Файл: Практические задания социальная психология 2 семестр ММУ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические задания по теме 4.

Прочитайте случаи, найдите в них один или несколько законов социальной психологии (групповые эффекты), объясните, какие фразы в тексте говорят об этом, а так же почему здесь срабатывает тот или иной эффект, какие у этого эффекта могут быть положительные и отрицательные последствия.

Вариант 1.

Василий устроился на новую работу. В новом коллективе он старается прислушиваться к тому, что говорят другие сотрудники. Он ходит с ними на обед в столовую, внимательно слушает те истории, которые они пересказывают. Василий начинает недолюбливать руководителя подразделения. Он считает начальника злым и чересчур требовательным. Сам он ни разу не видел начальника, не сталкивался с действиями начальника, но опирается на те истории, которые предаются в коллективе.

Ответ:

В данном примере можно выделить эффект принадлежности группе, который выражается в том, что Василий, устроившись на новую работу, старается «влиться» в коллектив, соответствовать нормам и правилам, установленным в данном коллективе. У него хорошо сформировано чувство «мы». Мы вместе, мы - коллектив. Я поддерживаю коллектив и в то же время ожидаю эмоциональной, да и не только, поддержки от коллектива. С другой стороны, Василий начинает недолюбливать руководителя, хотя сам никогда с ним не общался, а ссылаясь на те рассказы, которые передаются в коллективе. Его отношение к человеку сформировано не от собственного впечатления, а приобретено, обретая негативный отпечаток. Здесь можно отметить такой групповой эффект, как конформизм-изменениевповеденииилимнениичеловекаподвлияниемреальногоиливоображаемогодавлениясостороныдругогочеловека или группы людей.

Конформность - свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция необязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

Практические задания по теме 5

Вариант 3

Выберите из списка социальные группы, которые существовали в Эпоху Возрождения: мореплаватели, католики, художники, водители, ремесленники, врачи, старики, рыцари, бродячие философы, пенсионеры, крестьяне, монахи, пилоты.

Ответ:

Мореплаватели, католики, художники, ремесленники, старики, рыцари, крестьяне, монахи.
Практические задания по теме 7

Определите характер социального движения. Укажите тип движения по целям и в зависимости от группообразующих признаков. Поясните свой выбор. Опорные материалы смотрите в Лекции 7. Для выполнения задания

пользуйтесь структурой:

Социальное движение: Название, краткое описание

Цели: указание цели (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категории

Группообразующие признаки: признак (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категории

Вариант 1

По материалам: https://ru.wikipedia.org/wiki/Общество_синих_ведёрок

О́бщество си́них ведёрок — российское общественное движение, члены которого борются с произволом чиновников и хамством на дорогах, добиваются, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб, и протестуют против их использования высокопоставленными представителями власти.

Протест выражается флеш-мобовым использованием имитаторов «мигалок»; чаще всего используются безобидные предметы, например, детское синее пластмассовое ведёрко (откуда название), наклеиваемое скотчем на крышу либо помещаемое в салон автомобиля.

Общество синих ведёрок не только фиксирует многочисленные нарушения со стороны водителей машин со спецсигналами, но и информирует граждан о выявленных фактах, выкладывая, в частности, фотографии и видеоролики на страницу сообщества в Живом Журнале.

Впервые концептуальная идея гражданского протеста против привилегий и произвола чиновников на дорогах, ставшая прологом к созданию «Общества Синих Ведёрок», появилась в 2006 году. Тогда по всей России прокатилась волна общественного недовольства против несправедливого осуждения алтайского железнодорожника Олега Щербинского, в чей автомобиль «Тойота» при обгоне сзади на огромной скорости врезался Мерседес

губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, что повлекло гибель трёх человек в машине чиновника.

Лидер «ведёрок» Пётр Шкуматов, предпринимавший в 2012 году неудачную попытку зарегистрировать Общество в Минюсте РФ, характеризует движение как «неформальное сообщество блогеров».

Ответ:

Социальное движение: Общество синих ведерок относится к стихийным группам и массовым движениям, так как данное общество включало в себя людей разного пола, возраста, национальностей, места проживания, но объединенных одной общей целью, выполняющих одинаковые действия (имитация «мигалок»).

Цели: Общество преследовало реформаторские цели, так как они стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (протест против привилегий и произвола чиновников на дорогах, требование, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб, и протест против их использования высокопоставленными представителями власти).

Группообразующие признаки: По масштабам Общество «Синих ведерок» можно отнести к государственным, так как люди, входившие в него, осуществляли свою деятельность на территории всей Российской Федерации.

Общество «Синих ведёрок» - по методам и способам действия - нелегальные, неформальные, т.к. попытка зарегистрировать была неудачной, и формализованного списка участников также нигде не велось.
Практические задания по теме 9

Вариант 2

Какие социальные установки могут привить ребенку каждый из перечисленных агентов социализации? Заполните таблицу соответствий. (От каждого агента может исходить 1 и более установок, все установки должны быть распределены.)

Агенты: семья, школа, интернет, секция футбола, лечащий врач

Установки: хорошо учиться, курить, есть здоровую пищу, стремиться быть модным, помогать людям, спасать бездомных животных, быть стройным и спортивным, быть богатым, ненавидеть другие нации.

Ответ:

Агенты социализации

Социальные установки

Семья

Хорошо учиться, есть здоровую пищу, помогать людям, спасать бездомных животных, быть богатым

Школа

Хорошо учиться, помогать людям

Интернет

Курить, стремиться быть модным, ненавидеть другие нации

Секция футбола

Быть стройным и спортивным

Лечащий врач

Есть здоровую пищу