ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник 227 пожарно-спасательной части (специальной) ТУ № 1
ГКУ МО «Мособлпожспас»
А.А. Смирнов
«20» марта 2023 года
План-конспект
проведения занятий с дежурными караулами 227 пожарно-спасательной части (специальной) по дисциплине «Оказание первой помощи»
Тема № 4: «Тактика оказания первой помощи пострадавшему на месте происшествия».
Занятие № 2: «Практическая отработка очередности оказания помощи при сочетанных и комбинированных повреждениях в состоянии клинической смерти: остановка сердца + травматическая ампутация конечностей, остановка сердца и подозрение на повреждения шейного отдела позвоночника».
Вид занятия: Практическое
Отводимое время: 45 минут
Место проведения: учебный класс
Цель занятия: Ознакомить пожарных с правилами оказания первой помощи пострадавшему на месте происшествия.
.
Литература:
- Приказ ГКУ МО «Мособлпожспас» от 13.01.2020 № 4 «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях ГКУ МО «Мособлпожспас»;
- Приказ Минтруда России от 11.12.2020 N 881н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны".
- Учебник спасателя. МЧС России.1997;
- Спутник спасателя А.И. Гофштейн 2014.
г. Красногорск
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин) | Краткое изложение темы занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. | Вводная часть: | 2 | Проверить наличие работников в учебном классе, объявить тему и цель занятия, проверить наличие тетрадей для конспектов, провести краткий опрос по ранее пройденной теме, приступить к изложению учебных вопросов. |
II. | Основная часть: Учебный вопрос №1: Практическая отработка очередности оказания помощи при сочетанных и комбинированных повреждениях в состоянии клинической смерти: остановка сердца + травматическая ампутация конечностей, остановка сердца и подозрение на повреждения шейного отдела позвоночника | 40 | Комбинированная травма - это повреждения, полученные в результате воздействия более одного поражающего фактора, т.е. механического, термического, ядерного, химического и биологического в различных сочетаниях. Например, механического и термического; механического, термического и ядерного или механического и биологического и т.д. В самом общем виде можно выделить следующие группы поражающих факторов комбинированного поражения: МЕХАНИЧЕСКИЕ -агенты с высокой кинетической энергией (пули, снаряды, ракеты, осколки и др.); -падение с высоты; -давление, сжатие ТЕРМИЧЕСКИЕ -высокие температуры; -низкие температуры. ХИМИЧЕСКИЕ -боевые токсичные химические вещества; -токсичные химические вещества (кислоты, щелочи, окислители, органические растворители, ядовитые технические жидкости, компоненты ракетных топлив). ФИЗИЧЕСКИЕ -радиоактивные вещества и ионизирующие излучения; -СВЧ-поля, неионизирующие излучения; -излучения оптических квантовых генераторов; -электрический ток; -магнитные, электрические, магнитоэлектрические поля. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ -повышенное и пониженное барометрическое давление; -линейное ускорение по горизонтали и вертикали; -стихийные бедствия, катастрофы и т. п.; -болезнетворные микроорганизмы (бактерии, вирусы и т.п.); -продукты жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов.2012-04-26 Сочетанная травма – это травма, сопровождающаяся одновременным повреждением двух или более органов в разных полостях или внутреннего органа в сочетании с переломом опорно-двигательного аппарата (например, перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря). Сочетанная травма чаще всего возникает вследствие серьезных дорожно-транспортных происшествий, падений с большой высоты или по причине насильственного причинения вреда здоровью человека. Сочетанные травмы так же характерны для массовых катастроф вследствие стихийных бедствий (землетрясения, смерчи), которые сопровождаются внезапными разрушениями зданий. Наибольшее количество тяжелых сочетанных травм головы с тяжелыми внечерепными повреждениями приходится на долю пешеходов, пострадавших в результате ДТП. Среди пострадавших в результате насильственных действий наиболее распространены черепно-лицевые травмы. Сочетанные травмы головы и позвоночника являются наиболее распространенными последствиями падения с высоты. Очерёдность оказания первой помощи при сочетанных и комбинированных повреждениях в состоянии клинической смерти: Остановка сердца + травматическая ампутация конечностей В первую очередь пострадавшему надо провести комплекс сердечно-лёгочной реанимации, т.