Файл: Определение класса государственной информационной системы (гис).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Юго-Западный государственный университет»
Лабораторная работа №1

По дисциплине: « Организационное и прововое обеспечение информационной безопасности »

Тема: «Определение класса государственной информационной системы (ГИС)»
Выполнили: Джумаев С.А

студенты группы ИБ-01б
Проверил: Кулешова Е.А.

ст.преп.

Курск, 2023

Цель работы: Научиться определять класс государственной информационной системы (ГИС)

Государственная система правового обеспечения защиты информации

Выполнение работы:

 Организационно-правового обеспечения информационной безопасности является определение системы органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение информационной безопасности в стране. Основой для создания государственной системы организационно-правового обеспечения защиты информации является создаваемая в настоящее время государственная система защиты информации, под которой понимается совокупность федеральных и иных органов управления и взаимоувязанных правовых, организационных и технических мер, осуществляемых на различных уровнях управления и реализации информационных отношений и направленных на обеспечение безопасности информационных ресурсов.

Основные положения правового обеспечения защиты информации приведены в Доктрине информационной безопасности РФ, а также в других законодательных актах.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Напомним содержание интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации
, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Основным органом, координирующим действия государственных структур по вопросам защиты информации, является Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, созданная Указом Президента РФ № 1108 от 8.11.1995 г. Она действует в рамках Государственной системы защиты информации от утечки по техническим каналам, положение о которой введено в действие постановлением Правительства РФ от 15.09.1993 г. №912-51. В этом постановлении определены структура, задачи и функции, а также организация работ по защите информации применительно к сведениям, составляющим государственную тайну. Основной задачей Государственной системы защиты информации является проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности страны.


НОРМЫ

УПРАВЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬ

Международное

право

Организация Объединенных Наций

Международный

суд

Совет безопасности ООН

Федеральное законодательство

Президент РФ

Совет безопасности

Государственная дума

Межведомственная

комиссия по защите

государственной тайны

ФСТЭК, ФСБ, СВР и др.

Конституционный суд Верховный суд Генеральная прокуратура

Ведомственныенормативные акты

Органы

государственного

управления

Суды

Органы по защите информации

Прокуратура

Инструктивно- методические документы

Руководитель, объединения, подразделения

Органы по защите информации

Административныеорганы



Выявить существующие проблемные моменты и узкие места Организации в сфере Государственная организация

Основными проблемами, связанными с управленческим процессом данных организаций, являются:

  • - несоответствие кадрового состава занимаемым должностям, а также его непрофессионализм;

  • - отсутствие системы показателей результативности и эффективности деятельности труда кадрового состава;

  • - отсутствие должного понимания функционирования государственного учреждения, как системы.

Несоответствие кадрового состава занимаемым должностям, а также их непрофессионализм далеко нередкое явление, встречающееся в государственных учреждениях. Несоответствием можно назвать отсутствие каких-либо качеств и навыков у сотрудника, занимающего определенную должность, к сожалению, данная проблема может быть присуща не только специалистам, но и руководящему составу. Одним из требований при приеме на работу в государственное учреждение является обязательное наличие высшего образования, однако не стоит забывать о том, что его наличие не всегда соответствует уровню должной квалификации сотрудника. Зачастую даже имея необходимый багаж знаний, сотрудник не в силах умело применить их на практике.

