Файл: Тема курсовой работы Анализ существующей организационной структуры управления организации Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема курсовой работы

Анализ существующей организационной структуры управления организации

Содержание
Введение 3

Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования организационных структур управления предприятием 5

1.1 Сущность, понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием 5

1.2 Типология организационных структур управления 8

Глава 2. Анализ и оценка организационной структуры управления предприятием на примере ПАО «Ростелеком» 14

2.1 Характеристика коммерческой организации ПАО «Ростелеком» 14

2.2 Исследование действующей организационной структуры управления предприятием ПАО «Ростелеком» 19

2.3 Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления 24

Заключение 29

Список использованной литературы 32

Введение
Предприятия различных организационно-правовых форм функционируют в непрерывно меняющейся окружающей среде. Их эффективность, а в ряде случаев выживаемость во многом зависят от того, насколько они адаптированы к внешней среде, в какой мере гибки и подвижны организационные структуры, какова способность к нововведениям, являющаяся основным признаком и критерием профессионализма руководителей при принятии ими управленческих решений. При возрастающей роли организационных структур управления, в том числе и малыми предприятиями, в современной экономической науке значение теоретического обобщения накопленного опыта явно недооценивается.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для достижения адаптации в современных рыночных условиях субъектов хозяйствования, их технического перевооружения и реконструкции производства, повышения инновационного потенциала при отсутствии стабильных источников финансирования необходим эффективный механизм управления предприятием. Он предполагает:

  • разработку стратегии организации с учетом ее реакции на возможные изменения внешней среды;

  • формирование такой структуры управления, которая будет обеспечивать реализацию выбранной стратегии;

  • разработку системы показателей, позволяющей оптимизировать процесс реализации целей и задач, стоящих перед организацией;

  • принятие и реализация эффективных управленческих решений, направленных на устранение отклонений.

Успешная деятельность организаций в условиях финансового кризиса невозможна без наличия оптимального механизма управления, эффективность которого определяется сбалансированностью его элементов. Переход к рыночной модели экономики обнаружил несоответствие организационного, технологического, производственного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это дало толчок к осуществлению процесса реструктуризации в организациях, в частности, к изменению их организационной структуры.


Организация управления является самостоятельной областью науки и нуждается в разработке гармоничной концепции, тщательного изучения ее закономерностей, принципов и проработке ее практического воплощения.

В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования.

Объект исследования - российский провайдер цифровых услуг и сервисов ПАО «Ростелеком».

Предмет исследования - пути и методы совершенствования организационной структуры данной компании.

Цель курсовой работы - изложение теоретических и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятие, сущность, принципы и типы организационных структур управления;

  • дать общую характеристику деятельности ПАО «Ростелеком»

  • определить параметры эффективности существующей на предприятии организационной структуры;

  • разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия;

Исследование включает введение, 2 главы теоретического и практического содержания, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования организационных структур управления предприятием

    1. Сущность, понятие и принципы построения организационной структуры управления предприятием


Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.



Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций между работниками по вертикали и горизонтали. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких -либо подразделений или связей.

Организационная структура позволяет:

  • избежать неопределенности и хаоса при взаимодействии;

  • эффективно взаимодействовать с внешней средой;

  • целесообразно и продуктивно распределять усилия сотрудников и подразделений;

  • обеспечивать взаимозаменяемость сотрудников на основе регламентации деятельности;

  • достигать целей деятельности с высокой эффективностью.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специа листов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Существуют два направления специализации элементов ОСУ [14, c. 83]:

  • в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно -технического прогресса;

  • исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели [11, с. 18].


При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые - отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом [2, c. 59-60]:

  1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

  2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

  3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

  4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

  5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.


Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.

Вопросы совершенствования организационной структуры тесно связаны с проблемой повышения эффективности системы управления в целом и организационной структуры в частности.

Эффективная организационная структура управления — это гарантия достижения организацией поставленных целей в различных областях: производственной, экономической, социального развития, технического прогресса с использованием оптимального количества ресурсов. Оценка эффективности организационной структуры управления является базовым фундаментом для повышения эффективности деятельности компании в целом.


    1. Типология организационных структур управления


Построение рациональной структуры управления является наиболее важным этапом в формировании эффективной системы менеджмента, обеспечении своевременной адаптации предприятия и его продукции (услуг) к требованиям покупателей. На выбор того или иного типа и вида структуры влияет множество внешних и внутренних факторов: миссия и стратегия организации, масштабы ее деятельности, профессионализм менеджеров, уровень квалификации и ответственности работников, скорости внешних изменений и т. п.

По своей форме и содержанию выделяют два типа организационных структур управления: механистические и органические [22].

Механистические структуры управления используются в сферах с медленно развивающимися технологиями и в условиях низкой динамики внешнего окружения. Они характеризуются наличием жесткой иерархической структуры управления, централизации власти, высокой степени развития вертикальных и формальных связей, строго регламентируемых должностными инструкциями обязанностей подчинённых, административно-командных методов управления, как это показано на рис 1. К механистическим организациям относят следующие виды структур управления: линейные, функциональные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры управления. В своей основе механистические, или как их ещё называют бюрократические, организации опираются на классические принципы управления, обоснованные в модели функциональной организация Ф. Тейлора, теории административного управления А. Файоля и теории рациональной бюрократии М. Вебера.