ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Цель педагогической практики: Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, направленно- сти (профилю) Олигофренопедагогика
2. Задачи педагогической практики
1. Формирование у студентов профессиональных навыков воспитательной работы в усло- виях специальной (коррекционной) школы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Формирование навыков взаимодействия с умственно отсталыми детьми.
3. Формирование профессиональных навыков подготовки и проведения различных форм воспитательной работы (внеклассных мероприятий, самоподготовок, прогулок) в специ- альной (коррекционной) школе.
4. Формирование умений осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
5. Формирование умений самоанализа своей профессиональной деятельности, качества взаимодействия со школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития.
3. Место практики в структуре ОПОП направления подготовки Специальное (дефек-
тологическое) образование
Педагогическая практика входит в обязательную часть учебного плана подготовки бака- лавров по профилю «Олигофренопедагогика».
Данная практика базируется на теоретических знаниях, полученных в ходе изучения дис- циплин: психология образования и развития, педагогика, клинические основы профессиональной деятельности дефектолога, воспитание детей и подростков с особыми образовательными потреб- ностями, психология детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Перечень последующих учебных дисциплин (практик), для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной практикой: Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (учитель-олигофренопедагог).
4. Форма проведения практики: дискретная
5. Место и время проведения практики
Педагогическая практика организуется на базе специальных (коррекционных) образова- тельных учреждений для детей с нарушениями интеллектуального развития г. Иркутска в тече- ние третьего курса (пятый и шестой семестры).
6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотне-
сенные с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
Код компе-
тенции
Компетенция
Индикатор
Признаки проявления
ОПК-1
Способен осу- ществлять профес- сиональную дея- тельность в соот- ветствии с норма- тивными право-
ИДК-1: соблюдает пра- вовые нормы в сфере образования
ИДК-2: соблюдает нравственные и этиче- ские нормы, в том числе
Знает:
− нормативные акты, опре- деляющие деятельность воспи- тателя специальной (коррекци- онной) школы;
− этические и социальные
выми актами в сфере образования и нормами про- фессиональной этики профессиональные, нормы в образователь- ной деятельности нормы взаимодействия и со- трудничества в профессиональ- ной сфере.
Умеет: оценивать организацию собственной деятельности на практике с точки зрения соблю- дения этических и социальных норм взаимодействия и сотруд- ничества.
Владеет: навыками социального взаимодействия и сотрудниче- ства в профессиональной сфере с соблюдением этических и со- циальных норм.
ОПК-3
Способен органи- зовывать совмест- ную и индивиду- альную учебную и воспитательную деятельность обу- чающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями фе- деральных госу- дарственных обра- зовательных стан- дартов
ИДК-1 проектирует совместную и индиви- дуальную деятельность обучающихся в соответ- ствии с их индивиду- альными психофизиоло- гическими особенно- стями и возрастными закономерностями
ИДК-2 использует педа- гогически обоснованное содержание, формы, ме- тоды и приемы органи- зации совместной и ин- дивидуальной учебной и воспитательной дея- тельности обучающихся в соответствии с требо- ваниями федеральных государственных обра- зовательных стандартов
Знает:
− цель, задачи, содержание воспитательной работы с ум- ственно отсталыми детьми, в со- ответствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− принципы, методы, прие- мы и средства воспитания ум- ственно отсталых школьников в условиях специальной (коррек- ционной) школы;
− методику проведения вне- классных мероприятий, само- подготовок, прогулок в специ- альной (коррекционной) школе.
Умеет: готовить и про- водить внеклассные мероприя- тия, прогулки, самоподготовки в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и коррекционно направленной методики воспитательной рабо- ты.
ОПК-4
Способен осу- ществлять духов- но-нравственное воспитание обу- чающихся на ос- нове базовых национальных ценностей
ИДК-2 использует воз- растно-ориентирован- ные технологии форми- рования и развития у обучающихся нрав- ственной позиции, ду- ховности, ценностного отношения к человеку;
ИДК-4: использует спе- циальные методы и при- емы воспитания детей с особыми образователь- ными потребностями
Знает:
− содержание работы с ум- ственно отсталыми детьми по направлению духовно- нравственного развития в соот- ветствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− коррекционно направлен- ную методику воспитательной работы со школьниками, имею- щими нарушения интеллекту- ального нарушения.
Умеет: готовить и проводить воспитательные мероприятия
Умеет: оценивать организацию собственной деятельности на практике с точки зрения соблю- дения этических и социальных норм взаимодействия и сотруд- ничества.
