Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Что такое социология управления
Что относится к теоретико-методологическим проблемам?
-
Предмет и объект науки -
Закономерности -
Категориальный аппарат, понятия -
Методы и принципы науки
Что является объектом науки социологии управления?
управленческие процессы, протекающие
1. в обществе и его отдельных подсистемах:
-
политической -
экономической -
социальной -
социокультурной
2. в организациях (предприятиях, учреждениях).
Эти управленческие процессы Социология управления рассматривает с точки зрения:
-
деятельности -
интересов -
поведения -
взаимодействия
социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства-подчинения.
Что является предметом социологии управления?
Социология управления - это отрасль социологического знания, предметом которой является:
1. изучение закономерностей, определяющих социальные предпосылки, содержание и результаты управления жизнедеятельностью общества и его важнейших сфер;
2. исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность, призванную согласовывать различные интересы различных субъектов общественной жизни;
3. анализ того, в какой мере и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении;
4. социальное конструирование управленческой деятельности с точки зрения обоснования направлений и механизмов её совершенствования;
5. исторический взгляд на управление, на становление и развитие его форм – государственное управление, сочетание государственного управления и форм общественного самоуправления;
6. процесс отбора основополагающих идей управления, а также возможности применения тех или иных социологических концепций к изучению и объяснению изменения управленческой деятельности;
7. изучение представлений людей об управленческой деятельности:
-
что люди знают о субъектах управления -
о самом управлении -
как они оценивают те или иные управленческие решения с точки зрения самоидентификации, воспринимают ли они их как такие, которые реализуют их собственные потребности и интересы
Какова структура научного знания социологии управления?
Социология управления представляет собой совокупность трёх ипостасей:
1. Как особое направление теоретических и эмпирических исследований, сложившихся в рамках общей социологии и изучающих социальные отношения, возникающие в процессе управления
2. Как специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии, социальной психологии, управленческих наук и изучающая социальную природу управления, социальные условия его функционирования
3. Как одна из составляющих современной теории социального управления
Какие подходы использует социология управления?
Опыт решения социально-экономических проблем опирается на два основных подхода:
-
Программно-целевой, «механический». -
«Концепция модернизации»
1. Программно-целевой подход предполагает:
-
постановку задачи -
поиск решений -
оценку альтернатив -
выбор оптимального пути -
формирование программы действий -
обеспечение её инфраструктуры
Что значит «обеспечить инфраструктуру»?
-
т.е. обеспечить ответственных руководителей -
создать административную структуру -
обеспечить систему сбора и анализа информации -
наладить обратную связь -
наладить контроль исполнения
2. Модернизационный подход основан на осознании того факта, что имеются: пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта.
Что предполагает данный подход?
В рамках данного подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой системы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутреннему позыву.
Социология управления, как прикладная наука, применяет еще два подхода:
-
Социоинженерный -
Клинический
Что принято понимать под социальной инженерией?
Применение организационных структур для воздействия на поведение человека с целью сохранения социальной стабильности в конкретных трудовых коллективах, предприятиях, фирмах, учреждениях.
Речь идет об изучении человеческого поведения в определенных, диктуемых социальной ситуацией условиях, а также о прогнозировании этого поведения с целью оптимального и эффективного управления им
.
Какой диапазон проблем включает в себя социоинженерная деятельность?
Социальная инженерия предусматривает изучение влияния ряда факторов и их внедрение в управленческую практику для повышения эффективности функционирования организации:
-
Изучение мотивации персонала -
Стимулирование труда -
Изучение условий труда -
Удовлетворенности работой -
Деятельности менеджеров -
Организации и режима труда и т.д.
Клиницист (сторонник такого подхода) интересуется:
-
глубоко скрытой от нас сущностью явлений -
вскрывает латентные переменные (скрытые факторы) -
выясняет отклонения (патологию) реальных процессов
Что представляет собой познавательная группа функций?
