Файл: Практические задания социальная психология 2 семестр ММУ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 603
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практические задания по теме 4.
Прочитайте случаи, найдите в них один или несколько законов социальной психологии (групповые эффекты), объясните, какие фразы в тексте говорят об этом, а так же почему здесь срабатывает тот или иной эффект, какие у этого эффекта могут быть положительные и отрицательные последствия.
Вариант 1.
Василий устроился на новую работу. В новом коллективе он старается прислушиваться к тому, что говорят другие сотрудники. Он ходит с ними на обед в столовую, внимательно слушает те истории, которые они пересказывают. Василий начинает недолюбливать руководителя подразделения. Он считает начальника злым и чересчур требовательным. Сам он ни разу не видел начальника, не сталкивался с действиями начальника, но опирается на те истории, которые предаются в коллективе.
Ответ:
В данном примере можно выделить эффект принадлежности группе, который выражается в том, что Василий, устроившись на новую работу, старается «влиться» в коллектив, соответствовать нормам и правилам, установленным в данном коллективе. У него хорошо сформировано чувство «мы». Мы вместе, мы - коллектив. Я поддерживаю коллектив и в то же время ожидаю эмоциональной, да и не только, поддержки от коллектива. С другой стороны, Василий начинает недолюбливать руководителя, хотя сам никогда с ним не общался, а ссылаясь на те рассказы, которые передаются в коллективе. Его отношение к человеку сформировано не от собственного впечатления, а приобретено, обретая негативный отпечаток. Здесь можно отметить такой групповой эффект, как конформизм-изменениевповеденииилимнениичеловекаподвлияниемреальногоиливоображаемогодавлениясостороныдругогочеловека или группы людей.
Конформность - свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму, то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция необязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.
Практические задания по теме 5
Вариант 3
Выберите из списка социальные группы, которые существовали в Эпоху Возрождения: мореплаватели, католики, художники, водители, ремесленники, врачи, старики, рыцари, бродячие философы, пенсионеры, крестьяне, монахи, пилоты.
Ответ:
Мореплаватели, католики, художники, ремесленники, старики, рыцари, крестьяне, монахи.
Практические задания по теме 7
Определите характер социального движения. Укажите тип движения по целям и в зависимости от группообразующих признаков. Поясните свой выбор. Опорные материалы смотрите в Лекции 7. Для выполнения задания
пользуйтесь структурой:
Социальное движение: Название, краткое описание
Цели: указание цели (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категории
Группообразующие признаки: признак (из списка в лекции 7), пояснения, почему отнесли к этой категории
Вариант 1
По материалам: https://ru.wikipedia.org/wiki/Общество_синих_ведёрок
О́бщество си́них ведёрок — российское общественное движение, члены которого борются с произволом чиновников и хамством на дорогах, добиваются, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб, и протестуют против их использования высокопоставленными представителями власти.
Протест выражается флеш-мобовым использованием имитаторов «мигалок»; чаще всего используются безобидные предметы, например, детское синее пластмассовое ведёрко (откуда название), наклеиваемое скотчем на крышу либо помещаемое в салон автомобиля.
Общество синих ведёрок не только фиксирует многочисленные нарушения со стороны водителей машин со спецсигналами, но и информирует граждан о выявленных фактах, выкладывая, в частности, фотографии и видеоролики на страницу сообщества в Живом Журнале.
Впервые концептуальная идея гражданского протеста против привилегий и произвола чиновников на дорогах, ставшая прологом к созданию «Общества Синих Ведёрок», появилась в 2006 году. Тогда по всей России прокатилась волна общественного недовольства против несправедливого осуждения алтайского железнодорожника Олега Щербинского, в чей автомобиль «Тойота» при обгоне сзади на огромной скорости врезался Мерседес
губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, что повлекло гибель трёх человек в машине чиновника.
Лидер «ведёрок» Пётр Шкуматов, предпринимавший в 2012 году неудачную попытку зарегистрировать Общество в Минюсте РФ, характеризует движение как «неформальное сообщество блогеров».
Ответ:
Социальное движение: Общество синих ведерок относится к стихийным группам и массовым движениям, так как данное общество включало в себя людей разного пола, возраста, национальностей, места проживания, но объединенных одной общей целью, выполняющих одинаковые действия (имитация «мигалок»).
Цели: Общество преследовало реформаторские цели, так как они стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы (протест против привилегий и произвола чиновников на дорогах, требование, чтобы «мигалки» (проблесковые маячки) использовались только на автотранспорте экстренных служб, и протест против их использования высокопоставленными представителями власти).
Группообразующие признаки: По масштабам Общество «Синих ведерок» можно отнести к государственным, так как люди, входившие в него, осуществляли свою деятельность на территории всей Российской Федерации.
Общество «Синих ведёрок» - по методам и способам действия - нелегальные, неформальные, т.к. попытка зарегистрировать была неудачной, и формализованного списка участников также нигде не велось.
Практические задания по теме 9
Вариант 2
Какие социальные установки могут привить ребенку каждый из перечисленных агентов социализации? Заполните таблицу соответствий. (От каждого агента может исходить 1 и более установок, все установки должны быть распределены.)
Агенты: семья, школа, интернет, секция футбола, лечащий врач
Установки: хорошо учиться, курить, есть здоровую пищу, стремиться быть модным, помогать людям, спасать бездомных животных, быть стройным и спортивным, быть богатым, ненавидеть другие нации.
Ответ:
Агенты социализации | Социальные установки |
Семья | Хорошо учиться, есть здоровую пищу, помогать людям, спасать бездомных животных, быть богатым |
Школа | Хорошо учиться, помогать людям |
Интернет | Курить, стремиться быть модным, ненавидеть другие нации |
Секция футбола | Быть стройным и спортивным |
Лечащий врач | Есть здоровую пищу |