Владеет: навыками социального взаимодействия и сотрудниче- ства в профессиональной сфере с соблюдением этических и со- циальных норм.
ОПК-3
Способен органи- зовывать совмест- ную и индивиду- альную учебную и воспитательную деятельность обу- чающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями фе- деральных госу- дарственных обра- зовательных стан- дартов
ИДК-1 проектирует совместную и индиви- дуальную деятельность обучающихся в соответ- ствии с их индивиду- альными психофизиоло- гическими особенно- стями и возрастными закономерностями
ИДК-2 использует педа- гогически обоснованное содержание, формы, ме- тоды и приемы органи- зации совместной и ин- дивидуальной учебной и воспитательной дея- тельности обучающихся в соответствии с требо- ваниями федеральных государственных обра- зовательных стандартов
Знает:
− цель, задачи, содержание воспитательной работы с ум- ственно отсталыми детьми, в со- ответствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− принципы, методы, прие- мы и средства воспитания ум- ственно отсталых школьников в условиях специальной (коррек- ционной) школы;
− методику проведения вне- классных мероприятий, само- подготовок, прогулок в специ- альной (коррекционной) школе.
Умеет: готовить и про- водить внеклассные мероприя- тия, прогулки, самоподготовки в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и коррекционно направленной методики воспитательной рабо- ты.
ОПК-4
Способен осу- ществлять духов- но-нравственное воспитание обу- чающихся на ос- нове базовых национальных ценностей
ИДК-2 использует воз- растно-ориентирован- ные технологии форми- рования и развития у обучающихся нрав- ственной позиции, ду- ховности, ценностного отношения к человеку;
ИДК-4: использует спе- циальные методы и при- емы воспитания детей с особыми образователь- ными потребностями
Знает:
− содержание работы с ум- ственно отсталыми детьми по направлению духовно- нравственного развития в соот- ветствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− коррекционно направлен- ную методику воспитательной работы со школьниками, имею- щими нарушения интеллекту- ального нарушения.
Умеет: готовить и проводить воспитательные мероприятия
духовно-нравственной направ- ленности в соответствии с тре- бованиями коррекционно направленной методики воспи- тательной работы.
Владеет: методикой воспи- тательной работы, позволяющей реализовывать коррекционно- развивающую направленность воспитательного процесса детей с нарушениями интеллектуаль- ного развития в условиях кор- рекционных образовательных организаций.
ОПК-5
Способен осу- ществлять кон- троль и оценку формирования ре- зультатов образо- вания обучающих- ся, выявлять и корректировать трудности в обу- чении
ИДК-2 применяет раз- личные диагностические средства, формы оценки и контроля сформиро- ванности образователь- ных результатов обуча- ющихся
ИДК-4 выявляет труд- ности в социализации, развитии и получении учебных навыков деть- ми с особыми образова- тельными потребностя- ми
Знает:
− цель, задачи, содержание воспитательной работы с ум- ственно отсталыми детьми, в со- ответствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− особенностиструктуры нарушения, а также потенциаль- ные возможности лиц с ограни- ченными возможностями здоро- вья.
Умеет: анализировать про- веденные воспитательные меро- приятия с точки зрения соблю- дения в них педагогических тре- бований, реализации коррекци- онной направленности воспита- ния.
7. Структура и содержание практики
7.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа из них:
Вид учебной работы
Всего часов
3 курс
Зимняя сессия
Летняя сессия
Практические занятия (Пр)
-
-
-
Консультации
4
4
4
Самостоятельная работа
416
208
208
Вид промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Зачет с оценкой
Зачет с оценкой
Контроль (КО)
8 4
4
Контактная работа, всего (Конт.раб)*
8 4
4
Общая трудоемкость часы зачетные единицы
432 12 216 6
216 6
Владеет: методикой воспи- тательной работы, позволяющей реализовывать коррекционно- развивающую направленность воспитательного процесса детей с нарушениями интеллектуаль- ного развития в условиях кор- рекционных образовательных организаций.
