Файл: Исторические этапы развития авторского права в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.
Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.
Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств
(радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения [1, c.149].
К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.
В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется
Всемирной
(Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует
Российская Федерация.

30
Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции.
Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.
Срок действия исключительного права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти [7, c.152].
В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.
Таким образом, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.


31 2.3 Иные права на произведение
В соответствии со ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Право на вознаграждение за использование служебного произведения.
Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей
(служебное произведение), принадлежат автору.
Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Как уже говорилось ранее, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в указанный срок, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.
Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
Однако автор должен возместить лицу, которому отчуждено исключительное

32 право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненные таким решением убытки [19, c.79].
Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решен. Право на отзыв неразрывно связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками при условии, что к ним перешло право на обнародование произведения. Если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения, то право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками.
Право следования также является специфическим самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Следует также учесть, что авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение [22, c.143].
Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.
При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.


33
Данное право может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью, его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.

34
Заключение
В ходе проведенного исследования поставленные задачи решены, цель достигнута.
В заключение можно сделать вывод о том, что авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи
В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.
Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.
1   2   3   4

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав.
Субъектом производного авторского права является физическое или

35 юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные
(исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.
К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений.
Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

36
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Авторское право: учеб. пособие / Е.А. Моргунова; отв. ред. В.П.
Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
2. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с.
3. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М.:
Знание, 2005, - 119 с.
4. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. —
М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. – 575 с.
5. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения.
Тенденции развития. - М., Наука, 1984. – 189 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 /
Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В.
Крашенинникова. М: Статут, 2014. – 218 с.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996
№ 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996.
– 29 января. – № 5. – Ст. 410.
8. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П.
Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). – 514 с.
9. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. – 658 с.
10. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред.
А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.


37 11. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С.
246 12. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.:
«Статут», 2013. С.47.
13. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37 14. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12 15. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Наука, 2006, - 154 с.
16. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебное пособие / С.Г.
Корконосенко. - М.: КНОРУС, 2016. - 272 с.
17. Красавчнкова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными нрав граждан (физических лиц) в гражданском нраве
Российской Федерации: дисс.... д.ю.н. Екатеринбург, 1994. 435 с.
Конституция Федерации: Коммент. Конституц. Суда РФ, офиц. текст, и в силу к РФ.- М.: Норма, 2015.- 160 с.
18. Нохрина
М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.:
Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
19. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»
// Российская газета, 2006, №12. 79 с.

38 20. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской
Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014.
С. 19.
21. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. – 216 с.
22. Фирсов Б. Телевидение глазами социолога. - М. Слово, 2008, - 418 с.
23. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика,
2015, № 4, С 34.