ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 561
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
-
Что такое «экономическая система»? -
Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»? -
Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации? -
Назовите главные черты традиционной цивилизации. -
Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации. -
Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями? -
Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе? -
Сравните рыночную и социалистическую цивилизации. -
В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем? -
В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества? -
В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые? -
Какие факторы производства вы знаете? -
Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.
Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики
На приведенной ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая, в свою очередь, «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.
Личный (корыстный) интерес | | Частная собственность | | | ||||||||||
| | | | | ||||||||||
| Свобода предпринимательства | | Суверенитет потребителя | | ||||||||||
| | | | | ||||||||||
| | Принцип «невидимой руки» | | Конкуренция | ||||||||||
Роль государства | | | | |||||||||||
| | | Рынок и цены как механизм саморегуляции | |
2. Тесты И ЗАДАЧИ
Тест | Обоснование |
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит:
| |
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам:
| |
3. Фактором производства не является:
| |
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется:
| |
А. Смита личный интерес:
| |
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:
| |
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся:
| |
8. Экономическую систему в современной России можно определить как:
| |
9. Экономика является смешанной, если:
| |
10. Конкурентную рыночную экономику характеризует:
| |
Задача №1
Изображенная на рисунке №1 кривая производственных возможностей экономики включает в себя производство телефонов и наручных часов.
На графике:
-
найдите точки для следующих комбинаций производства этих товаров; -
определите какие из них соответствуют эффективному варианту производства ( полное использование производственных мощностей).
Рис. 1
телефоны
80
60
40
20
100 200 300 400 наручные часы
Варианты:
-
60 телефонов и 300 часов; -
300 телефонов и 35 часов; -
300 часов и 40 телефонов; -
200 часов и 80 телефонов -
верные ответы а) и д).
3. Эссе
А. Не является ли рыночная экономика эффективной только для богатых?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
-
Как известно, рыночная экономика с помощью цен выравнивает объемы спроса и предложения, не допуская таким образом возникновения дефицитов или излишков. То есть производится то и только то, на что существует спрос. Это свидетельствует об эффективности рыночной экономической системы. -
Однако в этом рассуждении под спросом понимается только платежеспособный спрос. Последний же прямо связан с распределением доходов в обществе. То есть богатые, имеющие деньги для оплаты своих запросов, действительно могут быть уверены в том, что рынок эффективно удовлетворит их потребности. Потребности бедных, не имеющих денег, напротив, останутся неудовлетворенными. В итоге в рыночной экономике вполне возможна ситуация, когда производство товаров и услуг будет ориентировано на удовлетворение прихотей и даже нелепых причуд богатых, в то время как бедные будут умирать от голода, холода и отсутствия медикаментов. Такая экономика не заслуживает названия эффективной. При этом рыночная экономика не имеет естественных или, как говорят экономисты, «встроенных» механизмов выравнивания доходов разных социальных групп. Или, по-вашему, такие механизмы все-таки есть? -
С другой стороны, существует так называемый «исторический аргумент» в пользу капитализма, предложенный великим австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером. Он сравнил положение современного рабочего с положением крестьянина эпохи французского «солнце-короля» Людовика XIV. Ясно, что положение бедных радикально улучшилось за истекшие столетия господства рыночной экономики. Если же сравнить жизнь современного магната и аристократа старых времен, то сдвиги окажутся куда меньше. Они коснутся скорее формы удовлетворения потребностей, чем их сути (у маркиза времен «солнце-короля» не было электробритвы, но вряд ли он от этого страдал, так как его брил личный брадобрей). Вывод Шумпетера: история показывает, что от существования рыночной экономики бедные выигрывают не меньше богатых. -
Известен и контраргумент взглядам Й. Шумпетера. Современные бедные действительно живут лучше бедных прежних времен, но произошло это не из-за закономерностей функционирования рыночной экономики, а вопреки им. В частности, положение низов улучшилось из-за классовой борьбы и перераспределительной роли государства.
Б. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
-
Хорошо известно, что историческая судьба нашей страны отличается исключительным своеобразием. В разные эпохи (при Иване III, Петре I, Николае I, в конце XIX в., в настоящее время) активно обсуждалась проблема «особого русского пути». При этом четко сложились два основных подхода к проблеме: славянофильский и западнический. -
Лейтмотив славянофильского подхода состоит в подчеркивании особости, «инаковости» российского общества и экономики. Согласно этой точке зрения, копирование институтов западного общества не совместимо с природой России, а реформы, переносящие их на российскую почву, только вредят стране. -
Наиболее радикальные сторонники этого подхода считают, что в России действуют особые экономические законы, а хозяйство страны не должно быть ни социалистическим, ни капиталистическим (рыночным), а представлять некий третий национально-русский тип. -
Сторонники западнического подхода полагают, что существуют лишь общемировые цивилизационные типы. Конкретнее, наиболее эффективным типом организации хозяйственной жизни является в настоящее время рыночная экономика. России надлежит заимствовать институты развитых стран (чаще всего упоминаются так называемые «либеральные ценности»). Только переход к ним введет нашу страну в число процветающих экономик. -
Наиболее радикальные сторонники западничества настаивают на ускоренном и насильственном (или полунасильственном) внедрении западного опыта. В ходе этого процесса особенности российской экономики (трактуемые радикальными западниками как признаки отсталости) исчезнут. -
Какая из позиций представляется более обоснованной? Какие аргументы можно привести в их пользу? О чем говорит исторический опыт российских реформ в разные эпохи? -
Возможен ли компромисс между обеими позициями (некий средний вариант)?
В. Свободное эссе по проблемам основных принципов функционирования рыночной экономики (праву собственности, механизмам саморегуляции рынка, социальным проблемам и др.). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.