результатов проводимых учеными исследований в случаях, когда полученные ими результаты расходятся с их ожиданиями.

В Европе одна из крупных фальсификаций была произведена анестезиологом Иоахимом Болдтом. В результате длинного расследования он был лишен звания профессора и уволен с должности главного анестезиолога клиники г. Людвигсхафена (Германия), а научные журналы изъяли 88 из 102 опубликованных им статей. И. Болдт подделывал данные в своих материалах в течение нескольких лет. Иногда с целью подтверждения положений встречается своеобразный аналог фальсификации эмпирических данных в виде фабрикации (выдумывания) ссылок на несуществующие публикации, обычно в иностранных изданиях, которые русскоязычному читателю трудно проверить.

Запрет на плагиат и запрет на фальсификацию – это самые важные нормы научного этоса. Первый из них представляет собой конкретизацию применительно к науке заповеди «не кради», а второй – заповеди «не лги».

Следующий вид академического мошенничества – продажа диссертаций. По степени прибыльности он уступает только фальсификациям в фармацевтических фирмах. В. В. Киселева на основе материалов исследовательского проекта «Явление диссертационной ловушки» показывает, что сайты фирм, занимающихся продажей диссертаций, как правило, зарегистрированы на платных доменах. Они обладают качественным современным дизайном и интерфейсом, что указывает на прибыльность бизнеса. Согласно информации, полученной от представителей фирм, продающих диссертации, обнаружено два типа услуг. Первый тип – услуги полного цикла (подготовка диссертации, статей, автореферата, отзывов, подбор ведущей организации, оппонентов, перечня вопросов и ответов для «соискателя»). Оплата части услуги производится по факту присуждения степени кандидата наук. Второй тип обозначен как «обман системы». Здесь выполняются услуги лишь по написанию диссертационной работы и некоторых вспомогательных документов, а организационные моменты, подбор руководителя диссертации, подготовка к защите и сама защита определяются клиентом. Исполнители ответственны лишь за качество содержания диссертации и, в отличие от первого типа услуг, не дают гарантии присуждения ученой степени. Соответственно оплата услуг второго типа значительно ниже стоимости услуг первого типа. И в первом, и во втором типе исполнителями служат кандидаты и доктора наук, как правило, преподаватели и администраторы вузов.

В современном обществе защита купленной диссертации и связанное с этим приобретение ученой степени являются не только экономическим, но и социализирующим фактором. Ученая степень повышает социальный статус и возможности продвижения по государственной службе. Степень кандидата или доктора наук позволяет выстроить более успешную карьеру, найти хорошее место работы и занять вакансию, то есть лучше социализироваться. В связи с этим покупка диссертации нередко осуществляется публичными людьми, в частности политиками, сотрудниками государственного аппарата, генералитета, бизнесменами и топ-менеджерами, членами академического сообщества (с целью вхождения в определенную социальную группу, попасть в которую или успешно выстраивать отношения в которой можно только при выполнении определенных условий, одно из которых – получение ученой степени). Ну а главным мотивом создателей и маркетологов рыночных диссертаций служит, конечно, материальная выгода, стремление заработать в условиях относительно невысокой зарплаты преподавателей даже с ученой степенью. Поэтому предложение рыночных диссертаций также достаточно велико.

Если же Минобрнауки РФ отменяет решение диссертационного совета о присужденной ученой степени из-за некорректных заимствований, наличия фальсификации данных, недостоверных сведений об опубликованных работах, диссертация в полном объеме размещается на сайте организации на период 10 лет. Там же указываются организация, в которой выполнялась работа, ведущая организация, официальные оппоненты и научный руководитель (или консультант). В итоге научное сообщество станет знать всех лиц, причастных к продвижению забракованной диссертации.

