Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Что такое социология управления

Что относится к теоретико-методологическим проблемам?

  • Предмет и объект науки

  • Закономерности

  • Категориальный аппарат, понятия

  • Методы и принципы науки

Что является объектом науки социологии управления?

управленческие процессы, протекающие

1. в обществе и его отдельных подсистемах:

  • политической

  • экономической

  • социальной

  • социокультурной

2. в организациях (предприятиях, учреждениях).

Эти управленческие процессы Социология управления рассматривает с точки зрения:

  • деятельности

  • интересов

  • поведения

  • взаимодействия

социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства-подчинения.

Что является предметом социологии управления?

Социология управления - это отрасль социологического знания, предметом которой является:

1. изучение закономерностей, определяющих социальные предпосылки, содержание и результаты управления жизнедеятельностью общества и его важнейших сфер;

2. исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность, призванную согласовывать различные интересы различных субъектов общественной жизни;

3. анализ того, в какой мере и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении;

4. социальное конструирование управленческой деятельности с точки зрения обоснования направлений и механизмов её совершенствования;

5. исторический взгляд на управление, на становление и развитие его форм – государственное управление, сочетание государственного управления и форм общественного самоуправления;

6. процесс отбора основополагающих идей управления, а также возможности применения тех или иных социологических концепций к изучению и объяснению изменения управленческой деятельности;

7. изучение представлений людей об управленческой деятельности:

  • что люди знают о субъектах управления

  • о самом управлении

  • как они оценивают те или иные управленческие решения с точки зрения самоидентификации, воспринимают ли они их как такие, которые реализуют их собственные потребности и интересы


Какова структура научного знания социологии управления?

Социология управления представляет собой совокупность трёх ипостасей:

1. Как особое направление теоретических и эмпирических исследований, сложившихся в рамках общей социологии и изучающих социальные отношения, возникающие в процессе управления

2. Как специальная социологическая теория, возникшая на стыке социологии, социальной психологии, управленческих наук и изучающая социальную природу управления, социальные условия его функционирования

3. Как одна из составляющих современной теории социального управления

Какие подходы использует социология управления?

Опыт решения социально-экономических проблем опирается на два основных подхода:

  1. Программно-целевой, «механический».

  2. «Концепция модернизации»

1. Программно-целевой подход предполагает:

  • постановку задачи

  • поиск решений

  • оценку альтернатив

  • выбор оптимального пути

  • формирование программы действий

  • обеспечение её инфраструктуры

Что значит «обеспечить инфраструктуру»?

  • т.е. обеспечить ответственных руководителей

  • создать административную структуру

  • обеспечить систему сбора и анализа информации

  • наладить обратную связь

  • наладить контроль исполнения

2. Модернизационный подход основан на осознании того факта, что имеются: пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта.

Что предполагает данный подход?

В рамках данного подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой системы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутреннему позыву.

Социология управления, как прикладная наука, применяет еще два подхода:

  • Социоинженерный

  • Клинический

Что принято понимать под социальной инженерией?

Применение организационных структур для воздействия на поведение человека с целью сохранения социальной стабильности в конкретных трудовых коллективах, предприятиях, фирмах, учреждениях.

Речь идет об изучении человеческого поведения в определенных, диктуемых социальной ситуацией условиях, а также о прогнозировании этого поведения с целью оптимального и эффективного управления им

.

Какой диапазон проблем включает в себя социоинженерная деятельность?

Социальная инженерия предусматривает изучение влияния ряда факторов и их внедрение в управленческую практику для повышения эффективности функционирования организации:

  • Изучение мотивации персонала

  • Стимулирование труда

  • Изучение условий труда

  • Удовлетворенности работой

  • Деятельности менеджеров

  • Организации и режима труда и т.д.

Клиницист (сторонник такого подхода) интересуется:

  • глубоко скрытой от нас сущностью явлений

  • вскрывает латентные переменные (скрытые факторы)

  • выясняет отклонения (патологию) реальных процессов

Что представляет собой познавательная группа функций?

Познавательная группа включает в себя функции:

  1. Описательную (описывает социальные факты и процессы в управлении)

  2. Объяснительную (объясняет установленные социальные факты и выявляет связи между ними в управленческом процессе)

  3. Диагностическую (определяет конкретную социальную проблему, подлежащую исследованию)

Что представляет собой прогностическая группа функций?

