Файл: Сочинение по литературе (как допуск к егэ) по закрытым темам, направленным Рособрнадзором.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К5 – КРИТЕРИЙ 5 - Грамотность




Речевые нормы

Орфографич.

нормы

Пунктуацион-ные нормы

Граммати-ческие нормы

Фактичес-кая точность

Школа

2

1

0

3

2

1

0

3

2

1

0

2

1

0

1

0

МАОУ «Костинская СОШ»

3

0

0

0

3

0

0

2

0

0

1

0

2

1

3

0

МАОУ «Андреевская СОШ»

2

0

0

2

0

0

0

1

1

0

0

0

2

0

1

1

МАОУ «Лабазинская СОШ»

2

0

0

1

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

2

0

МАОУ «Ефимовская СОШ»

1

2

1

3

1

0

0

2

1

1

0

1

3

0

4

0

МАОУ «Курманаевская СОШ»

9

10

2

13

7

1

0

13

5

3

0

17

3

1

18

3

МАОУ «Михайловская СОШ»

3

0

0

3

0

0

0

1

1

1

0

0

1

2

2

1

ИТОГО:

20

12

3

22

11

2

0

19

9

5

2

18

12

5

30

5


Вместе с тем выявлены в работах следующие недостатки:

Слабым звеном по критерию «Грамотность» оказалось соблюдение грамматических норм. В 48% работ допущены грамматические ошибки (от 2-х до 5-ти и более). 45% обучающихся допустили от 2-х до 5-ти и более пунктуационных ошибок.

Наибольшее количество пунктуационных ошибок было допущено при постановке знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, при постановке запятой на стыке союзов, при использовании вводных слов, в предложениях с обособленными членами предложения, при постановке знаков препинания при прямой речи и введении цитаты в предложение. Причиной допущения пунктуационных ошибок является не только незнание правил, но и неумение ясно формулировать мысль.

В некоторых работах имеются фактические ошибки (14% обучающихся) разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник (в именах, фамилиях и инициалах писателей, героев и их социальном статусе; в сюжетной основе произведения; при установлении причинно-следственных связей между событиями, поступками персонажей):

-«Онегин предлагает ей сбежать вместе с ним»

-«Петр Гринев служил королеве»

-«Родион причислял себя к творцам истории»

Достаточно большое количество сочинений содержит клишированные заготовки, адаптированные к конкретной теме.

-«Из всего выше сказанного»

-«Подводя итог всему вышесказанному»

Заметно, что многие ребята в сочинении передавали не собственные рассуждения («кочующие» из работы в работу аргументы, многообразные повторы), а прочитанные когда-то в Интернете (Е.Базаров, Р.Раскольников, И.И.Обломов, Юшка, П.Гринев).

В то же время о самостоятельности работ свидетельствуют как положительные качества сочинений (оригинальный выбор литературного материала, стремление высказать собственную позицию, проявить свое отношение к проблеме, обратиться к личному жизненному опыту), так и недочеты: неумелое построение работы, слабость доказательной базы, недостатки речевого оформления.

Большинство сочинений имеют объем от 250 до 300 слов. Такие выпускники, набрав необходимое количество слов, стремительно сворачивают рассуждение и переходят к заключению или, если требование к объему еще не достигнуто, добавляют в работу второй (реже третий) литературный пример, пренебрегая композиционной стройностью и соразмерностью частей.



В работах низкого качества заметно стремление к искусственному расширению текстового объема (неоправданные повторы тезисов из формулировки темы сочинения, формальное включение заранее заготовленных афоризмов, немотивированное обращение к нескольким литературным источникам в ущерб глубине рассуждений и др.).

Не все ученики чувствуют авторскую позицию, не задумываются о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. В некоторых работах суждения очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок:

-«человек – это многогранное существо»

-«человек имеет букет личных качеств»

-«автор удачно передал свои чувства»

-«у Маргариты появилась возможность вытащить его из больницы»

-«Илью Ильича, живущего малоподвижным образом жизни»

-«всяческие попытки заработка не приносят необходимого итога»

-«сначала ему опостылело светское общество»

-«идеи Базарова перечат общепринятым устоям»

-«рассказчик одержим идеей убить наполеона (Пьер Безухов)»

-«способны жертвовать жизнью ради народа, в котором они находились на протяжении многих лет существования»

Многие сочинения строятся по композиционному шаблону с использованием клише при переходе от одной мысли к другой. Часто отсутствует хоть какая-то связь между литературными примерами, даже если они взяты из произведений писателей разных столетий.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся (43% обучающихся):

1) нарушение последовательности высказывания;

2) отсутствие связи между частями высказывания;

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

4) несоразмерность частей высказывания;

5) нарушение причинно-следственных связей;

6) нарушение логико-композиционной структуры текста.