ОПК-5
Способен осу- ществлять кон- троль и оценку формирования ре- зультатов образо- вания обучающих- ся, выявлять и корректировать трудности в обу- чении
ИДК-2 применяет раз- личные диагностические средства, формы оценки и контроля сформиро- ванности образователь- ных результатов обуча- ющихся
ИДК-4 выявляет труд- ности в социализации, развитии и получении учебных навыков деть- ми с особыми образова- тельными потребностя- ми
Знает:
− цель, задачи, содержание воспитательной работы с ум- ственно отсталыми детьми, в со- ответствии с ФГОС образования умственно отсталых детей;
− особенностиструктуры нарушения, а также потенциаль- ные возможности лиц с ограни- ченными возможностями здоро- вья.
Умеет: анализировать про- веденные воспитательные меро- приятия с точки зрения соблю- дения в них педагогических тре- бований, реализации коррекци- онной направленности воспита- ния.
7. Структура и содержание практики
7.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа из них:
Вид учебной работы
Всего часов
3 курс
Зимняя сессия
Летняя сессия
Практические занятия (Пр)
-
-
-
Консультации
4
4
4
Самостоятельная работа
416
208
208
Вид промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Зачет с оценкой
Зачет с оценкой
Контроль (КО)
8 4
4
Контактная работа, всего (Конт.раб)*
8 4
4
Общая трудоемкость часы зачетные единицы
432 12 216 6
216 6
7.2. План-график практики
№
п/
п
Содержание учебной работы
Кол.
час
Оценочные средства
Компетен-
ции
Подготовительный этап
1
Установочная конференция:
1. Ознакомление с программой практики,
инструктаж по озна- комлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, по- жарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка).
2. Ознакомление студентов с рабо- чим планом практики (сроки ее прохождения и типовые задания).
4
Подпись в ведомости по технике безопасности и в дневнике производ- ственной практики.
Рабочий график (план) прохождения практики, содержащий подписи ру- ководителя практики от
ФГБОУ ВО «ИГУ» и ру- ководителя практики от профильной организации, на базе которой проводит- ся практика.
ОПК1 2
Ориентировка студента в индивиду- альных заданиях и составление плана прохождения практики.
Перечень конкретных индивидуаль-
ных заданий составляется для каждого
студента при участии руководителей
практики от кафедры и образователь-
ной организации, в которой студент
проходит практику, на основе об-
щешкольной сетки внеклассной работы
образовательной организации, на базе
которой проходится практика, и кален-
дарно-тематического плана воспитате-
ля конкретного класса, в котором сту-
дент проходит практику.
Конкретные виды деятельности
студентов зависят от особенностей
организации воспитательной работы
каждой школы, должностных обязанно-
стей работающих в школе воспитате-
лей, но на основе приведенных ниже ре-
комендаций кафедры.
6
Тематический план рабо- ты на период практики, содержащий все индиви- дуальные задания, полу- ченные на период практи- ки, согласованный и под- писанный руководителем практики от ФГБОУ ВО
«ИГУ и руководителем практики от профильной организации, на базе ко- торой проводится практи- ка.
ОПК1
ОПК3
Всего:
10
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (8 недель)
1.
Пассивная практика
Пассивная практика – это этап наблю- дения студентами за всеми видами вос- питательной деятельности учителей, воспитателей и др. специалистов. Дан- ный этап является рассредоточенным, студентам предоставляется возмож- ность наблюдать за воспитательной ра-
До 20 часов
Ориентировочный график наблюдения включается в рабочий график и темати- ческий план, которые со- ставляются на подготови- тельном этапе практики.
ОПК1
ОПК3
ОПК4
ОПК5
ботой педагогов школы в течение всего года в те дни часы, когда это удобно школе.
Также на данном этапе предполагаются беседы с администрацией школы, педа- гогами, содержание которых разбира- ется со студентами на теоретическом этапе практики.
2
Активная практика
На данном этапе допускается помощь студента в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, особен- но на начальном этапе активной прак- тики. Однако предпочтение должно от- даваться самостоятельной деятельности студента.
Кафедра рекомендует школам создать студентам условия для отработки до уровня навыка следующих видов дея- тельности:
400 ча- сов
1 2.1
Изучение класса: знакомство со всей имеющейся документацией воспитате- ля, включая локальные акты, в которых регламентируются различные вопросы воспитательной работы. Составление паспорта класса (обязательно). Помощь работающему воспитателю в сборе ин- формации либо самостоятельная под- готовка студентом 2-3 документов (на выбор студента либо по заданию рабо- тающего на классе воспитателя).
10
Паспорт класса
Перечень актуальной до- кументации воспитателя
2.2. Планирование работы воспитателя в специальном (коррекционном) образо- вательном учреждении или классе для детей с нарушением интеллекта.
