Файл: История римского права Бахриев Алишер.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История римского права

Выполнил: Бахриев Алишер

Группа ЗБЮв 103

Периодизация римского права.

  • В своем развитии римское право прошло большой путь. Развивалось оно в неразрывной взаимосвязи с экономикой, обществом, самим римским государством.
  • Целесообразно выделить следующие периоды:
  • а) древнейший (архаический) (VI -III вв. до н. э), когда римское право отличалось полисно-общинной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью правовых институтов, было насыщено формализмом;
  • б) классический (середина III в. до н. э. - конец III в. н. э.), в котором римское право достигает особенно высокого уровня в разработке основных юридических институтов, регулирующих отношения частной собственности;
  • в) постклассический (IV-VI вв. н. э.), характеризующийся систематизацией римского права и постепенным его приспособлением к формирующимся феодальным порядкам.

Отрасли римского права

  • Право своей страны римские юристы делили на: публичное: к которому относились нормы, защищавшие интересы государства, регулирующие деятельность государственных органов и жрецов, отношения между государством и частными лицами (например, воинскую обязанность)
  • и частное: к которому относились нормы, защищавшие интересы частных лиц и регулирующие имущественные интересы граждан и других лиц.
  • Публичное право Рима умерло вместе с Римским государством.
  • В отличие от него, римское частное право не только пережило падение Западной Римской империи, но и легло в основу современного гражданского права.

Системы и источники римского частного права - 1

  • Римское частное право не было единым и неизменным. В процессе развития в нем выделились три «слоя», три системы норм, возникших в различных исторических условиях и различавшихся по сфере действия, источникам, принципам, лежавшим в их основе.
  • Древнейшим из них было цивильное или квиритское право. Источниками этой системы норм вначале служили старинные обычаи, а затем законы, постановления, принятые народным собранием.
  • Особенности норм квиритского права заключались в том, что они:
  • во-первых, регулировали отношения только между римскими гражданами,
  • во-вторых, связывали наступление юридических последствий со специальными обрядами, жестами, словесными формулами, - с тем, что в науке получило наименование «формализм права».

Системы и источники римского частного права - 2

  • первоначальный источник (форма выражения правовых норм) квиритского права - правовые обычаи, которые хранили и толковали жрецы-понтифики.
  • Различались:
  • обычаи предков - (например - сложившийся в условиях патриархального строя комплекс обычаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины - отца, мужа, опекуна - положение),
  • обычаи жрецов - (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента),
  • обычаи магистратов – (например - правило, предписывавшее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца);
  • наконец, обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - обычная практика - (примерном может служить обычай, предлагавший самому истцу обеспечить явку ответчика в суд).

Системы и источники римского частного права - 3

  • Первоначально писаных законов в Риме не было. В условиях примитивности хозяйства, общественной и государственной жизни обходились обычаями.
  • По мере роста общины, расширения ее территории и появления в Риме плебеев - обычного права стало недостаточно (из-за его нечеткости и возможности расширительного толкования судьями).
  • Особое недовольны таким состоянием права были плебеи, страдавшие от произвола судей патрициев.
  • Борьба плебеев привела к созданию «комиссии десяти мужей», результатом работы которой явилась запись правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемвирами, в 450 г. до н. э.
  • Так появился новый источник римского права - Закон

Системы и источники римского частного права - 4

  • Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме, составив первые писаные законы -Законы XII Таблиц. Первоначальный текст их не сохранился. Он восстановлен учеными нового времени, извлекшими из произведений римских юристов, историков и ораторов все ссылки и цитаты из текстов XII Таблиц.
  • Позднее Законы XII Таблиц дополнялись и изменялись нормами других законов. В Римской республике их принимали народные собрания (центуриатные либо трибутные комиции). Они назывались leges.
  • Авторами законопроектов могли
  • быть высшие магистраты - консулы,

    диктаторы,

    а также плебейские трибуны.

  • Законопроект обсуждался в сенате и лишь после одобрения большинством сенаторов выносился на голосование в комиции.
  • Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присоединялось и определение, указывавшее на содержание закона (lex Poetelia, lex Sempronia agraria).

  • При переходе от республики к империи, начиная с I в. н. э. комиции лишаются законодательных функций. Место законов заняли постановления сената сенатусконсульты.
  • Для императоров это была наиболее удобная форма законодательства, поскольку списки сенаторов составлял сам принцепс и сенат в целом являлся проводником его воли.
  • По мере усиления императорской власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции переходят непосредственно к императору. Законами становятся конституции императоров (согласно правилу: «Что угодно принцепсу, то имеет силу закона»).
  • По содержанию и значению конституции подразделялись на: эдикты (указы),
  • рескрипты (распоряжения по отдельным делам),
  • мандаты (инструкции императорским чиновникам),
  • декреты (решения императора по спорным делам).

Системы и источники римского частного права - 6

  • Преторское право - вторая, более гибкая система римского права, развившаяся, начиная с III в.до н. э. из преторских эдиктов.
  • Нормы преторского права, как и квиритского, регулировали отношения только между гражданами, но в отличие от квиритского права были свободны от формализма. Преторы связывали наступление юридических последствий не с выполнением обрядов, а с добросовестностью поведения сторон при совершении сделки.
  • Законы ХII Таблиц и другие акты, принимаемые комициями, оказались недостаточными для того, чтобы регулировать ставшие более сложными имущественные отношения. В результате и возник новый источник римского права, отвечавший нуждам времени, - эдикты магистратов (edicta, от лат. dico – говорю).
  • Из эдиктов магистратов особое значение приобрели ежегодно издаваемые эдикты преторов, где излагались новые, продиктованные жизнью правила, которых преторы считали нужным придерживаться в судопроизводстве.

