Файл: Двадцатый век дал миру больше достижений в области здравоохранения, чем вся предыдущая история человечества.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Двадцатый век дал миру больше достижений в области здравоохранения, чем вся предыдущая история человечества.

В начале Советского периода, с приходом к власти большевиков и установлением нового режима, страна представляла собой картину полного краха, являла собой обломки великой империи, огромной разбитой вдребезги монархии, павшей под гнетом жестоких бессмысленных войн. На тот момент смертность возросла в 3 раза, рождаемость сократилась вдвое. Только организованная система здравоохранения могла спасти страну от вымирания, помочь в борьбе с болезнями и эпидемиями. Такая система стала активно формироваться в 1918 г.

С 1917 г., в условиях формирования нового общественного строя в нашей стране, создаются новые органы управления и формируются теоретические основы здравоохранения. Созданная в СССР система здравоохранения - одно из выдающихся достижений советского народа. Советское здравоохранение внесло большой вклад в медицину нашей страны.

Безусловно, принципы советского здравоохранения не сформировались за час или даже за сутки, они устанавливались годами под "строгим оком" непростых событий, происходивших в 20 веке в нашей стране.

Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные принципы советского здравоохранения.

Согласно этой цели в работе поставлены соответствующие задачи:

изучение основных этапов развития советского здравоохранения, формулировка и рассмотрение основных принципов здравоохранения в СССР.

Столетие Октябрьской революции 1917 года дает своевременную возможность оценить наследие этого события. Я исследую роль революции в общественном здравоохранении с акцентом на сестринское дело, оценивая имперскую российскую систему здравоохранения, развитие советского сестринского дела и текущие планы сестринского дела и общественного здравоохранения в путинской России. Анализ сестринского дела показывает, что существовала большая преемственность с точки зрения медицинского персонала и представлений о том, как должна работать служба общественного здравоохранения в России. Сестринское дело освещает некоторые сложности советского здравоохранения и идеологии, в частности стремление государства создать теоретически социалистическую форму ухода за больными, несмотря на тесные связи с дореволюционным прошлым в виде персонала. Эта ситуация изменилась после распада Советского Союза, когда новое российское государство попыталось разорвать связи с прошлым, на этот раз с советским прошлым. Но, как я показываю, полный разрыв с прошлым — трудный и часто чреватый процессом.


Столетие русской революции побудило историков переоценить влияние этого события и его влияние на XX век. Степень советской «исключительности» подвергалась сомнению с ряда точек зрения, включая общественное здравоохранение и уход за больными. Исследователи советского сестринского дела после революции обнаружили больше разрывов, чем преемственности. Наталья Лопатина утверждает, что после Октябрьской революции «все было потеряно», а ценности и профессионализм сестринского дела заменила новая советская система, заложившая «негативную тенденцию» в развитии медицины и сестринского дела1. к власти большевиков положило конец принципам заботы и сострадания в медицинских профессиях среднего звена. Между тем Элизабет Мюррей заключает, что советское сестринское дело было создано «почти в зачаточном состоянии» в результате антибуржуазной позиции большевиков. .3 Я оспариваю некоторые из этих утверждений, исследуя ключевые преемственности и разрывы до и после революции, а также некоторые ключевые проблемы в области общественного здравоохранения, с которыми столкнулось новое советское государство. Я описываю профессионализацию сестринского дела до октября 1917 г., а затем анализирую, как революция изменила сестринское дело, на примере советского сестринского дела в период с 1917 по 1991 гг.

