Файл: История бухгалтерского учета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При I и II династиях фараонов (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества страны. Это объяснялось тем, что право собственности на землю и прочее имущество в Египте принадлежало правящему царю — фараону. От его имени и велся учет. Так называемое «исчисление имущества», то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения.. Отсюда следует очень важный вывод, определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной жизни. Бухгалтерские данные с этого момента становятся реальным инструментом деятельности хозяйственника. «Список, опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь исправный и четкий перечень своих товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар бывает смолистый и жирный, но купец не касается его руками, а орудует им в его письменном выражении. Вещи находятся там, но в то же время они и здесь, причем здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть вещей, имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью».

Однако эта иллюзия надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что учетная информация практически никогда не соответствует реальному положению дел в хозяйстве. Позднее, уже в новое время эта проблема примет чисто методологический характер. Пока она существовала в виде фактов естественно присущих каждому хозяйству — естественной убыли, результатов воровства и порчи. Точности учета были призваны способствовать неустанные молитвы писцов богу Тоту. «Тот, владыка правды, глава книг — звучала молитва — да даст искусство в писании, способность в иероглифах. О, Тот, приди и руководи мною — взывал к своему богу писец — сделай меня искусным в твоей должности. Прекрасна твоя должность; она лучше всех ... да воскликнет толпа людей: «Велико то, что творит Тот!» Они идут с детьми, чтобы приложить к ним печать твоей должности прекрасной, о мощный защитник. Радуется исправляющий ее». Из слов молитвы видно, что наши древнеегипетские коллеги очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную основу. Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в свои обязанности, — выпадает великая честь: он не платит налоги. На нее нет обложения. Да знаешь ты об этом. Значение писцов в Среднем царстве возросло до такой степени, что они с презрением смотрели на всех остальных тружеников, занятых тяжелой физической работой. С величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время как все другие нагружены как ослы. Сохранились поучения отцов и учителей молодым людям, вступающим в школу писцов. В них доказывается, что хотя корень учения горек, но плоды его сладки и при этом в самых черных красках описываются трудности и превратности всех профессий, за исключением профессии писца, которая оказывается самой наилучшей на свете. «Нет писца — говорится в одном из таких поучений, — лишенного пропитания от достояния царского дома. Должность писца —
великая должность, письменный прибор его и свиток папируса его доставляют ему блага и богатство». Недаром благодарят бога его отец и мать — он направлен на путь жизни. Привилегированное положение писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют факты-действия и факты-события. Действия — это обычные факты, которые характеризуют хозяйственные процессы, например, сбор урожая. События — это незапланированные и неконтролируемые факты, например, падеж скота, воровство. При всех обстоятельствах учет действий и событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений — это всегда причина (динамика), а учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни. Цель текущего учета заключалась, прежде всего, в проверке достоверности фактов получений и выдач: серебра, хлеба, пива и т. д. Факт хозяйственной жизни оформлялся тремя лицами - один отмечал на папирусе число ценностей, намеченных к отпуску, второй проставлял рядом фактический отпуск (сначала отмечал, а потом отпускал) и, наконец, третий сравнивал числа и делал отметки о выявленных отклонениях, проводя продольную черту на проверенных документах. Ценности со склада могли быть отпущены только при наличии на документе резолюции уполномоченного лица: «подлежит выдаче». «Заведующий складом» регистрировал отпуск и подкладывал оправдательные документы. Появившееся в Египте правило - сначала зафиксируй отпуск ценностей в первичном документе, а потом выдавай их - дошло, как известно, и до наших дней. Наиболее строго сегодня оно применяется при оформлении кассовых операций. «Кладовщики» по окончании дня должны были составить отчет, в котором отражали движение ценностей по плательщикам и получателям, а внутри этой первичной группировки - по наименованиям ценностей. Отчет подытоживался. Если он состоял из нескольких листов, то подсчитывалась каждая страница отдельно и отчет в целом. Ежедневно составляли сводку данных по складу и по «управлению складами». Однако все эти сводки хотя и выполнялись ежедневно, содержали уже группировку по наименованию ценностей. Так родился дошедший до нас товарный отчет. Он то и подлежал проверке третьим лицом. Существенным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. Это было возможным в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности. Необходимость привлечения к оформлению факта хозяйственной жизни трех чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего этими ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что в этом случае, чтобы что-то сокрыть и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как справедливо считали древние египтяне, такой сговор если и возможен, то ненадолго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности, но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно, несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда, когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, полагали наши предки, страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и порядочности. Этот очень сомнительный подход с точки зрения абсолютной нравственности, тем не менее, обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны на протяжении почти 4 000 лет. Материальный учет предполагал и регистрацию сметных назначений. Действительно, при VI

династии мы встречаем в учете смету и видим, что регистрация фактов хозяйственной жизни позволяла контролировать выполнение сметных назначений. Это подтверждается документами, относящимися к 2500-2400 гг. до н.э. О ходе работ начальник представлял ежедневный письменный отчет. Прием работ и контроль за их ходом выполнялся специальными комиссиями. Если отчет признавался неудовлетворительным, писца, в целях повышения квалификации, избивали. Документы часто составляли в двух или трех экземплярах, а записи разделяли на черновые и беловые. Рассматривая учет в Египте, вернее то немногое, что мы о нем знаем, необходимо отметить, что именно здесь, в долине Нила, зародилась зеркальная натуралистическая концепция учета - как можно точнее описать движение ценностей в хозяйстве. Удалась ли эта задача нашим древнеегипетским коллегам? На этот счет существуют разные мнения. Одни (А. Шарфф), рассматривая ошибки писцов, полагали, что они - следствие низкого уровня учета, другие (А.М. Галаган, Д.А. Смирнов) видели в этих ошибках акт сознательной фальсификации и, наконец, третьи (Ж. Дюмикин, Ж. Пиренн, Н.С. Помазков) считали, что речь вообще идет о случайных ошибках, да и то эти ошибки не столько ошибки древнеегипетских бухгалтеров, сколько неумение наших специалистов читать иероглифы. Однако это не дает возможности говорить о полном отсутствии злоупотреблений. Они были. В том числе и со стороны бухгалтеров. Мелкие и незначительные из них почти не скрывались и поэтому их следы, практически в явном виде сохранились до наших дней. Так, расшифрованная немецким ученым Борхардом заключительная таблица «Расчет вещей господина» «счета 26-го дня второго месяца Шат третьего года царствования фараона» содержит свидетельство утайки одного пучка овощей (по графе «овощей пучков» в приходе вместо 201 пучка в итоге показано 200).

