ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф. И. О. учителя: | Сақпалиева А. |
Тема занятия: | Политические репрессии 1920-30-х годов |
| 8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века; 8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции |
| Определить роль и деятельность казахской интеллигенции в 20–30 гг. ХХ века |
Критерии оценивания: | Знание и понимание- Называет деятельность казахской интеллегенции и прогнозирует причины их репрессий в 30-х годах. |
Время | Этапы | Содержание урока | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||
1 мин | Орг.момент Озвучивание темы урока | Здравствуйте ребята! Сегодня у нас второй урок по теме: «Политические репрессии 1920-30-х годов» Учебные цели: 8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 гг. ХХ века; 8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции Цель урока: Определить роль и деятельность казахской интеллигенции в 20–30 гг. ХХ века Критерии оценивания: Называет деятельность казахской интеллегенции и прогнозирует причины их репрессий в 30-х годах. Сегодня на уроке рассмотрим:
Исследовательский вопрос: Почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»? | Слайд 1-3 | ||||||||||||||||||||||||
3 мин | Повторение | Начнем с повторения изученного материала:Соотнеси термины с понятиями
| Слайд 4,5 | ||||||||||||||||||||||||
7мин | Изучение новой темы Подход к теме | Подход к теме: Посмотрите на рисунок, ответьте на вопрос: Почему репрессиям в первую очередь подверглась национальная интеллигенция Казахстана? Примерные ответы учеников:1. интеллигенция отстаивала интересы народа, что не удовлетворяло нынешнюю тоталитарную сталинскую власть. 2. репрессиям в первую очередь подверглась национальная интеллигенция Казахстана, потому что существующая власть опасалась, сильной оппозиции со стороны грамотных людей. Сегодня на уроке тебе понадобятся новые термины:
1. Создание системы лагерей
заключения и содержания в 1930—1960 годах.6 ноября 1929г. Решением ВЦИК и СНК СССР было определено создание исправительно-трудовых лагерей. Решено было использовать труд осужденных судом или постановлением ОГПУ на срок от 3 до 10 лет В 1930г.в лагерях ГУЛАГА содержалось 179 тыс заключенных, а в 1940г. уже 1344408, а в 1953г.-1727970человек. 2. Карлаг-лагерь особого режима Лагерь располагался на территории Карагандинской области, в Осакаровском районе, центр с.Долинка , основан в 1931г. Первые заключенные прибыли из Кубани в 1932г. Протяжённость территории Карлага с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км. К 1940 году освоенная площадь лагеря составляла 1 780 650 га Одной из целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана: Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Часть заключеных работала на стеклозаводе, сахарном заводе,ремзаводе, маслозаводе,в теплицах. 13.05.1930г., открытие Карлага было помещено 2567 заключенных, в 1933г. Их стало20262 человека, в т.ч.2943 казаха, в 1937-1938гг, там содержалось уже 43 тыс. человек.Условия труда и быта спецпереселенцев были неимоверно тяжелыми.В Карлаге отбывали наказание такие видные деятели: Чижевский А.Л.-автор труда по теории крови в условиях невесомости В.С.Пустовойт- знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда В.Л. Пржецлавский- крупный специалист по теплотехнике, соратник академика С.П.Королева Т.М. Людвиг-член-корресподент Академии Архитектуры Л.Н.Гумилев – ученый, тюрколог, писатель Лев Никола́евич Гумилёв (18 сентября 1912, Санкт-Петербург — 15 июня 1992, там же) — советский и российский учёный, писатель и переводчик Археолог, востоковед и географ, историк, этнолог, философ. Создатель пассионарной теории этногенеза. В ночь с 10 на 11 марта 1938 года Гумилёв был арестован. Свой арест он связывал с лекцией Льва Васильевича Пумпянского о русской поэзии начала века..Дело, по которому проходил Лев Гумилёв, началось с ареста 10 февраля студентов Николая Ереховича и Теодора Шумовского, с первым из которых он был знаком.По версии следователя, все трое входили в молодёжное крыло «партии прогрессистов», которая стремилась превратить «советскую страну в буржуазную парламентскую республику».В конце августа студентов перевели в тюрьму «Кресты», где они оказались в одной камере. На военном трибунале 27 сентября все трое отказались от данных ранее признаний. Гумилёв, в частности, заявил:«…отказываюсь от протокола допроса, он был заготовлен заранее, и я под физическим воздействием был вынужден его подписать. Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Следователь: «Вы опасны, потому что вы грамотны». 