10 ч Тематический план рабо- ты воспитателя на период практики.
2.3. Установление контакта с детьми: предоставление студенту возможности неформального общения, взаимодей- ствия с детьми во время режимных мо- ментов, прогулок, в свободное время
(рекомендуется не менее 2-3 дней нере- гламентированного общения до начала активной практики).
20 ч Самоотчет в дневнике практики (указываются конкретные даты и кон- кретные виды деятельно- сти за каждый день, тру- дозатраты, самоанализ успешности своей дея- тельности, трудности, пу- ти их решения).
1
Часы, приведенные в данной таблице, включают в себя: подготовку к мероприятию, составление-плана- конспекта, оформление дневника, проведение мероприятия, самоанализ мероприятия в дневнике.
Также на данном этапе предполагаются беседы с администрацией школы, педа- гогами, содержание которых разбира- ется со студентами на теоретическом этапе практики.
2
Активная практика
На данном этапе допускается помощь студента в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, особен- но на начальном этапе активной прак- тики. Однако предпочтение должно от- даваться самостоятельной деятельности студента.
Кафедра рекомендует школам создать студентам условия для отработки до уровня навыка следующих видов дея- тельности:
400 ча- сов
1 2.1
Изучение класса: знакомство со всей имеющейся документацией воспитате- ля, включая локальные акты, в которых регламентируются различные вопросы воспитательной работы. Составление паспорта класса (обязательно). Помощь работающему воспитателю в сборе ин- формации либо самостоятельная под- готовка студентом 2-3 документов (на выбор студента либо по заданию рабо- тающего на классе воспитателя).
10
Паспорт класса
Перечень актуальной до- кументации воспитателя
2.2. Планирование работы воспитателя в специальном (коррекционном) образо- вательном учреждении или классе для детей с нарушением интеллекта.
10 ч Тематический план рабо- ты воспитателя на период практики.
2.3. Установление контакта с детьми: предоставление студенту возможности неформального общения, взаимодей- ствия с детьми во время режимных мо- ментов, прогулок, в свободное время
(рекомендуется не менее 2-3 дней нере- гламентированного общения до начала активной практики).
20 ч Самоотчет в дневнике практики (указываются конкретные даты и кон- кретные виды деятельно- сти за каждый день, тру- дозатраты, самоанализ успешности своей дея- тельности, трудности, пу- ти их решения).
1
Часы, приведенные в данной таблице, включают в себя: подготовку к мероприятию, составление-плана- конспекта, оформление дневника, проведение мероприятия, самоанализ мероприятия в дневнике.
2.4. Организация студентом режимных мо- ментов (не менее 5 рабочих дней) сна- чала в качестве помощника воспитате- ля, затем - самостоятельно.
30 час
Самоотчет в дневнике практики (указываются конкретные даты и кон- кретные виды деятельно- сти за каждый день, тру- дозатраты, самоанализ успешности своей дея- тельности, трудности, пу- ти их решения).
2.5. Отработка навыков организации нере- гламентированной деятельности:
1. Организация и контроль студен- том выполнения детьми смен- ных поручений (в школах, где не практикуется методика че- редования поручений, реко- мендуется дать студентам воз- можность попробовать реали- зовать ее самостоятельно).
2. Организация студентом позна- вательного досуга детей (орга- низация нерегламентированно- го времени): может включать познавательные игры, проведе- ние заранее подготовленных опытов и экспериментов и т.д.
Учитываются традиции школы.
Также рекомендуется позво- лить студенту проявить иници- ативу в выборе познавательных занятий с детьми.
3. Нерегламентированное чтение вслух детям (2-3 эпизода).
30 час
Самоотчет в дневнике практики (указываются конкретные даты и кон- кретные виды деятельно- сти за каждый день, тру- дозатраты, самоанализ успешности своей дея- тельности, трудности, пу- ти их решения).
2.6. Отработка навыков проведения прогу- лок с умственно отсталыми детьми
1. Подготовка и проведение про- гулки на территории школы
(количество прогулок опреде- ляется работающим на классе воспитателем, однако не может быть менее пяти и должно быть достаточным, чтобы студент овладел навыками проведения прогулки).
2. Помощь в организации прогулок и экскурсий различной темати- ческой направленности с вы- ходом с территории школы.
3. Проведение спортчаса на про- гулке (1-2 эпизода).
