Файл: Практикум по решению задач по теме Предмет и значение логики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Практикум по решению задач
по теме «Предмет и значение логики»


                                                              Выполнил: Бахриев Алишер

                                                              Группа: ЗБЮ-103

Москва 2023 г.

Проанализируйте приведенные ниже софизмы и ответьте на вопрос, какие ошибки или уловки имеют в них место.
Задание 1
«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя есть рога».
В данном софизме присутствует такой базовый случай ошибок,
как  некорректное обращение с языковыми выражениями, например, употребление какого-либо слова в двух разных значениях.

Выражение «то, что не терял» имеет двойной смысл. Оно может означать:

  1. то, что имел и не потерял;

  2. то, что не имел, поэтому и не потерял.

То есть, в первом утверждении – «что ты не терял, то имеешь», выражение «то, что не терял» должно значить то, что имел и не потерял, иначе все утверждение становится ложным.

Но тогда ко второму утверждению – «рога ты не терял» - это значение
не подойдет, так как следуя логике, получится, что ранее ты имел рога
и не потерял их. А это ложное утверждение, если конечно речь идет
о человеке.
Задание 2
«– Знаешь ли ты человека под этим покрывалом?

Нет.

Но это твой отец. Значит, ты не знаешь собственного отца».
В софизме присутствует ошибка - использование ложной исходной информации, «маскирующейся» под истинную.

Изначально ставится вопрос о человеке под покрывалом, которого отвечающий не может знать или не знать, поскольку он его не видит. Поэтому на этот вопрос нельзя ответить однозначно: «да» или «нет».

Отвечающий знает своего отца, но человек не знает, что под покрывалом находится именно он. То есть знать кого-то – это не тоже самое, что знать

о ком-то.
Задание 3
«– Скажи-ка, есть у тебя собака?

И очень злая.

А есть ли у нее щенята?

Да, тоже злые.

И их отец, конечно, собака же?

Да, и это тоже мой пес.

Твой?

Конечно, мой.

Значит, этот отец – твой, следовательно, твой отец – собака, и ты брат щенят».
Здесь присутствует неправильная логика рассуждения.

Собака – отец щенят. Собака – твоя. Из этих двух утверждений следует, что собака – «твой отец щенят». Это суждение показывает чьим отцом является собака (отцом щенят). Если это уточнение отбросить, то получается, что «собака – твой отец», что неравнозначно суждению «собака – твой отец щенят».