к. при отсутствии сердечной деятельности кровь не будет течь из травмированных сосудов. После восстановления сердечной деятельности, на травмированную конечность надо наложить кровоостанавливающий жгут и асептическую повязку. Остановка сердца и подозрения на повреждения шейного отдела позвоночника В первую очередь пострадавшего надо положить на твёрдую горизонтальную поверхность, на шею одеть воротник «шанца», и только после этого приступить к комплексу сердечно-лёгочной реанимации. Правила наложения кровоостанавливающего жгута при остановке артериального кровотечения: 1. Жгут не накладывают на голое тело 2. Каждый последующий тур жгута слабее предыдущего 3. Под жгут вложить записку с датой, временем наложения жгута, и фамилией накладывающего жгут. 4.Время, на которое накладывается жгут: летом – 1часа зимой – 30 минут Чем ниже температура воздуха, тем на меньшее время накладывается жгут. Техника проведения сердечно-лёгочной реанимации. 1.Открыть рот (т.к. при клинической смерти может быть спазм мышц лица и нижней челюсти) с помощью приёма Сафара: - одновременно надавить на угол челюсти с двух сторон (под мочкой уха) выдвигая челюсть вперёд с надавливанием на подбородок вниз. При этом происходит принудительный вывих нижней челюсти из нижнечелестного сустава. Подобное ощущение вывиха могут наступить при зевании и неловком жевании пищи (болит сустав около уха). 2.Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. При помощи двух пальцев обмотанных салфеткой, введя их в ротовую полость по внутренней стороне щеки захватывающим движением из полости рта, извлекают рвотные массы, сгустки крови, осколки зубов, обломки протезов и другие посторонние предметы. Плотно сидящие протезы снимать не рекомендуется. 3.Искусственная вентиляция легких. Иногда самостоятельное дыхание восстанавливается после обеспечения проходимости дыхательных путей. Если этого не произошло, приступают к искусственной вентиляции лёгких методом изо рта в рот. -рот пострадавшего накрывают салфеткой (для самосохранения). Спасатель располагается сбоку от пострадавшего, одну руку он подводит под шею и слегка приподнимает голову, другую кладет на лоб, добиваясь максимального запрокидывания головы, пальцами этой же руки зажимает нос пострадавшего, а затем, сделав глубокий вдох, совершает выдох в рот пострадавшего. Сила вдоха зависит от примерного объёма лёгких пострадавшего. Ребёнку или худому человеку сильно вдыхать нельзя, т.к. может наступить разрыв лёгких. Об эффективности процедуры судят по подъёму грудной клетки. Если вместо грудной клетки поднимается живот, это означает, что вдыхаемый спасателем воздух попал в желудок, причиной стала плохая проходимость дыхательных путей из-за недостаточного запрокидывания головы (надгортанник закрывает вход в дыхательные пути) Метод изо рта в нос применяется при травмах губ, верхней и нижней челюсти, невозможности открыть рот, и в случае реанимации в воде. Обратите внимание, что без запрокидывания головы может случиться западание языка, что помешает искусственной вентиляции лёгких!!! 3.Закрытый массаж сердца. Необходимое условие эффективности закрытого массажа сердца – расположение пострадавшего на твердой ровной поверхности. Спасатель может находиться с любой стороны от пострадавшего. Основание ладони рук кладут одна на другую, и располагают на нижней трети грудины (на два сантиметра выше места прикрепления мечевидного отростка). Давление на грудину производят основанием ладони, пальцы при этом подняты вверх. Такое положение позволяет избежать перелома ребер. Большие пальцы рук должны смотреть в строну подбородка или ног пострадавшего. Плечи спасателя должны быть расположены параллельно грудине пострадавшего. При нажатии на грудную клетку локти не сгибают для образования рычага с использованием собственного