Файл: Содержание Введение 2 Ветеринария в Древнем Риме 3 Деятельность Галена 6 Заключение 10 Список литературы 12 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

1. Ветеринария в Древнем Риме 3

2. Деятельность Галена 6

Заключение 10

Список литературы 12



Введение
Зачатки научных знаний о природе возникли у народов Древнего Востока за несколько тысячелетий до нашей эры. Это сопровождалось накоплением знаний в области медицины человека и животных, которые использовались многими членами первобытной общины. Функции вречевания постепенно сосредотачивались в руках жрецов, которые применяли таинственные моления, жертвоприношения, гадания. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. После возникновения письменности они стали хранителями знаний о лечении человека и животных.

Ветеринария возникла в глубокой древности в связи с потребностями человека. Она прошла сложный путь накопления и совершенстования знаний. История развития ветеринарии насчитывает более 4,5 тыс. лет.

В период разложение первобытно-общинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающихся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, различными «чудесами» и т.д. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы.

Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы многое взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств.

1. Ветеринария в Древнем Риме
В древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. Рим объединял большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил
, и чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города-государства. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная медицинская служба. Были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.д.

Начиная с I в. н.э. в римской армии существовали ветеринарные врачи, которые обслуживали войсковых животных и лазареты для больных лошадей (veteri- narium). Поскольку болезни животных в Древнем Риме наносили большой экономический ущерб, ветеринарную помощь животным оказывали, кроме профессиональных ветеринарных врачей, медики и сельские хозяева животных.

Врачеванием животных занимались обычно иноземцы - сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока, Малой Азии и Египта. Сущность представления о болезнях животных и мерах борьбы с ними римские ветеринары заимствовали главным образом из Греции. В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела, в отличии от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача. Об этом свидетельствует то, что римское государство привлекало врачей к работе во время эпидемий, эпизоотий и войн. В Риме ветеринарная деятельность в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями и храмами.

Болезни, общие для людей и животных, описываются многими римскими авторами. За 376 лет до н.э., во времена Ромула, был мор среди людей и животных, смерть наступала сразу после возникновения болезни. Силиус Италикус описывает болезнь, вспыхнувшую в 212 г. до н.э. в Сицилии в армиях римлян и карфагенян. Сначала заболевали собаки, потом птицы, животные и затем люди. Болезнь характеризовалась ознобом, дрожью, сильной лихорадкой. Появлялся кашель, наступала слабость и смерть.

Эпизоотии в античное время были частым явлением, «напрасно было искать в этих печальных местах двух одинаковых быков, чтобы запрячь повозку с жертвоприношениями в честь Юноны». Встречаются описания болезней, похожих на бешенство, оспу овец, чуму крупного рогатого скота. Чума крупного рогатого скота впервые встречается в повествованиях о эпизоотиях 376-386 гг. Она была занесена с востока, опустошила Фландрию, Иллирию и достигла окрестностей Рима.



Бешенство описывается как широко известное заболевание, которое передается собаками другим животным и людям. В качестве мер борьбы с бешенством практиковался убой животных и был известен основной признак бешенства водобоязнь.

В известном тексте «Метаморфоз» Апулей рассказывает о бешеной собаке, которая перекусала людей и животных. Укушенных животных собираются убить, и Люциус, превращенный колдуньей в осла, спасается от смерти тем, что выпивает целое ведро воды, доказывая этим, что не страдает водобоязнью.

Наиболее древние работы, из дошедших до нас, - два римских сочинения по ветеринарии, написанные Катоном Старшим (234 - 149 гг. до н.э.) и Марком Теренцием Варроном (116 - 27 гг. до н.э.), оба под заглавием «De re rusticarfi,и труд по ветеринарии Марка Порция Цензори- на (234 - 179 гг. до н.э.). В поэме о земледелии «Георгики» Публия Вергилия Марона (LXXIX-XIX вв. до н.э.) и Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.) - автора обширной энциклопедии и трактата о медицине, отдельные разделы посвящены ветеринарии. Особенной известностью пользуется сочинение под таким же заглавием римского агронома Колумеллы (40 г. н.э.).

Из позднейших римских трудов по ветеринарии наилучший и наиболее полный - «Vegeti Renati artis veterinarie sive mulomedicinae libri quattuor» Публия Вегеция Рената (4'50-510 гг.), главной заслугой которого является попытка установления основ диагностики при лечении животных, и военного писателя Флавия Рената Вегеция (IV в. н.э.) в книге «Artis veterinaria, sive digistorum Mulomedicinae libri IV», где кроме заимствований из греческих иппологических сочинений, он поместил много очерков, основанных на личных наблюдениях и опытах. Он не ограничивался указанием на сходство болезней человека и животных, а действительно сравнивал их на основе данных физиологии и патологии.