Системы и источники римского частного права - 7

  • Преторский эдикт, не отменяя устаревших обычаев и законов, лишал их судебной защиты, превращал основанные на них права в т.н. «голое право».
  • Со временем преторский эдикт приобрел определенную преемственность и стабильность, став в классический период основным источником римского права.
  • Значительную роль в этом сыграл юрист Сальвий Юлиан (II в. н. э.), который по поручению императора Адриана собрал и пересмотрел материалы преторских эдиктов. С тех пор дополнять эти нормы мог только император, поэтому дальнейшее развитие преторского права прекратилось.

Системы и источники римского частного права - 8

  • Почти одновременно из эдиктов преторов для перегринов (особых преторов, избираемых специально для защиты имущественных интересов перегринов-чужестранцев, живших в Риме) стало складываться «право народов» .
  • Эта система римского частного права отличалась от двух других, прежде всего сферой действия: нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между самими перегринами.
  • Вырабатывая нормы «права народов», преторы важное значение придавали идеям «естественного права», полагая, что сходство ряда норм у различных народов объясняется действием права, якобы установленного самой природой. В начале III в. н.э. произошло фактическое слияние всех этих систем.

Правотворчество римских юристов 1

  • В классический и постклассический периоды важным источником права была правотворческая деятельность юристов.
  • В Римской республике им принадлежала большая роль в разрешении судебных дел: в качестве знатоков права они давали гражданам юридические консультации, носившие первоначально неофициальный характер, поскольку исходили от частных лиц.
  • В эпоху империи при императорском дворе появился сановник, наделенный правом от имени императора давать разъяснения и рекомендации, обязательные для суда.

Правотворчество римских юристов 2

  • В императорскую эпоху сведущие юристы не только занимались изучением и толкованием права, но обучали молодых юристов, создавали учебники римского права - институции.
  • Огромную роль в развитии права играли знаменитые римские юристы Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай.
  • Написанный Гаем в середине II в. н. э. учебник «Институции» пользовался особой известностью. Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. II в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти. Императорским указом им была придана сила закона (по разным оценкам в 143 или 167 г н.э.).
  • В 426 г. н.э. издаётся «Закон о цитировании» Феодосия II и Валентиниана III, который придал юридически обязательную силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Если по одному и тому же вопросу между упомянутыми пятью юристами обнаруживается разногласие, то судья должен принять то решение, которого держится большинство из них; при равенстве голосов решает мнение Папиниана; если же мнения Папиниана по данному вопросу нет, то судья мог выбирать по своему усмотрению.

Правотворчество римских юристов 3

  • Использование императорских конституций на практике было затруднено. Они были разбросаны в разных архивах, поэтому даже ознакомиться с ними было сложно. С каждым годом количество их росло, причем новые указы часто отменяли или изменяли старые. Чувствовалась потребность собрать их вместе, чтобы они всегда были под рукой, и для судей, и для частных лиц.
  • Первым попытку этого предпринял некий Папирий Юст который собрал конституции императора Марка Аврелия в 20 книгах. Но этот сборник быстро устарел и утратил свое значение.
  • При императоре Диоклетиане появился частный сборник, составленный каким-то Грегорианом и носящий название "Codex Gregorianus". Он содержал конституции императоров до Диоклетиана (от 196 до 295 г.), причем все они располагались в известном систематическом порядке: кодекс делился на 14 книг, книги на титулы, внутри которых конституции воспроизводились в первоначальном тексте и в хронологической последовательности.
  • Кодекс этот был весьма распространен, и между 314 и 324 г. к нему было составлено новым автором, Гермогенианом, дополнение из позднейших конституций, носящее название "Codex Hermogenianus". Этот кодекс состоял только из одной книги, разделенной на титулы.

Правотворчество римских юристов 4

  • С временем оба эти кодекса, в свою очередь, устарели. Поэтому император Феодосий II назначил в 428 г. комиссию из восьми человек, чтобы :
  • во-первых, собрать все конституции от Константина, (даже устаревшие и отмененные), дабы этот сборник вместе с Кодексами Григориана и Гермогениана мог служить для обучения юристов,
  • во-вторых, составить сборник действующих конституций, прибавив к ним выдержки из трактатов юристов. Работы комиссии остались, однако, без результата (выполнение второй части программы встретило непреодолимые затруднения). Поэтому в 435 г. создана новая комиссия из 16 членов под председательством дворцового квестора Антиоха, решавшая более скромную задачу: сделать лишь сборник императорских конституций, изданных после Кодекса Гермогениана и сохраняющих свою силу.
  • Эта работа была выполнена в два года, и новый сборник, получивший название «Кодекс Феодосия», опубликовали 15 февраля 438 г.
  • «Кодекс Феодосия» делился на 16 книг, из которых каждая, в свою очередь, распадалась на титулы. По мысли Феодосия, его кодекс вместе с Кодексами Григориана и Гермогениана должен был составить одно целое (т.е. оба эти частных сборника приобретали официальный статус). Новые конституции, появлявшиеся после издания Кодекса, именовались новеллами.