Файл: Сочинение по литературе (как допуск к егэ) по закрытым темам, направленным Рособрнадзором.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К5 – КРИТЕРИЙ 5 - Грамотность
| Речевые нормы | Орфографич. нормы | Пунктуацион-ные нормы | Граммати-ческие нормы | Фактичес-кая точность | |||||||||||
Школа | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 |
МАОУ «Костинская СОШ» | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 |
МАОУ «Андреевская СОШ» | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 |
МАОУ «Лабазинская СОШ» | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 |
МАОУ «Ефимовская СОШ» | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 | 0 | 4 | 0 |
МАОУ «Курманаевская СОШ» | 9 | 10 | 2 | 13 | 7 | 1 | 0 | 13 | 5 | 3 | 0 | 17 | 3 | 1 | 18 | 3 |
МАОУ «Михайловская СОШ» | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 20 | 12 | 3 | 22 | 11 | 2 | 0 | 19 | 9 | 5 | 2 | 18 | 12 | 5 | 30 | 5 |
Вместе с тем выявлены в работах следующие недостатки:
Слабым звеном по критерию «Грамотность» оказалось соблюдение грамматических норм. В 48% работ допущены грамматические ошибки (от 2-х до 5-ти и более). 45% обучающихся допустили от 2-х до 5-ти и более пунктуационных ошибок.
Наибольшее количество пунктуационных ошибок было допущено при постановке знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, при постановке запятой на стыке союзов, при использовании вводных слов, в предложениях с обособленными членами предложения, при постановке знаков препинания при прямой речи и введении цитаты в предложение. Причиной допущения пунктуационных ошибок является не только незнание правил, но и неумение ясно формулировать мысль.
В некоторых работах имеются фактические ошибки (14% обучающихся) разных типов, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник (в именах, фамилиях и инициалах писателей, героев и их социальном статусе; в сюжетной основе произведения; при установлении причинно-следственных связей между событиями, поступками персонажей):
-«Онегин предлагает ей сбежать вместе с ним»
-«Петр Гринев служил королеве»
-«Родион причислял себя к творцам истории»
Достаточно большое количество сочинений содержит клишированные заготовки, адаптированные к конкретной теме.
-«Из всего выше сказанного»
-«Подводя итог всему вышесказанному»
Заметно, что многие ребята в сочинении передавали не собственные рассуждения («кочующие» из работы в работу аргументы, многообразные повторы), а прочитанные когда-то в Интернете (Е.Базаров, Р.Раскольников, И.И.Обломов, Юшка, П.Гринев).
В то же время о самостоятельности работ свидетельствуют как положительные качества сочинений (оригинальный выбор литературного материала, стремление высказать собственную позицию, проявить свое отношение к проблеме, обратиться к личному жизненному опыту), так и недочеты: неумелое построение работы, слабость доказательной базы, недостатки речевого оформления.
Большинство сочинений имеют объем от 250 до 300 слов. Такие выпускники, набрав необходимое количество слов, стремительно сворачивают рассуждение и переходят к заключению или, если требование к объему еще не достигнуто, добавляют в работу второй (реже третий) литературный пример, пренебрегая композиционной стройностью и соразмерностью частей.
В работах низкого качества заметно стремление к искусственному расширению текстового объема (неоправданные повторы тезисов из формулировки темы сочинения, формальное включение заранее заготовленных афоризмов, немотивированное обращение к нескольким литературным источникам в ущерб глубине рассуждений и др.).
Не все ученики чувствуют авторскую позицию, не задумываются о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием. В некоторых работах суждения очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок:
-«человек – это многогранное существо»
-«человек имеет букет личных качеств»
-«автор удачно передал свои чувства»
-«у Маргариты появилась возможность вытащить его из больницы»
-«Илью Ильича, живущего малоподвижным образом жизни»
-«всяческие попытки заработка не приносят необходимого итога»
-«сначала ему опостылело светское общество»
-«идеи Базарова перечат общепринятым устоям»
-«рассказчик одержим идеей убить наполеона (Пьер Безухов)»
-«способны жертвовать жизнью ради народа, в котором они находились на протяжении многих лет существования»
Многие сочинения строятся по композиционному шаблону с использованием клише при переходе от одной мысли к другой. Часто отсутствует хоть какая-то связь между литературными примерами, даже если они взяты из произведений писателей разных столетий.