веса, сгибая туловище в поясничном отделе позвоночника. Нажатие производят быстрым энергичным движением, смещение грудной клетки при этом должно достигать4- 5 см. После 30 циклов нажатий делают 2 вдоха, затем начинают новую серию циклов. Раньше использовали 15 циклов нажатия и 2 вдоха, но после многочисленных исследований пришли к выводу, что столько циклов недостаточно для того, чтобы кровь совершила полный круг кровообращения и обогатила головной мозг кислородом и питательными веществами. Сердечно-легочная реанимация у детей до 10 лет предусматривает закрытый массаж сердца с частотой 100 сжатий в минуту. Нажатие производится одной рукой, при этом оптимальное смещение грудной клетки по отношению к позвоночнику – 3-4 см. Младенцам, закрытый массаж сердца производят указательным и средним или большим пальцем правой руки, подложив ладонь под спину. Сердечно-легочная реанимация новорожденных должна обеспечивать частоту сокращений 120 ударов в минуту. Наиболее типичные осложнения сердечно-легочной реанимации на этапе закрытого массажа сердца: переломы ребер, грудины, разрыв печени, травма сердца, травма легких обломками ребер. Чаще всего повреждения происходят вследствие неправильного расположения рук спасателя. Так, при слишком высоком расположении рук происходит перелом грудины, при смещении влево – перелом ребер и травма легких обломками, при смещении вправо возможен разрыв печени. Профилактика осложнений сердечно-легочной реанимации также включает наблюдение за соотношением силы нажатия и упругости грудной клетки, так чтобы воздействие не было чрезмерным. Во время проведения сердечно-легочной реанимации необходимо постоянно следить за состоянием пострадавшего, т.к. после восстановления сердцебиения и дыхания их остановка может возникнуть вновь в любое время. Критерии эффективности сердечно-легочной реанимации. Основные критерии эффективности сердечно-легочной реанимации: - наличие пульса на сонной артерии - появление дыхательных движений. - сужение зрачков; восстановление реакции зрачков на свет; - улучшение цвета кожи и видимых слизистых оболочек (уменьшение бледности и цианоза кожи, появление розовой окраски губ); Если появилась отчетливая пульсация на артериях, то нажатие на грудную клетку прекращают, а искусственную вентиляцию легких продолжают до появления самостоятельного дыхания. Наиболее распространенные причины отсутствия признаков эффективности сердечно-легочной реанимации: - больной расположен на мягкой поверхности; - неправильное положение рук при компрессии; недостаточная компрессия грудной клетки (менее чем на 5 см); - неэффективная вентиляция легких (проверяется по движению грудной клетки и наличию пассивного выдоха); - запоздалая реанимация или перерыв более 5-10 с. При отсутствии признаков эффективности сердечно-легочной реанимации проверяют правильность ее проведения, и продолжают её проведение. Иммобилизацию шеи и головы производят с помощью шины- воротника (Воротник Шанца). Надевать шину довольно просто. Подбородок должен располагаться в специальной выемке, находящейся на верхней части шины. При этом нижняя часть упирается в кости ключиц. Сзади приспособление упирается в затылочный бугор и фиксируется с помощью липучек. Следует учесть, что шина должна плотно прилегать по всей длине к шее. Шея должна быть зафиксирована но, ни в коем случае нельзя допускать даже малейшего чувства удушения. Комплект шин-воротников для иммобилизации шейного отдела позвоночника |
III. | Заключительная часть | 3 | Подведение итогов, ответы на вопросы. Постановка задания на самостоятельную подготовку |
Пособия и оборудование, используемые на занятии:
план-конспект, наглядное пособие.
Задание для самостоятельной работы работников и подготовка к следующему занятию: изучение пройденного материала.
Разработал: Начальник ПСЧ-____ _______ /А.А.Смирнов/
Руководитель занятия с дежурным караулом №1 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №2 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №3 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.
Руководитель занятия с дежурным караулом №4 _______ /_____________/
«___» _____________ 2023 г.