Кроме того, имеются труды римских писателей, экономистов, медиков, военных, где отдельные главы и разделы посвящены ветеринарии.

2. Деятельность Галена
Высшего развития медицина времен Римской империи достигла в трудах Галена (130-ок. 200 гг.), который впервые описал систему знаний, охватившую все виды современной ему медицины. Он родился в Малой Азии, в городе Пергаме, отец его был архитектором. Философию, анатомию, математику юноша изучал сначала в Пергаме, затем — во время семилетнего путешествия по городам Греции, Египта, Палестины и Малой Азии. Обучение он закончил в Александрии, где усвоил традиции прославленной Александрийской медицинской школы. Позже он неоднократно упоминал в своих трудах Герофила и Эразистрата, называл александрийского врача Марина «восстановителем анатомии».


Возвратившись в Пергам в возрасте 28 лет, он становится врачом в школе гладиаторов. Врачебное искусство Галена получает признание и славу, и в 164 г. по приглашению императора Марка Аврелия он переезжает в Рим. Имея в Риме огромную практику, Гален занимался и анатомическими исследованиями. Слава его была так велика, что в Риме были отчеканены монеты с изображением Галена, придворного врача Марка Аврелия, а затем его сына Комм ода.

Гален, как и Гиппократ, говорил о четырех телесных соках, равновесие которых в организме является непременным условием здоровья. Он развивал взгляды Гиппократа о различных видах пневмы, которую отождествлял с душой. В организме каждого человека она является частью мировой души и постоянно возобновляется с дыханием. В теле человека, согласно учению Галена, она распадается на жизненную пневму (лат. «spiritus vitalise), душевную и физическую.

Исторические параллели: В китайской натурфилософии понятие ци, соответствующее понятию пневмы, также разделялось на несколько видов. Инь и ян выражали соответственно проявления пневмы земной и небесной. Качество пневмы («ци оин») определяло качество вещей и явлений. Так, например, считалось, что мудрость обусловлена чистотой пневмы, а глупость — ее мутностью.

В работах Галена получает развитие телеология (от греч. «telos» — цель и «logos» — учение) — учение о целесообразности устройства живых организмов, получившее обоснование в трудах Аристотеля. Смысл этого понятия состоит в том, что образ жизни и строение живого организма соответствуют друг другу и имеют целью наилучшую организацию их жизни.

Аристотель писал о том, что «не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы и притом в наивысшей степени, а ради какой цели они существуют и возникли — относится к области прекрасного...»

В своем знаменитом анатомическом сочинении «О назначении частей человеческого тела» Гален описывает как целесообразные устройства руки, ноги, внутренние органы, рот, нос, зубы. Он сравнивает их с частями тела животных, детально разбирает сходство и различие между желудком и процессом пищеварения обезьяны, медведя, лошади, барана. Он подробно описывает строение кровеносных сосудов, глаза. По анатомическим атласам «божественного Галена» врачи обучались более полутора тысяч лет. Идеей целесообразности живых организмов проникнуты его рассуждения о движении костей и мускулов. Исследования Галена отличали самостоятельность суждений, желание все проверить экспериментально. Он писал: «Необходимо точно знать функции и прежде всего строение каждой части, исследуя факты, открываемые анатомированием и лично наблюдаемые; теперь книги тех, которые называют себя анатомами, изобилуют тысячами ошибок».


Одним из главных анатомических открытий Галена называют учение о строении и работе нервов и мозга. В трактате «О перерезке нервов» изложен метод работы Галена, восходящий к традициям медицинской школы Александрии. Великие врачи древности — Алкмеон, Гиппократ, Эразистрат серьезно интересовались строением и функцией нервов, но только Галену удалось выяснить связь между работой нервов и мускулов в результате серии опытов, в которых было окончательно доказано различие между нервами и сухожилиями, а также установлено, какие нервы отвечают за работу разных частей организма.

В трудах, посвященных фармакологии, Гален писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают. Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах. Отметим в заключение, что Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.

В течение столетий авторитет Галена делал бесспорными истинами не только его открытия, но и заблуждения. Так, например, он судил о строении человека по строению обезьяны (в частности, утверждал, что нижняя челюсть человека состоит не из одной кости, а из двух, как у обезьяны). Это было вызвано запрещением вскрывать трупы и даже иметь в качестве пособия скелет человека. На лекциях Галена по анатомии производились публичные вскрытия собак, свиней, медведей, обезьян и других животных. Правда, считают, что Гален пользовался человеческим скелетом, составленным из костей разных людей. Кроме того, во время своих путешествий он несколько лет изучал анатомию в Александрии, где, в отличие от Рима, изучение строения человека по его скелету не считалось кощунством.

Исторические параллели: Спустя столетия врачи средневековой Европы, последователи Гиппократа и Галена, часто сводили изучения только к теоретическому философствованию