Типичные речевые ошибки (42% обучающихся):

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) нарушение лексической сочетаемости;

5) употребление лишнего слова (плеоназм);

6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

7) необоснованный пропуск слова;


8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

-«отказался выпить за победу немецкого орудия»

-«совершить повторный бег» (вместо побег)

-«Гринев – носитель этого свойства»

-«в ходе произведения он доказывал нам это»

-«люди закладывали в книгу все свои чувства»

-«стал принижать достоинство Марии Мироновой»

-«во всех ситуациях такого человека проявляется бесчестие»

-«человек, который имеет честь, всегда получит свое вознаграждение»

-«они хотят нас остеречь от всех трудностей»

-«великие ценности, которые присутствуют в человеке»

-«автор акцентирует особенное внимание»

-«в конкретных обстоятельствах раскрываются характеры, убеждения, мнения, предрасположенности»

-«они живут во имя благополучия общества, стараясь не навредить ему собственными интересами»

-«нарушать личностные границы»

-«понимание обошлось ему в…»

-«рвение к реализации цели дает силы»

-«и снова сесть за руль самолета»

-«осуществить мечты в реальность»

-«человек оценивается именно этим»

-«оказывает влияние на уязвленного как личность героя»

-«к нему ужасно относилось общество без весомой на то причины»

-«окружение отыгрывалось на Юшке»

-«этими всеми действиями он соорудил себе гнездо»

-«приехал для повышения опыта»

-«образом, совершившим все самые лучшие качества, является А.Соколов»

-«самопожертвенные люди»

-«богатея материально и беднея душевно»

-«автор нам повествует»

-«Остап стал выдающимся казаком»

-«он смалодушничал»

-«ценные качества делают из нее человека (О Матрене)»

Грамматические ошибки (48% обучающихся):

1) неправильное оформление цитат;

2) сочетание подлежащего и сказуемого;

3) несоответствие употребления форм глаголов;

4) ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.

-«Выходя из нее, на девушку напали»

Среди орфографических ошибок следует выделить (37% обучающихся):

  1. окончания прилагательных, причастий, существительных, глаголов;

  2. дефисные написания;

  3. н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных;

  4. раздельное и слитное написание не с наречиями;

  5. написание производных предлогов;

  6. написание сложных слов;

  7. непроизносимый согласный;

  8. удвоенные согласные;

  9. слитное написание союзов;

  10. непроверяемая гласная в корне.


Замечания по заполнению бланков

Тема сочинения должна быть обязательно записана в бланк №2. (Щанькина Д. МАОУ «Костинская СОШ», Хохлова Т. МАОУ «Курманаевская СОШ»)

Рекомендации:

Методическим объединениям учителей русского языка и литературы:

1.1 проанализировать результаты итогового сочинения учащихся школ;

1.2 разработать в рамках школьных МО гуманитарного цикла общие требования к монологическим ответам учащихся, в которых обязательно должна быть личностная оценка;

1.3 подготовить для учащихся список рекомендованной дополнительной литературы на актуальные общечеловеческие темы;

1.4 проводить регулярный мониторинг сформированности функциональной грамотности, контроль за эффективностью работы по ликвидации пробелов в освоении образовательной программы по русскому языку.

2.Учителям - предметникам:

2.1 обращать внимание:

* на анализ ответов учащихся на уроках с позиции соответствия ответа заданной теме, глубине её раскрытия, индивидуальности и оригинальности выбора путей раскрытия (анализ может представлять сам отвечающий, другие ученики, а учитель подводит итог, обобщает),

*на развитие умений учащихся аргументировать тезисную часть высказывания с обязательным привлечением литературного материала,

*на коррекционную работу по устранению логических ошибок в ответах учащихся, связанных в первую очередь с нарушением последовательности высказывания, неоправданным повторением высказанной ранее мысли, отсутствием логической связи между частями высказывания;

2.2 активизировать работу:

* над расширением круга чтения уч-ся на уроках литературы. При изучении художественных произведений обозначать как можно более широкий круг проблем, рассматриваемых автором в его произведении и возможности использования данных произведений для написания итогового сочинения,

*по совершенствованию уровня речевой грамотности учащихся, по расширению кругозора, увеличению лексического запаса слов выпускников;

*по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков учащихся на уроках русского языка; соблюдать единый орфографический режим в школе; в рамках подготовки к итоговой аттестации систематически проводить «пробные» сочинения в соответствии с новыми формами проведения экзамена;

2.3 проводить практикумы по обучению написания сочинения-рассуждения на определенную тему;