Учетная система Древнего Египта была частью системы централизованного управления экономикой. Весь урожай, скот и прочие результаты труда сдавались в централизованные хранилища, а затем распределялись по хозяйствам; каждый этап контролировался. Поэтому наряду с локальным учетом (учетом в домашних хозяйствах) возник общегосударственный учет. Чтобы уметь учитывать, требовалось овладеть письмом и счетом, запомнить огромное число знаков, а затем умело применять их.

Знанием обладали писцы. Они совмещали в своей деятельности функции управления, учета, жречества и составляли профессиональную касту.


Кроме профессиональных знаний, ценились нравственные достоинства учетных работников. Писцы, заподозренные в махинациях, переводились в разряд земледельцев или сборщиков налогов. Профессиональная иерархия была сложной: от простых до высших писцов.

Документы писались на папирусе, глиняных черепках, дереве, хранились в опечатанной таре — сосудах, ларцах, ящиках, мешках и фиксировали подлинность операции и ответственность исполнителей.

Документы выдержаны в юридическом отношении, датированы годами правления фараонов и снабжены печатями. Так как организация учета в Древнем Египте юридически не регулировалась, документы не были остаточным доказательством совершения операции. Наряду с ними применялись устные показания свидетелей.

Особенностью древнеегипетской экономики было использование норм расхода продуктов для содержания работников (в зависимости от их категорий), налогов, земли, количества сырья для получения готового продукта и т.п.

Структура центрального государственного аппарата Древнего Египта определялась функциями государства, среди которых особо выделялись экономическая и военная функции.

Для Древнего Египта характерно, что писец должен был не просто уметь писать, а обязан был заниматься учетом, для чего требовалось прежде всего умение считать, причем подчас приходилось оперировать очень крупными величинами. Затем в обязанности писцов входило знание особенностей отраслей тогдашней экономики. В частности, они были обязаны владеть принципами распределения заработной платы, нормами высева зерна на единицу площади, уметь высчитывать размеры земельных участков и проводить землемерные работы на практике и т. д. Шумерские писцы были обязаны также знать священные ритуалы. Кроме того, писец свидетельствовал достоверность «подписи» не имеющего печати человека, то есть выполнял функции нотариуса.

Ясно, что всеми этими умениями нельзя было овладеть быстро. Для постижения подлинного мастерства писцы проходили длительный курс обучения в особых школах. В школах будущие писцы часто переписывали специальные тексты, в которых им внушалось превосходство их профессии над всеми другими. Важность учета в Древнем Египте подчеркивалась и тем, что летоисчисление велось по переучетам государственного имущества, проходившим каждые два года. По сути, наряду со школами, где готовили жрецов, это были единственные учебные заведения, существовавшие в древнем мире. По окончании учебы писец должен был быть готовым к любой работе.


Так как вся страна считалась владением фараона, то по сути писцам приходилось вести учет в масштабах всего государства. Поэтому древнеегипетские чиновники-счетоводы оперировали огромными цифрами, сводя воедино информацию с мест. Им были известны цифры, обозначавшие не только 10 000, но также 100 000 и даже 1 000 000. Сохранились сосуды с нанесенными на них надписями с указанием вида и количества припасов. Считается, что вся эта информация была продублирована в ведомостях, не сохранившихся из-за того, что они были написаны на недолговечном папирусе.

Для древнеегипетского учета характерна тщательная классификация ценностей. Причина ее разработки крайне проста: в древности не существовало универсального измерителя, аналога современных денег. Неудивительно, что единственным учетным методом египетских писцов была инвентаризация. Фактически инвентаризация проводилась ежедневно, хотя и в усеченном виде. Так как пересчитать все хранимое на складах фараона было невозможно, да и не нужно, писцы просто переписывали предыдущий документ, указывая, что на склад пришло, а что было отпущено. В этом им помогали ярлыки, которыми в обязательном порядке снабжались упакованные ценности. Приход и остаток на начало дня объединялись, приход и расход фиксировались вместе. Получалась своеобразная опись, которая отмечала остаток на начало дня, происходящие изменения и остаток на конец дня. Приходо-расходные операции не рассматривались как самостоятельные, а имели вспомогательную функцию. Фиксируя их, египетский писец действовал подобно современному школьнику, который, решая задачу, подробно записывает свои умозаключения.

Египтяне ввели ставшее нормой в наши дни правило, согласно которому отпуск ценностей из хранилища производился только после того, как в соответствующем документе была сделана отметка об этом. В Египте существовал и финансовый контроль. Для этого каждый писец – например, тот, который намечал, какие продукты будут выданы, и тот, который фиксировал реальную выдачу, – в конце дня подводил итог своей работы, проставляя в документе итоговые цифры. Обязательным элементом итогового документа было выведение остатков. После этого особый чиновник проверял их достоверность, сравнивая эти данные между собой.

Таким образом, в древнеегипетском государстве, всеобъемлющая система учета охватила все сферы жизнедеятельности.