11 октября 1950 года он был этапирован в Челябинскую пересыльную тюрьму, откуда с очередным этапом его отправили в Казахстан, под Караганду Только за лето 1952 года заключённый Гумилёв сменил следующие профессии: чертёжника, монтёра, строительного десятника, скульптора, грузчика , библиотекаря: он смог писал труды:«Этногенез и биосфера земли» (1979 г.),Степная трилогия,История народа Хунну, 2. Алжир-Акмолинский лагерь жен изменников родины На базе Карагандинского исправительно-трудового лагеря был создан Акмолинский лагеррь жен изменников родины (АЛЖИР), его площадь составила 30 тыс.га.. Акмолинское спецотделение Карлага НКВД было образовано в декабре 1937года. В 1936году началось строительство бараков и формирование на этом месте детской колонии. А в августе 1937г. Подростки были переведены в другие места. Началась подготовка к приему заключенных ЧСИР-членов семей изменников Родины. Первый поток в Акмолинский лагерь прибыл в 1938г.Здесь содержались женшины со всего Советского Союза, осужденные по надуманным политическим мотивам. В основном это были жены, матери, дочери известных государственных, общественных деятелей СССР.Здесь находились жены С.Сейфуллина,Т.Жургенова, С.Ходжанова, жена и дочьТ.Рыскулова. Здесь отбывали наказания беременные женщины и женщины с грудными детьми. За период 1938-1953гг через АЛЖИР прошли 20 тыс.заключенных. Турар Рыскулов — казахский государственный деятель в Средней Азии и России, участник национально-освободительного восстания народов Центральной Азии, дипломат, яркий представитель казахской интеллигенции, борец за права тюркских народов, создатель общества «Бухара», председатель Мусульманского бюро Туркестанской АССР. В период массовых сталинских репрессий Турар Рыскулов был объявлен врагом народа и расстрелян 10 февраля 1938 года. По данным ФСБ России, переданным в фонд «Мемориал», в списке захороненных на спецобъекте НКВД под названием «Коммунарка» имеется сведения о захоронении Рыскулова. В 1956 году реабилитирован посмертно. Он доказывал, что тюркоязычные народы Туркестана — единый народ, лишь ходом истории раздробленный, а Туркестан — общий дом для тюркоязычных народов, населявших Центральную Азию. С заявления Рыскулова о сохранении единства Туркестана начался этап гонений. В июне 1923 Сталин на IV совещании руководящих кадров национальных республик и областей обвинил Рыскулова в «пантюркизме», говоря, что Рыскулов поддерживает Султан-Галиева, видного деятеля—революционера из Татарстана, открыто выступившего против политики Сталина по национальному вопросу. От первой жены — Татьяны Колосовской — у Турара Рыскулова сын Александр (Искандер), от второй — Надежды Пушкаревой — дочь София. Третья жена — Азиза Тубековна — подарила политическому деятелю дочь дочь Майю. «Вслед за бабушкой 30 апреля 1938 г. взяли маму с грудной дочерью и погнали по этапу в Карагандинский лагерь. Спустя пять дней после ареста мамы меня, не достигшую еще и пятилетнего возраста, отправили в детдом на Украину, в с. Дубки Одесской обл. Я отчетливо помню многое, но более всего - свой безумный страх, истошный, непрекращающийся плач, переходящий в истерику. Мама с бабушкой встретились в Карлаге, но были вместе очень короткое время. Их разлучили навсегда, перегнав Арифу Атауловну в АЛЖИР. Маленькую Риду оторвали от матери в трехлетнем возрасте, как и других детей, и отправили в Осакаровский детдом Карагандинской обл. Эта вопиющая акция, как говорила мама, вызвала шок у всех матерей. Они бежали за машиной с детьми, кричали, вопили, теряли сознание, сходил и с ума. Так мама, арестованная в цветущем 26-летнем возрасте, провела в лагере почти 10 лет. Из них восемь - по 58-й статье как член семьи изменника Родины, остальное время — в качестве вольнонаемной. | Слайд 6 . Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | ||||||||||||||||||||||||
1 мин | Закрепление | Задание1. Причины политических репрессий 1920-30-х годов? С.103-105 Примерные ответы учащихся:
Дескриптор:
Почему сталинский режим называл представителей интеллигенции «врагами народа»? (одно предложение) Примерные ответы учеников: «Враги народа» -эти ярлыки интеллигенции давали из-за того, что опасалась сталинская власть, что народ пойдет за ними, может даже поднять восстание. Дескриптор: 1.Определяет за какую деятельность называли людей «Враг народа»? 2.Называет тех, кто не заслуженно стал жертвой политических репрессий | Слайд 15,16 | ||||||||||||||||||||||||
1мин | Итог урока | Поведем итог урока:
| Слайд 17 | ||||||||||||||||||||||||
1 мин | Рефлексия |
| Слайд 18 | ||||||||||||||||||||||||
1мин | Домашнее задание |
| Слайд 19 |