Файл: Методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 3042
Скачиваний: 69
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ПСЧ-___ по охране
п. _______________ _ ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Саратовской области
подполковник внутренней службы
И.И. Иванов
_______________2021
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой личного состава дежурного караула
по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»
Тема: «Методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции.»
Вид занятия: классно-групповое
Отводимое время: 1 (ч)
Цель занятия: Рассмотреть приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.
Литература, используемая при проведении занятий:
- Психология в экстремальных ситуациях для спасателей и пожарных/ Под ред. Ю.С. Шойгу М.: 2007.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Приемы психологической саморегуляции. Методическое руководство
/ Т. Ю. Матафонова. М. ЦЭПП МЧС России, 2005
- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА У СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ.
- Методические рекомендации утвержденные «09» июня 2016г. Главный врач МЧС РоссииС.С. Алексанин
Развернутый план занятия:
-
Организационная часть, 5 мин.
Проверка личного состава согласно списка, заполнение учебного журнала. Проверка внешнего вида личного состава и наличие тетрадей. Объявление темы и цели занятия. Доведение основных нормативно-правовых документов.
2.Учебный вопрос №1 - Методы оценки функциональных резервов личного состава подразделений, 20мин
Методы оценки функциональных резервов личного состава подразделений.
Важным фактором исследования функциональных резервов адаптации считается системный подход, который позволяет характеризовать интеграцию функциональных резервов, обеспечивающих протекание адаптационного процесса у сотрудников (работников) пожарной охраны. Влияние комплекса факторов внешней среды на человека можно оценивать с помощью всестороннего учета реакций целостного организма, учитывая реакции ЦНС, гормонального аппарата, сердечно-сосудистой системы, анализаторов, метаболизма и др.
Оценку функциональных резервов организма сотрудников (работников) пожарной охраны целесообразно проводить с помощью функциональных проб с физической нагрузкой, усиливающих деятельность органов кровообращения и дыхания. Наиболее валидными и общепринятыми методиками являются стептест, PWC170 и проба Летунова, а также оценка максимального потребления кислорода. По мнению ряда авторов выполнение интенсивной физической нагрузки у здоровых нетренированных людей повышает максимальное потребление кислорода до 2,5-3,0 л/мин, в то время как у физически тренированных лиц оно достигает 5,5-6,0 л/мин, при этом показатель PWC170 колеблется от 1000 до 1500 кГм/мин Важными особенностями нервной и гуморальной регуляции различных звеньев сердечно-сосудистой и дыхательной систем, являются такие изменения биохимических показателей, как метаболический ацидоз, гипоксия и гипоксемия, гиперкапния возникающие при напряженной физической деятельности. Оценка функционального состояния физиологической системы кровообращения и дыхания и физиологических резервов организма.
С целью определения состояния сердечно-сосудистой системы в условиях покоя и после функциональных нагрузок оценивали значения показателей основных свойств сердца и сосудов и всей системы в целом. Для оценки состояния автономной регуляции сердца, взаимосвязи симпатических и парасимпатических влияний на сердечную деятельность, а также характеристик сдвига функционального состояния организма по уровню активации использовали функциональные нагрузочные пробы.
Проба Штанге проводится после отдыха в течение пяти минут, сначала сделать
2-3 глубоких вдохов и выдохов, а затем еще один глубокий вдох и провести задержку дыхания. Измеряется время, наибольшей возможной задержки дыхания. Интерпретация результата: выше 50 секунд – отлично, 40-50 – удовлетворительно, меньше 40 – плохо.
Функциональная проба Генча выполняется аналогично пробе Штанге, только в этом случае задержка дыхания делается на выдохе. Интерпретация результата: задержка выше 40 секунд – хорошо, 35-40 – удовлетворительно, меньше 35 – плохо. Рассчитываем индекс Богомазова, по формуле: Индекс Богомазова 100 90 T.ШТАНГЕ T.ГЕНЧА , (где Т – время)
Для определения физической работоспособности человека в 1968 г., Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) рекомендована проба PWC170, которая была разработана в 1950-х гг. в Стокгольме в Каролинском университете.
В настоящее время проба PWC170 относится к прямым методам определения показателей физической работоспособности и является общепризнанной.