40 час
Планы-конспекты прове- денных прогулок в днев- нике педагогической практики (с отметкой, каждый конспект заверя- ется подписью воспитате- ля-практика либо методи- ста, присутствовавших на прогулке).
План-конспект открытой прогулки. Сдается в от- дельном файле, с отмет- кой, заверяется подписью воспитателя-практика и печатью школы).
2.7. Подготовка и проведение самоподго- товки (не менее пяти).
20 час
Планы-конспекты рабочих самоподготовок в дневни- ке педагогической прак- тики (с отметкой, заверя- ются подписью воспита- теля-практика либо мето- диста, присутствовавших на самоподготовке).
План-конспект открытой самоподготовки. Сдается в отдельном файле, с от- меткой, заверяется подпи- сью воспитателя-практика и печатью школы).
2.8
Отработка навыков проведения вне- классных занятий, кружков и других групповых мероприятий
1. Подготовка и проведение сту- дентом внеклассного занятия по работе с книгой (не менее 1-
2 занятия в течение всей прак- тики
2
).
2. Подготовка и проведение сту- дентом внеклассного занятия по расширению кругозора (не менее 1-2 занятия в течение всей практики).
3. Подготовка и проведение вне- классных занятий либо других групповых мероприятий по направлению духовно- нравственного развития не ме- нее 2-3 занятий в течение года).
4. Подготовка и проведение вне- классного занятия по ручному труду (не менее 2-3 занятий в течение года).
5. Помощь в проведении занятий кружков различной направлен- ности и самостоятельное про- ведение фрагмента, а затем це- лого занятия (по 1-2 занятия кружков разной тематической направленности).
60
Планы-конспекты рабочих мероприятий в дневнике педагогической практики
(с отметкой, заверяются подписью воспитателя- практика либо методиста, присутствовавших на са- моподготовке).
План-конспект открытого группового мероприятия.
Сдается в отдельном фай- ле, с отметкой, заверяется подписью воспитателя- практика и печатью шко- лы).
2.9
Отработка умений работы воспитателя коррекционной школы с семьями вос- питанников:
30 ч Подготовка информаци- онных листовок для роди- телей по вопросам воспи-
2
Большее количество занятий рекомендуется в случае трудностей практического овладения студен- том методикой.
1. Индивидуальная беседа с роди- телями (по заданию учителя или воспитателя)
2. Разработка информационного стенда (бюллетеня и т.п.) для родителей.
3. Участие в подготовке и прове- дении родительских собраний
(помощь в организации, подго- товка выступления, практикума для родителей и др. задания учителя и воспитателя). Реко- мендуется студентам участво- вать во всех родительских со- браниях в течение года, сначала пассивно, затем более активно. тания и обучения школь- ников с особенностями интеллектуального нару- шения; подготовка докла- да и выступление перед педагогами учреждения по вопросам воспитания и обучения школьников с особенностями интеллек- туального нарушения (ли- стовки, доклад, презента- ция, фото-отчет).
Самоотчет в дневнике об участии в родительском собрании (заверяется вос- питателем).
2.1 0
Помощь в подготовке и активное участие в общешкольных мероприяти- ях.
Школа может привлекать сту-
дентов в течение года к любым тради-
ционным массовым воспитательным
мероприятиям при условии обеспечения
студентам достаточного времени для
подготовки (с учетом занятости сту-
дентов в вузе).
30 ч Протоколы просмотрен- ных и планы-конспекты самостоятельно проведен- ных рабочих мероприятий в дневнике педагогиче- ской практики (с отмет- кой, заверяются подписью воспитателя-практика ли- бо методиста, присутство- вавших на мероприятии, указывается степень уча- стия студента).
2.1 1.
Другие виды деятельности, отражаю- щие специфику воспитательной работы в конкретной школе (после и согласо- вания с руководителем практики на ка- федре)
100
Протоколы просмотрен- ных и планы-конспекты самостоятельно проведен- ных рабочих мероприятий в дневнике педагогиче- ской практики (с отмет- кой, заверяются подписью воспитателя-практика ли- бо методиста, присутство- вавших на мероприятии, указывается степень уча- стия студента).
Всего:
400
Заключительный этап
8
Анализ собственного опыта.
4
Самоотчет об итогах практики.
ОПК5 9
Оформление дневника практики. Подго- товка документации. Зачет.
10
Дневник практики, отзыв работодателя.
1 0
Итоговая конференция.
2
Обсуждение результатов практики, дифференциро- ванный зачет.