Наиболее распространенным – можно сказать, повсеместным – нарушением норм научного этоса служит, вероятно, ложное соавторство. Многие случаи незаслуженного соавторства можно трактовать как добровольную помощь – ради выполнения определенных публикационных нормативов, премирования, в качестве признания прошлых заслуг. На некоторых кафедрах незаслуженное соавторство принимает форму обоюдовыгодной сделки [Сафонова, Сафонов 2020]. В обмен на включение вышестоящего лица в статью настоящий автор получает определенные административные преимущества: ускоренную публикацию с минимальными правками рецензентов, повышение в должности, успешную защиту диссертации. Иногда имеет место прямое принуждение к включению в соавторы вплоть до присвоения текста или узурпации авторства. В юридической литературе дискутируются возможность и формы уголовного преследования за подобные деяния, хотя доказать наличие таких деяний трудно. Недопустимо быть соавтором не своих работ (учеников, подчиненных, коллег). Нельзя также и включать в свое соавторство не принимавшего участие в работе человека.

Наряду с ложным соавторством существует проблема «соавторов-призраков», под которыми понимаются лица, внесшие реальный вклад, но отсутствующие в списке авторов. В большинстве случаев речь идет об игнорировании признания младших по академической иерархии участников исследования (аспирантов, лаборантов и т. д.). Поэтому уточненная норма научного этоса должна звучать так: соавторами научной работы могут указываться только лица, участвовавшие в выполнении данной работы, недопустимо также исключать из числа соавторов лиц, принимавших существенное участие в исследовании.

Важную роль в науке имеет институт литературных ссылок. Но он может эффективно функционировать при соблюдении следующей нормы научной этики: в литературных ссылках должны быть приведены лишь те работы, которые имеют отношение к существу обсуждаемой проблемы. В настоящее время сплошь и рядом наблюдается цитирование не по делу – ссылки по договоренности на работы, не касающиеся существа проблемы, но с целью повышения цитируемости и индекса Хирша авторов по принципу «ты – мне, я – тебе». В настоящее время некоторые журналы даже условием публикации в них выдвигают требование обязательного цитирования статей этих журналов. А научные отделы вузов условием оформления для направления монографии на публикацию, необходимого потом для получения премии, требуют цитирования в монографии статей из журналов, издаваемых этим вузом. Все это делается для искусственного повышения импакт-фактора журнала.

К виду академического мошенничества следует отнести и представление компиляции в виде научной работы, что запрещается одной из норм научного этоса. Компиляция не является самостоятельным исследованием и не обладает научной новизной, она составлена из фрагментов чужих работ, может быть плагиатом, но может и не быть при наличии ссылок на использованные работы. То есть если сочинение не содержит новизны, но содержит ссылки на использованные работы, то это просто компиляция. А если нет ни новизны, ни ссылок на использованные источники, то это и компиляция, и плагиат. Вред и первого, и второго вида компиляции состоит в засорении науки, создании своеобразного шума в информационной научной системе, тормозящего ее развитие. Публикация компиляций не отвечает функции науки, заключающейся в генерировании нового знания. В научной литературе компиляции не должно быть. Но корректная компиляция необходима в научно-популярной литературе, где автор излагает в форме, доступной широкому кругу читателей, содержание уже достигнутых результатов научных исследований и их возможностей.

Изредка встречается и такой вид научного мошенничества, как саботаж – действия, направленные на то, чтобы помешать другим лицам выполнять свою работу или полностью остановить ее. К таким действиям относятся, например, порча литературных источников, стирание файлов в компьютере, прерывание экспериментов других лиц, порча препаратов, создание препятствий для публикации результатов своих коллег и оппонентов, обращение в государственные органы с клеветой на оппонентов с целью их наказания, как поступал, например, Т. Д. Лысенко, инициировавший в 1948 г. запрет генетики в нашей стране.

Еще одной формой научного мошенничества выступает создание образа несуществующих научных конференций. Организаторы подобных мнимых конференций рассылают приглашения для участия, обещая публикации в базах Web of Science, Scopus, даже получение грантов. После получения предоплаты от обманутых мнимых участников организаторы становятся недоступными. Эта форма мошенничества относится уже не столько к научной этике, сколько к уголовному праву. Поэтому перед тем как посылать какие-либо деньги, планируя поездку на конференцию за рубеж, рекомендуется тщательно проверить полученные предложения.