Физическая работоспособность в пробе PWC170 определяется мощностью физической нагрузки, при достижении ЧСС 170 уд/мин. Выбор представленной ЧСС основан на том, что зона адекватного функционирования сердечно-сосудистой системы с точки зрения физиологии находится в диапазоне частот от 100-110 до 170-180 уд/мин. Таким образом, с помощью данной пробы устанавливается интенсивность физической нагрузки, выводящая деятельность сердечно-сосудистой системы, в область оптимального функционирования. Также эффективность данной методики определяется линейным характером взаимосвязи между ЧСС и мощностью выполняемой физической нагрузки у большинства здоровых людей. При увеличении частоты пульса нарушается линейный характер взаимосвязи между мощностью физической нагрузки и ЧСС.
Методика PWC170 выполняется следующим образом: в течение 5 мин испытуемый выполняет работу на велоэргометре с мощностью нагрузки 100 Вт (с постоянной частотой педалирования, равной 60 об/мин). Через 5 мин работы регистрируется ЧСС. После первой нагрузки на протяжении 3 мин испытуемый отдыхает, после ему предлагают выполнить вторую нагрузку уже 150 Вт. На 5-й мин также регистрируется ЧСС, после чего испытуемый прекращает работу. Точность экстраполяционного определения характеризуется выбором мощности второй нагрузки PWC170. Расчёт величины PWC170 (Вт) производят по формуле. Величина PWC170 для здоровых молодых нетренированных мужчин колеблется в пределах 120-180 Вт (у высокотренированных эта величина значительно выше и достигает 350-400 Вт) (Белоцерковский 3.Б., 2005). Определение физической работоспособности по тесту PWC170 позволяет получить информацию, как для характеристики функционального состояния организма обследуемого, так и для наблюдения за динамикой его физической выносливости.
3.Учебный вопрос №3 Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте, 15 мин.
Длительные нервные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому спасателю, пожарному крайне важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения
. Не менее важной в его деятельности является способность мгновенно осуществлять волевую мобилизацию. Достичь этого можно с помощью методов психической саморегуляции.Саморегуляцию следует считать одним из ключевых системообразующих признаков личности. На это указывает и Н.И. Шевандрин, который отмечает, что саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Использование этих путей саморегуляции и лежит в основе многих приемов и методов.
Один из уникальных методов управления внутренними ресурсами для раскрытия способностей, преодоления стресса и психологических барьеров – это метод управляемой психофизиологической саморегуляции «Ключ» Х. Алиева. Данная методика проста в обучении и эффективна, она хорошо зарекомендовала себя в работе при чрезвычайных ситуациях. Хасай Алиев лично применял ее для восстановления психотравмированных детей Беслана после освобождения школы от террористов. Она также хороша и для применения ее сотрудниками МЧС, для регулирования своего психофизиологического состояния.
Мощным методом восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг – особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления.
Сопоставив и проанализировав все имеющиеся сведения по психологическому воздействию на человека, немецкий профессор-психиатр И. Шульц в 1932 г. разработал оригинальный вариант аутогенной тренировки. Слово «аутогенная» состоит из двух греческих слов: «ауто» – сам и «генос» – рождающийся, производящийся заново. Освоение аутогенной тренировки позволяет сотруднику становиться значительно спокойней, улучшаются общее самочувствие и сон, изменяется отношение к конфликтным ситуациям. Это средство позволит спасателю владеть собой в любой обстановке, снижать действие отрицательных эмоций на организм и повышать работоспособность.
Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции – «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он, в соответствии с теорией Джемса–Ланге, для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца – вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.
Созданная А.В. Алексеевым новая методика «Психорегулирующая тренировка» отличается от аутогенной тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.
Варианты такого способа саморегуляции как изменение направленности сознания разнообразны. К ним относится отключение (отвлечение), которое заключается в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых сотруднику необходимо сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций.
Переключение. Оно связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности. Осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение от предстоящей деятельности.
Самовнушение и визуализация упражнения, выполняемые систематически, помимо целей собственно саморегуляции способствуют развитию личности. Навыки в визуализации делают значительно богаче эмоциональный мир человека, повышают его креативность и способность к эмпатии, обостряют интуицию.