Файл: Влияние средств массовой информации на жизненные ценности молодёжи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ
Иванова Анастасия Сергеевна,
студент группы СПП-2131
института общественных наук
Уральского государственного педагогического университета,
г. Екатеринбург, Россия
e-mail: super.nastia2010134567@gmail.com
Аннотация. В статье рассмотрено состояние информационного пространства в России и влияние средств массовой информации на жизненные ценности молодёжи. Проанализированы хорошее воздействие и плохое воздействие средств массовой информации на молодёжь, функции средств массовой информации, особенности средств массовой информации.
Ключевые слова: СМИ, информация, ценностные ориентации, молодежь, ценности, массовая культура.
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPACT OF THE MASS MEDIA ON THE LIFE VALUES OF YOUTH THE DEVELOPMENT OF HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS
Ivanova Anastasiya Sergeevna,
student of group SPP-2131
institute of Social Sciences
Ural State Pedagogical University
Yekaterinburg, Russia
e-mail: super.nastia2010134567@gmail.com
Abstract. The article considers the state of the information space in Russia and the influence of the media on the life values of young people. The good impact and bad impact of the media on young people, the functions of the media, and the features of the media are analyzed.
Keywords: Media, information, value orientations, youth, values, mass culture.
Актуальность проблемы заключается в том, что сейчас молодёжь активно следит за СМИ и формирует своё мировоззрение, следя за различным информационным потоком, который осознанно или неосознанно влияет на восприятие. СМИ буквально управляет людьми, а в особенности молодёжью, которая больше подвержена этому информационному влиянию.
Степень изученности темы. Проблемы деятельности средств массовой информации, их влияние на аудиторию привлекали внимание зарубежных ученых на протяжении всего двадцатого века и рассматривались под углом зрения разных наук: социологии, политологии, психологии, лингвистики, философии. Э. Дэннис отмечает, что «концепция «власти прессы» была аксиомой...что пресса и другие средства информации могут влиять на мнения и управлять людьми, верили еще давно. Дискуссии о средствах массовой информации переходного периода занимали значительное место в исследовательской литературе на протяжении всего последнего десятилетия.
В настоящее время проблема информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более и более масштабный характер. Это объясняется тем, что «современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой
Начавшееся в середине ХХ-ого столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества нового типа-информационного общества. Средства массовой информации занимают лидирующую позицию среди социальных институтов человека и очень сильно влияют на него. В настоящее время наблюдается усиление воздействия средств массовой информации на сознание людей, а особенно на молодёжь, включая систему ценностных ориентаций. Сложно представить, что СМИ буквально способны изменить наши предпочтения на выборах, заставить нас пересмотреть свою позицию касаемо определённых вопросов или даже убедить нас в верности абсолютно ложной информации, всё может поменяться.
СМИ просто повсюду: в интернете, в журналах, в телевизорах, на баннерах и афишах. Весь этот информационный поток прямо или косвенно воздействует на человека, так как транслирует культурно-ценностные ориентации.
Ценностные ориентации — это важнейшие составляющие миропонимания личности, закрепленные актуальным навыком индивидуума в процессе его социализации и инкультурации. Диапазон ценностных ориентаций личности довольно широк: семейные, этические, социальные, духовные
Одним из основных субъектов воспроизводства культурно-ценностных ориентаций является молодежь, именно она привносит в общество новую модель поведения, ценностные ориентации, традиции.
По мнению А.Н. Тесленко: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами,, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 %*.
Молодежь - это многочисленная и наиболее динамично развивающаяся возрастная группа населения и важный субьект социальных перемен, то есть эта та движущаяся сила, которая является создателем различных изменений, происходящих в обществе. Молодежь может выступать и выступает одновременно как субъект и объект социальных отношений. Здесь интерес связан, прежде всего, с возрастом, то есть «временной определенностью молодежи и проблемой поколений.
Современные исследователи считают, что СМИ влияет как негативно, так и позитивно на молодёжь, но больше, конечно, преобладает негативного. Рассмотрим позитивную и отрицательную стороны воздействия телевидения на сознание молодого поколения.
Во-первых, телевидение позитивно воздействуют на молодёжь, так как оттуда они могут узнать, что же происходит в мире и что сейчас актуально, то есть происходит информационное обогащение.
Благодаря СМИ повышается политическая культура, молодое поколение активно включается в политическую жизнь страны, что создаёт гражданское общество, которое очень хорошо влияет на жизнь в стране.
СМИ помогает отвлечься от обыденных проблем и окунуться в информационное пространство, а также просто отдохнуть, смотря какие-нибудь развлекательные шоу.
Так же СМИ помогает социализироваться человеку, помогая в решении некоторых вопросов: куда поехать, как живут люди, что и где купить, что делать и т.д.
Во-вторых, СМИ несут много негативных сторон на жизненные ценности молодёжи из них можно выделить такие, как: пропаганда насилия и жестокого обращения, которая показана в новостях, фильмах.
СМИ из-за своего постоянного быстрого потока информации психологически давят на человека, нужно постоянно быть осведомлённым обо всём.
СМИ очень ярко пропагандируют ценностные ориентиры, которые оказывают большое влияние на ценности молодёжи. Например, стремление к успеху любой ценой, принцип «деньги не пахнут», модель так называемой «жизнеспособной личности», пожертвовать «слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые» и прочее
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. С точки зрения реализации функций СМИ – развивающей, воспитывающей и развлекательной, – преобладает вторая.
На наш взгляд, средствам массовой информации необходимо воспитывать у молодежи научное мировоззрение, активную жизненную позицию, заботиться о привитии им моральных, общественных и гражданских норм и ценностей. Личность, обогащенная подобным нравственным иммунитетом, гораздо сильнее противостоит любым негативным влияниям извне и может самостоятельно анализировать предложенную информацию. Дело в том, что от уровня образованности и индивидуальной нравственной ответственности молодого поколения во многом зависит социально-экономическое благополучие и развитие всей страны.
Список использованной литературы
1. Абрамейцева В.В. Средства массовой информации в процессе формирования общественного мнения в современной России: дис. …. канд. социол. наук: 23.00.02 /
В.В. Абрамейцева. - Саратов, 2006. - 139 с.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. - М. : Аспект-Пресс, 2008. - 191 с.
3. Бориснев С.В. Социология коммуникации / С.В. Бориснев - М. : Юнити-Дана,2003. - 269 c. О
4. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально- позитивных ориентаций молодежи / Л.В. Брик / / Вестник МГТУ. - 2008. - T. 11, N 1. -C. 175-178.