К сожалению, академическое мошенничество распространено не только среди научных работников и преподавателей вузов, но и среди студентов и аспирантов. Самыми массовыми видами академического мошенничества в России, да и в других странах, служит копирование готовых текстов из Интернета и списывание с электронных носителей во время экзаменов и зачетов. Это влечет за собой множество негативных последствий. Во-первых, распространенность недобросовестного поведения среди студентов ставит под угрозу качество, эффективность, а также конкурентоспособность всей системы образования. Во-вторых, недобросовестное поведение в образовательной среде вызывает обесценивание человеческого капитала. Особенно оно характерно для развивающихся стран, где это тормозит техническое и экономическое развитие.

В-третьих, обнаружено, что обучающиеся, пользовавшиеся нечестными приемами в процессе обучения, обладают повышенной склонностью к мошенническим действиям и после окончания вуза, в том числе во время профессиональной деятельности. В уставе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова допускается возможность отчисления студентов при обнаружении плагиата в их курсовых или дипломных работах.

С мошенничеством в науке и образовании ведется определенная борьба. Так, несколько сотен «мусорных» журналов, нарушавших нормы публикаций научных статей, исключены из списка РИНЦ. Проплаченные, списанные, иногда лженаучные статьи, которые никто не вычитывал и не проверял на наличие плагиата, часто использовались в этих журналах для искусственного повышения цитируемости. Ряд лжеученых в нашей стране уже лишен ученых степеней по результатам проверки диссертаций на наличие плагиата. Благодаря антиплагиатным разоблачениям закончилась политическая карьера ряда крупных чиновников, несмотря на давний срок приобретения купленных диссертаций, как это произошло с министром обороны Германии К. Гуттенбергом, вынужденным уйти в отставку.

Для предотвращения академического мошенничества необходимо знать его причины. В России существование нарушений научной этики можно объяснить быстрым внедрением рыночных отношений, опережающих формирование нравственных принципов. Но почему же в западных странах с устоявшимися рыночными отношениями распространяется научное мошенничество? По-видимому, наиболее общей причиной этого служат растущее ускорение общественных изменений, усиливающаяся конкуренция во всех сферах общества и необходимость выживания всех социальных институтов, в том числе в науке и тесно связанной с ней сфере образования. В социуме, начиная с планетарного уровня и заканчивая уровнем конкретных учреждений и организаций, зарождается что-то похожее на борьбу всех против всех. Получение ученой степени и наличие серьезных публикаций может рассматриваться как фактор в борьбе за выживание в научном сообществе.

В течение своей карьеры Сирил Берт опубликовал множество статей и книг по множеству тем, начиная от психометрии через философию науки до парапсихологии. Однако его исследование в области генетики поведения, особенно при изучении наследуемости интеллекта (измеренного в тестах IQ) с использованием исследования близнецов, вызвало большие споры, часто называемые «делом Берта». Вскоре после смерти Берта стало известно, что все его записи и записи были сожжены, и его обвинили в фальсификации данных исследования. С конца 1970-х стало общепризнанным, что он сфабриковал некоторые данные, хотя другие из его более ранних работ по прежнему признавались действительными.

Его исследования были сосредоточены на IQ-наследуемости и состояли в изучении интеллекта  монозиготных близнецов, разделенных при рождении и выросших в различных условиях . Научная цель состояла в том, чтобы определить, в какой степени изменчивость интеллекта была вызвана «генетическими» (по сравнению с «средовыми») факторами. Результаты, которые опубликовал Берт, позволяют предположить, что генетические различия являются доминирующим фактором в определении вариативности умственных способностей.