Познавательная группа включает в себя функции:
-
Описательную (описывает социальные факты и процессы в управлении) -
Объяснительную (объясняет установленные социальные факты и выявляет связи между ними в управленческом процессе) -
Диагностическую (определяет конкретную социальную проблему, подлежащую исследованию)
Что представляет собой прогностическая группа функций?
-
Социального конструирования. Общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Образ будущего объекта, его модели. -
Социального проектирования. Разработка конкретной модели со своими параметрами социального процесса или социальной системы. Это социальный прогноз в виде социального проекта. -
Социального планирования. Разработка целевых комплексных программ развития социальной сферы организации, фирмы, предприятия, города, региона и др.
Что представляет собой управленческая группа функций?
Дело в том, что прикладная социология, коей является социология управления, выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управленческой функции.
1. социоинженерная или социальная технология (которая представляет собой):
-
разработку программы преобразовательной управленческой деятельности -
саму эту деятельность на основе принятой программы, призванной в корне изменить ситуацию -
рекомендации, нацеленные на улучшение тех или иных сторон социальной практики -
решение конкретных задач в рамках совершенствования действующей управленческой системы
2. контрольно-аналитическая (осуществление контроля за реализацией предложений социологов, за ходом внедрения тех или иных социальных технологий).
3. консультационная (оказание всевозможной – теоретической и практической помощи менеджерам).
Что является основными задачами социологии управления?
-
Изучение взаимодействия руководителей и подчинённых -
Выделение из совокупности реальных факторов наиболее важных и типичных и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления -
Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования -
Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления
Какими принципами руководствуется социология управления?
-
системность – восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединённых прямыми и обратными связями, образующими структуру системы -
комплексность – всесторонний охват исследуемых явлений с учётом тенденций развития и взаимодействия с окружающей средой -
объективность – реальное отображение исследуемых явлений -
конкретность – рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения -
историзм – исследования объекта в динамике своего развития -
единство теории и практики – подтверждение теоретических положений на практике, т.к. теория без практики – гипотеза
Какие актуальные проблемы входят в предметное поле социологии управления?
-
организационная культура -
отношения руководства-подчинения -
социальная структура организации -
взаимосвязь формальной и неформальной структур в организации -
социальные группы, статусы и роли -
соединение личных, групповых и общеорганизационных целей -
участие исполнителей в выработке общих решений -
оценка руководителей -
организационные конфликты -
адаптация персонала -
управленческое консультирование -
социальное планирование -
сокращение персонала -
дискриминация по признакам пола, возраста, образования и др. -
удовлетворенность трудом и отчуждение от работы -
социальная ответственность и др.
2.Школы соц управления
В первой половине ХХ века получили развитие четыре школы управленческой мысли:
-
Научного управления; -
Административного управления; -
Человеческих отношений; -
Поведенческих наук.
Школа научного управления
Какие идеи составляют основу Школы научного управления?
Основу теории этой школы составляют:
-
идея рационализации всех компонентов организации, -
ориентация всех структурных единиц организации на её цели, -
всеобщая целесообразность.
Что служит достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации?
Прежде всего:
-
жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации; -
осуществление жесткого всеобъемлющего контроля.
Становление и развитие школы научного управления было связано с публикацией в 1911 году книги Фредерика У. Тейлора (1856 – 1915) «Принципы научного управления».
Что предусматривала теория Ф.Тейлора?
-
одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу; -
побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде; -
Была определена дневная норма выработки, -
труд сверх этой нормы начали оплачивать пропорционально его величине; -
внедрение специализации и стандартизации.
В результате такой усовершенствованной мотивации резко выросла производительность труда.
На какие научные принципы опиралась данная управленческая школа?
Фредерик Тэйлор выдвинул четыре научных принципа управления:
-
внедрение экономических методов работы; -
профессиональный подбор и обучение кадров; -
рациональная расстановка кадров; -
сотрудничество администрации и работников.
Каково значение концепции научного управления?
Школа научного управления обосновала:
-
необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности, -
выдвинула принципы научной организации труда, -
подошла к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.
Но, в то же время, проблема Человеческого фактора оказалась фактически вне поля зрения школы научного управления?
Административная школа в управлении