До революции сестринское дело в России развивалось по аналогии с другими странами в том смысле, что оно было основано прежде всего на религии и человеколюбии. Те, кто отвечал за раннее развитие профессии медсестер, отреагировали на ужасные социальные условия вокруг них и организовали уход за слабыми, больными и уязвимыми. Филантропические и религиозные истоки сестринского дела расширились в середине 19 века в результате нового импульса - войны. Крымская война (1853–1855 гг.) Послужила важным входом для многих женщин в профессию медсестер, а после этого война стала стимулом, привлекающим к медсестринскому делу большее количество женщин. Угроза войны и эпидемий в конце 19 века привела к расширению числа общин сестер милосердия в Российской империи. Расширение было встречено с организационным интересом со стороны Красного Креста, который все больше вовлекался в надзор за работой сестринских сообществ4. рабочих, в том числе сестер милосердия. Революция 1905 года высветила необходимость перемен, поскольку рабочие, студенты и этнические меньшинства протестовали и призывали к реформам. Тем не менее, для медсестер возможность для реформы представилась только после начала Первой мировой войны. Значение Первой мировой войны как катализатора перемен в России было предметом многочисленных исследований в последние годы5. социальные потрясения, вызванные началом войны и крахом российской монархии после насильственного отречения царя Николая II, привели к массовым инициативам. Постепенно Сестры Милосердия осознали, что у них больше свободы, и действовали в соответствии с ними. Работа Лори Стофф продемонстрировала различные способы, которыми Первая мировая война позволила медсестрам бросить вызов гендерным границам.



Контекст войны и потрясений также дал сестрам милосердия возможность изменить организационные границы в рамках своей профессии. Но Октябрьская революция и большевистские планы наложили ограничения на эти свободы. Нежелание медицинских работников, и особенно врачей, вступать в новый большевистский медицинский союз можно понять в свете их непрекращающейся борьбы за большую профессиональную автономию после революции 1905 года. У врачей были разные представления о том, как формировать медицинскую профессию, независимо от революции. То же самое можно сказать и о медсестрах. Группа медицинских сестер из Петрограда, создавшая в январе 1917 г. Всероссийский союз сестер милосердия (Всероссийский союз сестер милосердия), присоединилась к вновь созданному медицинскому союзу только в 1918 г. при том понимании, что у медицинских сестер будет своя секция в нем — что никогда свершилось. Вместо этого в 1918 году Всероссийский союз сестер милосердия был распущен, а его члены присоединились к Всемедиксантруду (Всероссийский союз медицинских и санитарных работников, позже Медсантруд)7. Октябрьская революция вызвала неоднозначную реакцию среди медицинских сестер. Автобиография одной медсестры, П. С. Степановой, написанная в конце идеологически консервативных 1960-х годов, дает представление о медсестрах революционного периода8. С началом Первой мировой войны Степанова хотела стать сестрой милосердия. Благодаря собственным усилиям в учебе в 1916 году она была принята медсестрой в лазарет, где она находилась во время Февральской революции. Степанова увлеклась политикой и большевиками летом 1918 года9. Ее знакомство с ними произошло благодаря дружбе с медсестрой-коммунисткой Власовой, когда они вместе работали в петроградской больнице имени Мечникова. С этого момента она стала участвовать в политических мероприятиях и посещать партийные собрания в Выборгском районе. Однако участие Степановой не принесло ей большой популярности в больнице; она утверждала, что ее и Власову «преследовали», а некоторые медицинские работники бойкотировали двух большевиков и даже «плевали им в лицо», говоря, что они «позорят» звание медиков. Рассказ Степановой проливает свет на то, как в больнице столкнулись два разных мира большевиков и небольшевиков. Но были и те медицинские работники, которые оставались в больницах и поликлиниках, которые просто пытались пережить бурю; в конце концов, их навыки и опыт были крайне необходимы в условиях кризиса здравоохранения, разразившегося в России с 1918 по 1922 год.


Опыт медсестер во время революции значительно различался. Такие медсестры, как Степанова и Власова, поддерживали большевиков и их революционную программу. Некоторые медсестры, не поддерживавшие большевиков, входили в состав белой эмиграции; другие остались и продолжали работать в только что появившейся системе общественного здравоохранения.10 Условия гражданской войны и голода требовали огромной армии медицинских работников, но эта профессия становилась все более непривлекательной. Во-первых, сестринское дело по-прежнему ассоциировалось с религией и филантропией, а, во-вторых, в годы гражданской войны среди медицинских работников наблюдался высокий уровень смертности.

