Файл: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Задание 1.

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1.УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

1.

«Серебряное копытце» П.П. Бажова;

А.С. Пушкин: 

“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”,

“Сказка о рыбаке и рыбке”

Д.Н. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”, 

Русские народные сказки:

“Сивка-бурка”

«Лиса и журавль»

«Репка»


 Сказки о животных

Волшебные сказки




2.

В. Гаршин «Лягушка путешественница»

 А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

В. и Я. Гримм: «Маленькие человечки»;

«Беляночка и Розочка»; «Храбрый портной».

Ш. Перро «Спящая красавица».

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»;


Сказки о животных

Волшебные сказки




3.

 П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Джеймс Барри «Питер Пен»

 Л.Ф. Баум «Страна Оз»

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Туве Янссон «Сказки про Муми-тролля

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Сказки о животных

Волшебные сказки




4.

А. Пушкин «Руслан и Людмила»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

Ш. Перро «Золушка»

.П. Бажов «Каменный цветок»

Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»

Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»

Н. Готорн «Снегурочка»

Сказки о животных

Волшебные сказки

2.

1.

Толстой А. “Золотой ключик или приключения Буратино”

Бажов П.П. “Серебряное копытце”

Мамин-Сибиряк Д.Н. “Алёнушкины сказки”

Катаев В.П. “Цветик-семицветик”

Андерсен Г.Х. “Гадкий утёнок ”, “Дикие лебеди”,

“Принцесса на горошине”, “Новый наряд короля”

Сказки о животных

Волшебные сказки

УМК «Начальная школа XXI века»

Литературное чтение – Л.А. Ефросинина.

2.

А. Волков «Волшебник Изумрудного города».

. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

. В.Ф. Одоевский «Город в табакерке».

К.Д. Ушинский «Плутишка кот»,

«Журавль и цапля».

Сказки о животных

Волшебные сказки




3.

Свифт Д. «Путешествие Гулливера»

Платонов А.П. «Солдат и царица»,

«Волшебное кольцо»

Горький М. «Про Иванушку-дурачка»

Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»

Зальтен Ф. «Бемби»

Чёрный С. «Серебряная ёлка»


Социально бытовая сказка

Сказки о животных

Волшебные сказки




4.

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

О. Уайльд «Кентервильское привидение». 

А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»,

«Пеппи Длинный чулок». 
В. Жуковский «Сказка о царе Берендее»,

«Об Иване-царевиче и сером волке». 

П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка».



Сказки о животных

Волшебные сказки




После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Ответ:

1.

По программе УМК «Школа России»:

- сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.

При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая задача, как формирование творчески развитой личности школьника.
По программе «Начальная школа XXI века»:

Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

2.

Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.
Задание 2.

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;



3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

Ответ:

  1.      Ершов П. П. «Конек-Горбунок»; 4 класс.

  2. Главная мысль. Любое дело под силу, когда рядом верный и надежный товарищ. Сказка «Конек-Горбунок» учит не терять надежды в любых обстоятельствах, показывает ценность дружбы и преданности семье. Она говорит о чуткости, доброте, победе добра над злом и несправедливостью. Произведение обращает внимание на то, как важно рассматривать, прежде всего, внутренний мир человека, а не его внешний облик.

Возрастная аудитория – 6- 11 лет.

  1. П.П. Ершов это писатель большого масштаба и великий сказочник. Много поколений с удовольствием читают его произведение. Я сама в детстве очень любила эту сказку.

Художник И. Егунов сделал сказочные и яркие иллюстрации  к книге. Детям очень понравится читать эту интересную книгу и рассматривать увлекательные иллюстрации.

  1. Книга учит осмыслить базовые ценности т.к. благородство, дружба, понимание, сочувствие. Воспитывает положительные качества личности обучающихся. Это происходит в процессе чтения и анализа.

  2. Альтернативой может быть русская народная сказка «Сивка-бурка».

Задание 3.

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;


6.      тема, идея сказки.

 

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

-        «Сказка о Мертвой царевне»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о царе Салтане...»;

-        «Сказка о золотом петушке»

-        «Сказка о Медведихе»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о попе и работнике его Балде».

Ответ:

        «Сказка о рыбаке и рыбке»

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке» относится к категории волшебных сказок, но в ней есть и элементы бытовой и поучительной сказки. Описание жизни простых людей — старика и старухи, которые тридцать три года занимаются привычным делом — рыбной ловлей и прядением — переплетается с волшебством. Оно предстает в образе золотой рыбки, рыбка обладает могуществом и дарит рыбаку все, что он у нее попросит.

  2. Произведение было написано осенью 1833 года. В период названный Второй Болдинской осенью. Через два года (в 1835) она была впервые опубликована в журнале «Библиотека для чтения».

  3. История о рыбаке и золотой рыбке, возможно, имеет немецкие корни. Авторитетные исследователи этого вопроса М. К. Азадовский и Л. А. Фин предположили, что первоисточником для этой сказки А. С. Пушкина была сказка братьев Гримм «О рыбаке и его жене».
    Но у этой сказки могли быть и русские фольклорные источники. В сборнике Афанасьева есть две народные сказки с аналогичным сюжетом: «Золотая рыбка» и «Жадная старуха». Пушкин мог узнать сказку от своей няни Арины Родионовны.

  4. Главные герои сказки:


Старик. Тихий, спокойный, добрый, безответный. Старуха. Жадная и алчная. Властная, мечтающая о неограниченной власти. Золотая рыбка. Добрая, благодарная, терпеливая.

  1. Основной конфликт сказки заключается в том, что желания старухи не бесконечны, последнее желание стало окончательным. Старуха осталась, как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика.

  2. Темой сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке является тема жадности. Автор на примере старухи показывает как проявляется неудержимая жадность и к чему это может привести. Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело. Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью. Чему учит сказка. Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы. Учит не жадничать, ни завидовать чужому.



Задание 4.

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

Ответ:

  1. В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей. Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений.

  2. Поскольку в книге описываются ежедневные эпизоды жизни мальчика, в ней мало внешних движений или приключений, и автор больше сосредоточен на внутренних переживаниях мальчика, чем на внешних событиях. Формирование характера-основная тема "Детства", и события детства так или иначе влияют на будущее человека, его выбор и моральные ориентиры. Окружающий мир и взрослые влияют на развитие личности растущего ребенка, и каждый эпизод может стать роковым мотивом для будущего поведения. Затрагивается и важность семейных отношений, а внутренние монологи героев раскрывают "диалектику души".

  3. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.

  4. Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.