К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся (43% обучающихся):
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) несоразмерность частей высказывания;
5) нарушение причинно-следственных связей;
6) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Типичные речевые ошибки (42% обучающихся):
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
4) нарушение лексической сочетаемости;
5) употребление лишнего слова (плеоназм);
6) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
7) необоснованный пропуск слова;
8) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
9) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
-«отказался выпить за победу немецкого орудия»
-«совершить повторный бег» (вместо побег)
-«Гринев – носитель этого свойства»
-«в ходе произведения он доказывал нам это»
-«люди закладывали в книгу все свои чувства»
-«стал принижать достоинство Марии Мироновой»
-«во всех ситуациях такого человека проявляется бесчестие»
-«человек, который имеет честь, всегда получит свое вознаграждение»
-«они хотят нас остеречь от всех трудностей»
-«великие ценности, которые присутствуют в человеке»
-«автор акцентирует особенное внимание»
-«в конкретных обстоятельствах раскрываются характеры, убеждения, мнения, предрасположенности»
-«они живут во имя благополучия общества, стараясь не навредить ему собственными интересами»
-«нарушать личностные границы»
-«понимание обошлось ему в…»
-«рвение к реализации цели дает силы»
-«и снова сесть за руль самолета»
-«осуществить мечты в реальность»
-«человек оценивается именно этим»
-«оказывает влияние на уязвленного как личность героя»
-«к нему ужасно относилось общество без весомой на то причины»
-«окружение отыгрывалось на Юшке»
-«этими всеми действиями он соорудил себе гнездо»
-«приехал для повышения опыта»
-«образом, совершившим все самые лучшие качества, является А.Соколов»
-«самопожертвенные люди»
-«богатея материально и беднея душевно»
-«автор нам повествует»
-«Остап стал выдающимся казаком»
-«он смалодушничал»
-«ценные качества делают из нее человека (О Матрене)»
Грамматические ошибки (48% обучающихся):
1) неправильное оформление цитат;
2) сочетание подлежащего и сказуемого;
3) несоответствие употребления форм глаголов;
4) ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
-«Выходя из нее, на девушку напали»
Среди орфографических ошибок следует выделить (37% обучающихся):
-
окончания прилагательных, причастий, существительных, глаголов; -
дефисные написания; -
н и нн в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных; -
раздельное и слитное написание не с наречиями; -
написание производных предлогов; -
написание сложных слов; -
непроизносимый согласный; -
удвоенные согласные; -
слитное написание союзов; -
непроверяемая гласная в корне.
Замечания по заполнению бланков
Тема сочинения должна быть обязательно записана в бланк №2. (Щанькина Д. МАОУ «Костинская СОШ», Хохлова Т. МАОУ «Курманаевская СОШ»)
Рекомендации:
Методическим объединениям учителей русского языка и литературы:
1.1 проанализировать результаты итогового сочинения учащихся школ;
1.2 разработать в рамках школьных МО гуманитарного цикла общие требования к монологическим ответам учащихся, в которых обязательно должна быть личностная оценка;
1.3 подготовить для учащихся список рекомендованной дополнительной литературы на актуальные общечеловеческие темы;
1.4 проводить регулярный мониторинг сформированности функциональной грамотности, контроль за эффективностью работы по ликвидации пробелов в освоении образовательной программы по русскому языку.
2.Учителям - предметникам:
2.1 обращать внимание:
* на анализ ответов учащихся на уроках с позиции соответствия ответа заданной теме, глубине её раскрытия, индивидуальности и оригинальности выбора путей раскрытия (анализ может представлять сам отвечающий, другие ученики, а учитель подводит итог, обобщает),
*на развитие умений учащихся аргументировать тезисную часть высказывания с обязательным привлечением литературного материала,
*на коррекционную работу по устранению логических ошибок в ответах учащихся, связанных в первую очередь с нарушением последовательности высказывания, неоправданным повторением высказанной ранее мысли, отсутствием логической связи между частями высказывания;
2.2 активизировать работу:
* над расширением круга чтения уч-ся на уроках литературы. При изучении художественных произведений обозначать как можно более широкий круг проблем, рассматриваемых автором в его произведении и возможности использования данных произведений для написания итогового сочинения,
*по совершенствованию уровня речевой грамотности учащихся, по расширению кругозора, увеличению лексического запаса слов выпускников;
*по систематизации и обобщению орфографических и пунктуационных навыков учащихся на уроках русского языка; соблюдать единый орфографический режим в школе; в рамках подготовки к итоговой аттестации систематически проводить «пробные» сочинения в соответствии с новыми формами проведения экзамена;
2.3 проводить практикумы по обучению написания сочинения-рассуждения на определенную тему;