Таким образом, вербовка стала центральной чертой советского сестринского дела, и директора школ медсестер вынуждены были набирать и поддерживать студенческие номера. Приводы для вербовки в целом сработали; трудность чаще заключалась в удержании студентов. Статистические данные советского периода свидетельствуют о том, что число средних медицинских работников, безусловно, увеличилось. В 1913 г. насчитывалось 46 000 средних медицинских работников; в 1950 г. это число увеличилось до 719 400 человек; а в 1975 г. в Советском Союзе насчитывалось 2 515 100 средних медицинских работников12. Огромный рост понимался как прогресс и расширение системы здравоохранения — признак того, что социализм удовлетворял медицинские потребности своих граждан. Однако за этими цифрами скрываются определенные проблемы. Во-первых, к средним медицинским работникам относились фельдшеры, акушерки и другие категории медицинских работников, которые часто считались более престижными, чем медсестры. Другая трудность заключалась в том, что сестринское дело и среднее медицинское образование иногда служили черным ходом в медицинский институт. Конкуренция за места в медицинских институтах означала, что профессия медсестры была первым шагом к тому, чтобы стать врачом.

Эти отчетливо советские проблемы оказалось трудно исправить, хотя и не из-за отсутствия попыток. Одна из причин специфических проблем, связанных с советским сестринским делом, связана с непосредственными послереволюционными годами, когда Наркомздрав пытался полностью порвать с прошлым, создавая медицинских работников, работа которых была бы основана на науке. После 1926 года Сестры Милосердия официально назывались «медицинскими сестрами», но они оставались подчиненными врачу и не имели острого чувства профессиональной идентичности. На протяжении большей части раннего советского периода оставалась неясность в отношении точной роли медсестер, особенно по сравнению с функциями других средних и младших медицинских работников.


Не было никаких сомнений в том, что большевики стремились к модернизации и уход за больными не был исключением. Усилия по созданию американской больницы в Москве в середине 1920-х годов являются примером того, как советское правительство искало различные пути изменения общественного здравоохранения, чтобы сделать его одновременно современным и социалистическим. сестринское дело, особенно превращение медсестер в научных работников, повышение их заработной платы и улучшение условий труда и жизни, закончилось ограниченными реформами. Правда, революция стала движущей силой поиска новых методов и средств улучшения жизни людей; это был утопический modus operandi первых советских лет. В действительности это означало, что были разработаны новые профили медсестер для удовлетворения потребностей советских граждан в области общественного здравоохранения (и действительно, многие из них, такие как патронажная медсестра, существуют и сегодня). Помимо специализированной подготовки медсестер для больниц и клиник, в 1920-х и 1930-х годах появились патронажные медсестры и медсестры детских садов. Наряду с ними были медсестры со специальной подготовкой для работы в деревне и на фабриках, а в конце 1930-х годов медсестры со специальной военной подготовкой, такой как парашютный спорт. дореволюционный период. Советская литература и наука, безусловно, продвигали идею о том, что революция представляет собой большой сдвиг в общественном здравоохранении.

Особенно это относится к сестринскому делу, которое до революции было тесно связано с религией и филантропией. Первый нарком здравоохранения Николай Семашко сразу же заметил, что сестры милосердия имперского периода — это не то же самое, что советская медицинская сестра (медсестра) или медсестра. В своей статье 1942 года «Сестра» Семашко писал, что императорских сестер милосердия «запирали, как монахинь», за «доброе сердце», и что многие дворянки присоединялись к этим общинам, чтобы «искупить свою жизнь полупроститутками и авантюристками». Эти женщины были «грязными», пока не стали медсестрами, посвятившими всю свою жизнь уходу за больными и ранеными. Политические и идеологические мотивы означали, что в ранний советский период были проведены четкие границы между имперской и советской системами здравоохранения. Советские медсестры должны были быть медицинскими и научными работниками, а также работниками культуры, воспитанными в духе марксизма-ленинизма. Идеологическая подготовка стала частью программы медсестер, и от медсестер требовалось культурное и техническое образование, достаточное для удовлетворения потребностей советских рабочих. Были созданы новые школы медсестер, медсестер вошли в состав медицинских техникумов (политехнических колледжей) в 1930-х годах, а новые учебные программы были разработаны с учетом меняющихся потребностей государства. Эти потребности включали обучение прививкам от таких эпидемий, как сыпной тиф, в период гражданской войны, дородовой уход в 1920-х и 1930-х годах и обучение переливанию крови под угрозой войны в конце 1930-х годов. Многие изменения в структуре и содержании сестринского образования были как отражением более широких сдвигов на государственном уровне, инициированных в бюрократии, так и реакцией на требования на местном уровне.