Файл: Введение Понятие местных финансов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание
Введение………………………………………………………...…………………………...3

1 Понятие местных финансов……………………………………………………………....4

2 Российское законодательство о праве муниципальных образований на

местные финансы………………………………………………………...……………….6

3 Финансовые ресурсы Находкинского городского округа……………………………...8

Заключение………………………………………………………………………….……...14

Список использованных источников……...…………………………………….………..16

Введение

Местное самоуправление является важнейшим элементом демо-кратического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
Актуальность темы. Органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства. Главой 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняют данное положение Конституции РФ. Из этого следует, что признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок для развития местного самоуправления. Конституционное закрепление финансовых основ местного самоуправления подчеркивает важность рассматриваемой темы.


Не случайно в Европейской хартии местное самоуправление самая большая по объему статья посвящена характеристике источников финансирования органов местное самоуправление. Эти положения хартии можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику любого государства применительно к местным органам власти, получая свое отражение в законодательстве.

Целью работы является изучение особенностей местных финансов как объекта муниципального управления на примере города Находка.

1 Понятие местных финансов

Местные финансы относятся к ресурсам муниципального образования, играя исключительно важную роль как инструмент осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием. Местные финансы – это совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него местным сообществом и для реализации отдельных государственных полномочий [4, с.125].

Следовательно местные финансы могут формироваться из трех основных источников:

государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и т. п.);

заемные средства или муниципальный кредит.

Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности.



Процесс управления муниципальными финансами можно представить в виде трех взаимоувязанных стадий, относящихся к внутренней структуре общей экономики муниципального хозяйства и состоящих из:

финансового планирования (изыскания муниципальных доходов на решение соответствующих задач);

бюджетного процесса как инструмента, обеспечивающего решение задач местного значения;

анализа исполнения и оценки результатов.

По внутреннему содержанию характер и цели деятельности на каждой из этих стадий имеют существенные различия. На первой стадии основным видом деятельности органов местного самоуправления является составление анализа и прогноза финансового состояния муниципального хозяйства. При этом требуется профессионально исполненная аналитическая работа. На второй стадии доминирующим является процесс исполнения бюджета. На третьей – процесс надежного контроля с возможностью получения объективной информации. Не вызывает сомнения тот факт, что все эти функции не могут быть отнесены к исполнению одними и теми же структурами органов местного самоуправления. Очевидным и крайне важным становится разделение функций в процессе управления муниципальными финансами [5].

Как правило, в структуре органов местного самоуправления этой деятельностью занимаются три основных вида структур:

1 Финансовые органы, основной задачей которых является финансовое планирование.

2 Бюджетные органы, основной задачей которых является организация и осущес-твление бюджетного процесса.

3 Контрольные органы, основной задачей которых является контроль за расходованием средств и подготовка данных для анализа, предложений, технологий.

Смешение этих функций в структурах нелогично, так как интересы у этих органов крайне различны: если мы возложим функцию финансового планирования на бюджетные органы (что происходит достаточно часто), тем самым подчиним процесс финансового планирования не интересам развития муниципального образования, а интересам исполнителя. Неэффективно также совмещать функции контроля и функции исполнения.

2 Российское законодательство о праве муниципальных

образований на местные финансы

Осуществление местного самоуправления невозможно без законодательного закрепления их финансовой основы. Положения о бюджетных и налоговых правах органов местного самоуправления содержатся в таком важнейшем документе как Конституция РФ. Так, частью 1 ст. 132 Конституции органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. Часть 2 этой же статьи требует при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями передачи необходимых для их осуществления средств. Статья 133 гарантирует местному самоуправлению право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Тем самым заложены принципиально значимые правовые основы самостоятельности местного самоуправления в решении финансовых вопросов.


Гражданским Кодексом РФ, а по сути, – экономической конституцией страны (ст. 215), вводится понятие муниципальной казны, в состав которой входят средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Более подробные положения, регулирующие финансовую деятельность местного самоуправления, содержатся в главе V «Финансово-экономическая основа местного самоуправления» Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме самостоятельности в вопросах формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, гарантированной Конституцией РФ, Федеральный закон закрепляет за органами местного самоуправления право контроля за исполнением местного бюджета. Закон достаточно подробно перечисляет источники доходов местных бюджетов, относя к доходам местных бюджетов и средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Федеральным законом установлен и запрет на изъятие суммы превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Финансовая самостоятельность, а фактически, и самостоятельность вообще, местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии возможности долговременного финансового планирования. Учитывая это, законодатель в статье 37 Федерального закона установил, что органы государственной власти обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, основанных на нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Причем доходные источники закрепляются на долговременной основе, что не только предоставляет возможность долгосрочного планирования, но и стимулирует органы местного самоуправления к развитию доходных источников.

На органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, но закон требует при этом принятия таких стандартов органами государственной власти и гарантирует их выполнение путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.


Для финансирования осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Федеральный закон требует предусматривать необходимые финансовые средства ежегодно в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ.

Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, связанные с решениями органов государственной власти, должны, в соответствии с Федеральным законом, компенсироваться органами, принявшими соответствующие решения. Органам местного самоуправления при этом предоставлено право исполнять такие решения в пределах переданных им в качестве компенсации средств [5].

В прошлом, настоящем и, видимо, в обозримом будущем местные бюджеты не формировались и не будут формироваться исключительно за счет налоговых поступлений. Учитывая ограниченность налоговых ресурсов, необходимо изыскивать иные возможности для укрепления финансовой основы местного самоуправления, особенно это касается средств, направляемых на развитие территории. Поэтому Федеральный закон закрепляет за органами местного самоуправление права на получение платы за пользование природными ресурсами, получение средств от собственной хозяйственной деятельности, образование целевых внебюджетных фондов, участие в кредитных отношениях путем выпуска муниципальных займов и лотерей, получения и выдачи кредитов, создания муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений.

3 Финансовые ресурсы Находкинского городского округа

Финансовые ресурсы города Находки включают в себя бюджет города Находки, средства внебюджетных фондов города, иные финансовые активы (ценные бумаги, кредитные ресурсы, валютные средства и др.), которыми город Находка может располагать в соответствии с законодательством Российской Федерации [8].

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют муниципальный бюджет.

Порядок и организация аудиторской проверки бюджетно- финансовой деятельности администрации города, муниципальных предприятий, учреждений, организаций, фондов, финансово-кредитных учреждений устанавливаются Думой.

Для местного бюджета муниципального образования законодательно определены:

  • источники дохода местного бюджета муниципального образования г. Находка в 2011 году;

  • нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местного бюджета;

  • минимально необходимые расходы местного бюджета;

  • доля дотации муниципального образования.