Проблемы органов государственной власти представляют собой сложные теоретические или практические вопросы в сфере государственного управления, которые требуют особого изучения и разрешения, это противоречащие ситуации. В силу особой специфики деятельности государственных органов неизбежно возникновение проблем при реализации их функций и выполнения стоящих перед ними задач. Так, например, в качестве одной из проблем можно назвать проблему взаимодействия органов государственной власти и органов субъектов. Несмотря на то, что Конституция РФ предопределила разделение полномочий между федеральными и региональными органами власти, далеко не всегда это находит отражение в действующем законодательстве, на практике возникают неразрешимые проблемы, противоречащие правовым началам в сфере взаимоотношений данных структур

На сегодняшний день ведется масштабная работа в данной сфере, а именно:


-устранение противоречий между нормами права,

-улучшение системы управления государством,

-укрепление его устойчивости,

-проведение единой политики на всей территории Российской Федерации, формирование

-устойчивого положения на международной арене,

-разрешение бюджетных вопросов и поиск целевых денежных средств на развитие

-определенных проектов, в том числе и правовых

В соответствие с Законом "Об информации, информатизации и защите информации", Законом Российской Федерации "О безопасности" описать основные подходы к разработке организационно-правового обеспечения службы защиты информации на выбранном предприятии.

  1. Организационно-правовое обеспечение службы защиты информации на предприятии в Российской Федерации основывается на Законе "Об информации, информатизации и защите информации" и Законе Российской Федерации "О безопасности". Вот некоторые основные подходы к разработке такого обеспечения:




  1. Установление политики защиты информации: Каждое предприятие должно разработать и утвердить политику защиты информации, которая определяет цели, принципы и основные направления деятельности в области защиты информации. Эта политика должна быть в соответствии с требованиями законодательства и учетом специфики организации.




  1. Разработка нормативных документов: На основе политики защиты информации предприятие должно разработать нормативные документы, определяющие процедуры и правила обработки, передачи, хранения и защиты информации. К таким документам могут относиться положения, инструкции, регламенты и другие документы, устанавливающие правила и требования по обеспечению безопасности информации.




  1. Организация службы защиты информации: Предприятие должно создать службу защиты информации, которая будет отвечать за реализацию политики и нормативных документов в области защиты информации. Служба должна иметь достаточные полномочия и ресурсы для обеспечения безопасности информации и ее защиты от угроз.




  1. Установление системы управления информационной безопасностью: Предприятие должно внедрить систему управления информационной безопасностью, которая позволит осуществлять планирование, оценку, внедрение и контроль мер по защите информации. Эта система должна быть основана на стандартах и методиках, установленных в законодательстве и регулирующих область информационной безопасности.





  1. Обучение и повышение квалификации персонала: Предприятие должно предусмотреть обучение и повышение квалификации персонала в области защиты информации. Работники должны быть ознакомлены с политикой и нормативными документами, а также обладать необходимыми знаниями и навык



Определить круг задач службы зашиты информации (СЗИ).

Разработка и соблюдение политики информационной безопасности: СЗИ должна разработать политику информационной безопасности, определяющую общие принципы и цели обеспечения безопасности информации в организации. Она также должна обеспечить соблюдение этой политики в рамках всей организации.

Анализ и оценка угроз информационной безопасности:

СЗИ должна проводить анализ и оценку угроз, связанных с информацией организации. Это включает идентификацию потенциальных угроз, оценку их вероятности и влияния на организацию, а также разработку мер по устранению и снижению этих угроз.

Разработка и внедрение мер по обеспечению информационной безопасности:

СЗИ должна разрабатывать и внедрять меры по защите информации. Это может включать технические меры (например, установку защитных программ и систем), организационные меры (например, установление процедур доступа к информации) и меры обучения и осведомленности (например, проведение тренингов и обучения сотрудников).

Сформулировать основные функции СЗИ.

Функционирование системы защиты информации от несанкционированного доступа, как комплекса программно-технических средств и организационных (процедурных) решений, предусматривает:

• учет, хранение и выдачу пользователям информационных носителей, паролей, ключей;

• ведение служебной информации (генерация паролей, ключей, сопровождение правил разграничения доступа);

• оперативный контроль за функционированием систем защиты секретной информации;

• контроль соответствия общесистемной программной среды эталону;

• приемку включаемых в автоматизированную информационную систему новых программных средств;

• контроль за ходом технологического процесса обработки финансово-кредитной информации путем регистрации анализа действий пользователей;