  1. Социального конструирования. Общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Образ будущего объекта, его модели.

  2. Социального проектирования. Разработка конкретной модели со своими параметрами социального процесса или социальной системы. Это социальный прогноз в виде социального проекта.

  3. Социального планирования. Разработка целевых комплексных программ развития социальной сферы организации, фирмы, предприятия, города, региона и др.

Что представляет собой управленческая группа функций?

Дело в том, что прикладная социология, коей является социология управления, выступает как важный инструмент совершенствования управления, что дает основание говорить о реализации ею управленческой функции.

1. социоинженерная или социальная технология (которая представляет собой):

  • разработку программы преобразовательной управленческой деятельности

  • саму эту деятельность на основе принятой программы, призванной в корне изменить ситуацию

  • рекомендации, нацеленные на улучшение тех или иных сторон социальной практики

  • решение конкретных задач в рамках совершенствования действующей управленческой системы


2. контрольно-аналитическая (осуществление контроля за реализацией предложений социологов, за ходом внедрения тех или иных социальных технологий).

3. консультационная (оказание всевозможной – теоретической и практической помощи менеджерам).

Что является основными задачами социологии управления?

  1. Изучение взаимодействия руководителей и подчинённых

  2. Выделение из совокупности реальных факторов наиболее важных и типичных и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления

  3. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, т.е. прогноз её совершенствования

  4. Формулирование научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления

Какими принципами руководствуется социология управления?

  • системность – восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединённых прямыми и обратными связями, образующими структуру системы

  • комплексность – всесторонний охват исследуемых явлений с учётом тенденций развития и взаимодействия с окружающей средой

  • объективность – реальное отображение исследуемых явлений

  • конкретность – рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения

  • историзм – исследования объекта в динамике своего развития

  • единство теории и практики – подтверждение теоретических положений на практике, т.к. теория без практики – гипотеза

Какие актуальные проблемы входят в предметное поле социологии управления?

  • организационная культура

  • отношения руководства-подчинения

  • социальная структура организации

  • взаимосвязь формальной и неформальной структур в организации

  • социальные группы, статусы и роли

  • соединение личных, групповых и общеорганизационных целей

  • участие исполнителей в выработке общих решений

  • оценка руководителей

  • организационные конфликты

  • адаптация персонала

  • управленческое консультирование

  • социальное планирование

  • сокращение персонала

  • дискриминация по признакам пола, возраста, образования и др.

  • удовлетворенность трудом и отчуждение от работы

  • социальная ответственность и др.

2.Школы соц управления


В первой половине ХХ века получили развитие четыре школы управленческой мысли:

  • Научного управления;

  • Административного управления;

  • Человеческих отношений;

  • Поведенческих наук.

Школа научного управления

Какие идеи составляют основу Школы научного управления?

Основу теории этой школы составляют:

  • идея рационализации всех компонентов организации,

  • ориентация всех структурных единиц организации на её цели,

  • всеобщая целесообразность.

Что служит достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации?

Прежде всего:

  1. жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации;

  2. осуществление жесткого всеобъемлющего контроля.

Становление и развитие школы научного управления было связано с публикацией в 1911 году книги Фредерика У. Тейлора (1856 – 1915) «Принципы научного управления».

Что предусматривала теория Ф.Тейлора?

  1. одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу;

  2. побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде;

  3. Была определена дневная норма выработки,

  4. труд сверх этой нормы начали оплачивать пропорционально его величине;

  5. внедрение специализации и стандартизации.

В результате такой усовершенствованной мотивации резко выросла производительность труда.

На какие научные принципы опиралась данная управленческая школа?

Фредерик Тэйлор выдвинул четыре научных принципа управления:

  1. внедрение экономических методов работы;

  2. профессиональный подбор и обучение кадров;

  3. рациональная расстановка кадров;

  4. сотрудничество администрации и работников.

Каково значение концепции научного управления?

Школа научного управления обосновала:

  • необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности,

  • выдвинула принципы научной организации труда,

  • подошла к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.

Но, в то же время, проблема Человеческого фактора оказалась фактически вне поля зрения школы научного управления?

Административная школа в управлении