Впоследствии эта работа была предметом многочисленных обвинений в нарушении научной этики . Эти разоблачения, породившие «дело Берта», вызывают вопросы не только в научном сообществе, но и на политическом уровне, поскольку его работа на протяжении полувека оказывала влияние на программу национального образования в Соединенном Королевстве. Советник Министерства образования Соединенного Королевства , он действительно применял свои теории, выбирая школы с раннего возраста. Сирил Берт также пришел к выводу, что существует этническое неравенство интеллекта, этот аспект его работы (в то время проводившейся в Соединенных Штатах, в частности, Артуром Дженсеном , его бывшим учеником) также является предметом споров .

Первые подозрения в научной фальсификации были высказаны Леоном Камином (1974) и Оливером Гилли (1976) вскоре после смерти исследователя. В 1955 г. Сирил Берт опубликовал первую серию результатов, относящуюся к 156 парам близнецов, включая 21 пару монозиготных близнецов, воспитанных отдельно, объявив коэффициент корреляции 0,54 для дизиготных близнецов и 0,77 для монозиготных близнецов. В своих двух других обзорах, опубликованных в 1958 и 1966 гг., первый - по 30 парам близнецов, а второй - по 53 парам, он объявил, что обнаружил точно такие же коэффициенты корреляции у монозигот, взятых отдельно, до третьего знака после запятой (0,771). Тот факт, что Берт обнаружил три раза точно такой же коэффициент корреляции, вызывает подозрения Леона Камина, кроме того, что это очень высокое значение не кажется ему правдоподобным.

Историк-психолог Лесли Херншоу после обзора критиков заключает, что большая часть данных Берта после Второй мировой войны либо неверна, либо выдумана. В своей книге, опубликованной в 1979 г. «Психолог Сирил Берт» он объясняет поведение Сирила Берта психологическими расстройствами, вызванными его семейной жизнью и войной. Некоторые ученые также приходят к заключению о мошенничестве, в то время как другие защищают его, включая Артура Йенсена и Ханса Айзенка . Так, например, Артур Дженсен утверждает, что Берт не совершил бы ошибки, воспроизведя через запятую одни и те же цифры в нескольких различных исследованиях, если бы он сфальсифицировал эти цифры. Также отмечается, что последующие исследования, аналогичные исследованиям Берта, то есть с использованием простого метода оценки наследуемости с использованием сравнительных исследований близнецов, набранных на специальной основе, дали результаты, совместимые с его (от 50% до 80% в зависимости от исследований). .

В 1976 г. Оливер Гилли, также медицинский обозреватель « Санди Таймс», подтвердил значительную фальсификацию данных, адаптацию результатов к его теориям и изобретение, по крайней мере, двух сотрудников между 1952 и 1959 гг. под именами Маргарет Ховард. и мисс Корнуолл. Впоследствии существование мисс Корнуолл было подтверждено, и газеты признали ошибку в своем разоблачении. Оливер Гилли также утверждает, что Сирил Берт злоупотребил своим иерархическим положением редактора  «British Journal of Statistical Psychology» и заимствовал и изменял работы других авторов, иногда искажая их выводы, чтобы соответствовать его исследовательским гипотезам.

В 1980 г. профессор педагогических наук Жан Годро выступил с критическим анализом дела Берта, в котором описал влияние идеологии психолога в ущерб его научной объективности, тем не менее считая, что, «собирая цифры и факты, Берт вел себя ни больше, ни меньше, как и многие другие исследователи», что « психометрические исследования Берта больше не позволяют сомневаться в хотя бы частично наследственном характере определенных психических функций»,и что «это фундаментальное открытие Берта подтверждается результатами многочисленных независимых исследователей, которые не все разделяют те же социально-политические идеи, что и Берт».

В 2007 г. Британская энциклопедия указывает, что его поздняя работа неточна, и что многие ученые согласны с тем, что многие опубликованные им данные были сфальсифицированы. Однако его ранние работы считаются действительными.





дата






(подпись) (ФИО обучающегося)