Файл: Составьте проект разъяснения по данному вопросу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1819

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Может ли ЗАО при покупке комбината избежать последующей от­ветственности, а также платежей за негативное воздействие на окру­жающую среду от захороненных на его территории отходов?

Какие виды ответственности загрязнителя окружающей природной среды Вам известны?

Кто будет являться субъектом ответственности, если токсичные отходы захоронены на территории комбината в недрах?

В подобной ситуации нужно руководствоваться пунктом 4 статьи 4 Закона № 89-ФЗ. Отходы,брошенные владельцем или иным образом оставленные с целью отказаться от права собственности на них, могут стать собственностью лица, в собственности, во владении или в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект с брошенными отходами. Для этого новый владелец должен приступить к их использованию.То есть отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. Чтобы избежать разногласий, в договорах аренды целесообразно четко фиксировать, кто собственник отходов и кто вносит плату за их размещение. Такие же рекомендации дает Ростехнадзор в письме от 02.08.2007 № 04-18/1038. Аналогично определяется плательщик экологических платежей при субаренде помещений.

Алгоритм действий добросовестного плательщика экологических сборов состоит из четырех этапов:

  • 1. постановка на учет в качестве плательщика.Учет плательщиков территориальные органы Ростехнадзора осуществляют самостоятельно. Но плательщик вправе обратиться в свое территориальное управление Ростехнадзора, чтобы его поставили на учет. Бланк свидетельства, выдаваемого плательщикам при постановке на учет, пока не утвержден;

  • 2. получение в территориальном управлении Ростехнадзора соответствующих разрешений и лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов (в зависимости от вида осуществляемого негативного воздействия).В этих разрешениях устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимиты на размещение отходов производства и потребления. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух транспортными средствами не требуется;

  • 3. исчисление экологических платежей и сдача отчетности. По окончании отчетного периода заполняется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержденной формы и представляется в территориальное управление Ростехнадзора. Как указано в приказе Ростехнадзора от08.06.2006 № 557, отчетным периодом признается календарный квартал. Поэтому платежи рассчитываются, и отчетность сдается ежеквартально. Величина платы исчисляется на основании нормативов и лимитов, установленных в соответствующих разрешениях, выдаваемых территориальными органами Ростехнадзора, либо с помощью расчетных методик.


Рязанский областной комитет по охране окружающей среды выставил на расчетный счет Фабрики технических тканей ин­кассовое поручение о списании денежных средств в погашение за­долженности по платежам за выбросы загрязняющих веществ в ат­мосферу. Фабрика обратилась в арбитражный суд с иском о при­знании недействительным инкассового поручения, указав, что решение о бесспорном списании указанной задолженности было при­нято по истечении 60-дневного срока, установленного ст. 46 Нало­гового кодекса РФ, в связи с чем указанная задолженность может быть взыскана лишь в судебном порядке. Кроме того, истец возра­жал против суммы задолженности, ссылаясь на то, что им были осуществлены природоохранные мероприятия, связанные с уста­новкой новых очистных сооружений, в связи с чем сумма платежей подлежит корректировке.

Обоснованны ли исковые требования истца в части незаконности принятия решения о бесспорном списании платы за загрязнение окружа­ющей природной среды по истечении 60-дневного срока с момента наступления обязанности по уплате платежей?

Влечет ли выполнение природоохранных мероприятий, связанных с ус­тановкой новой системы очистных сооружений, автоматическую кор­ректировку суммы платежей на сумму указанных природоохранных ме­роприятий ?

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Да, требования истца обоснованы в части незаконности принятия решения о бесспорном списании платы за загрязнение окружа­ющей природной среды по истечении 60-дневного срока с момента на­ступления обязанности по уплате платеже, т.к.действительно ст.46 НК РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002),определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О,

Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ)

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.



3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога

Действительно существует ст.17 ФЗ «Об охране окружающей среды»от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.

2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Ст.14. «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ». К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

Тем не менее, вопрос о корректировке платежей представляет особый интерес. Существует письмо Государственного комитета по охране окружающей среды от 26 июня 1998 №14-04/565, где сказано, что

«Корректировка размера платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, как показывает практика, является важной составляющей экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности. Применение корректировки платежей природопользователей, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.92 N 632, стимулирует разработку и внедрение на предприятиях и в организациях комплексных планов и программ, позволяющих решать задачи охраны окружающей среды.»


Данное Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 признано незаконным (недействительным) решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Существует письмо Министерства по налогам и сборам от 31 октября 2001г.№6-21/833 «о платежах за загрязнение окружающей среды»

«в случае принятия исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, в соответствии с которым устанавливаются пониженные размеры платы за загрязнение природной среды или освобождаются от нее отдельные организации, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, Управлению МНС России по данному субъекту Российской Федерации не следует принимать указанные решения к исполнению. Одновременно следует поставить в известность орган исполнительной власти субъекта о неправомерности вынесения подобного акта.»

В то же время, определение «главного суда в нашей стране» является источником права и, следовательно, данное Постановление Правительства остается в силе и оно предусматривает корректировку платежей.

Арбитражный суд, на основании вышеизложенного, иск должен удовлетворить и признать инкассовое поручение недействительным.