Файл: Модели макроэкономического равновесия и их значение для экономической политики государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой немаловажной моделью макроэкономического равновесия в теории макроэкономики является кейнсианская модель.

В ее основе в отличии от классических моделей находится суждение, что экономические параметры, такие как спрос, предложение и цена не являются столь гибкими как полагают классики и тенденции изменений вследствие например сокращения производства не будет столь однозначно свидетельствовать о сокращении цены.

Основатель данной модели Д. Кейнс в рамках предлагаемой модели выводит постулат, что макроэкономическое равновесие экономической системы вовсе необязательно достигается в той точке, которая графически отражает объем валового национального продукта при полной занятости [10, с.211].

Равновесие может достигаться, по мнению Д. Кейнса, и в период депрессии, при безработице и падении производственных мощностей, но такое равновесие не будет отражать эффективность использования ресурсного потенциала системы.

Графически такое состояние депрессивного равновесия с точки зрения Д, Кейнса можно выразить графически на рисунке 4.



Рисунок 4 - Равновесие на рынке труда в период депрессии:

W — заработная плата; L — предложение труда, соответствующее полной занятости; (L2 — L1) — безработица
Основываясь на константе параметра заработной платы в размере и порядке, установленном сформировавшимися условиями занятости на рынке и действующим законодательством, Д.Кейнс придерживается мнения, что при падении объемов производства и появлении безработицы размер заработной платы наемных работников не сократится, несмотря на то, что появляется определенный класс безработных.

В результате стабильность уровня заработной платы не изменяет издержки и себестоимость товара, что приводит к тому, что маловероятно будет изменение цены на товар, равно как и возникновение динамики роста производства.

С точки зрения Д. Кейнса макроэкономическая система возвращается в равновесие при обеспечении нового объема производства при условии неполной занятости населения данной системы.

Графически данное равновесное состояние обозначено точкой А1 на рисунке 5 [10, с.211].



Рис. 5. Равновесие на разных фазах производственного цикла:

Q1 — объем производства, соответствующий полной занятости; Q
2 — объем производства при понизившемся спросе; Р3 — инфляционный уровень цен

После того как экономическая система полностью использует свои дешевые ресурсы, но при этом обществу в связи с ростом спроса требуется нарастание объемов производства, экономика начнет использовать более дорогие ресурсы как с позиции их природной формы получения, так и с точки зрения увеличения стоимости рабочей силы.

Увеличение цен на ресурсы будет являться первопричиной увеличения издержек производства, повышения себестоимости создания материального блага, что станет фактором увеличения цены. Тем самым новая точка развития на графике 5 при таком раскладе уже установится на уровне А2.

Дальнейшее развитие экономической системы будет связано с увеличением объемов производства, повышению реальных доходов населения. При этом увеличение ценовой стоимости товара не останавливает и не ограничивает спрос на данном отрезке развития системы, более того он стимулирует дальнейшее наращивание производственных мощностей.

При этом рано или поздно при осуществлении максимально полного экономически целесообразного использования ресурсного потенциала общества дальнейший рост объемов производства становится уже невозможным и равновесие макроэкономической системы будет достигаться уже в точке А3.

Таким образом, подводя итог кейнсианской модели макроэкономического развития, стоит отметить, что у любой экономической системы существуют неограниченные возможности перехода к равновесию в некоторой точке, в которой объемы реализации производственных мощностей экономики будут меньше чем при полной занятости. В связи с этим в отличие от классической модели кейнсианцы допускают участие государства в регулировании совокупного спроса товара на заданном оптимальном для макроэкономики уровне.

1.4. Макроэкономическая модель равновесия В. Леонтьева
Давая оценку теоретическим моделям макроэкономического равновесия нельзя обойти стороной и предлагаемую модель равновесия В. Леонтьева, которая представляет собой «шахматную» таблицу структуру валового национального продукта. В графах вертикали таблицы отражается размер затрат по каждой отрасли народного хозяйства, а по горизонтали соответствующий объем производства по каждой из этих отраслей [7, с.187].

Анализируя таблицу по вертикали, можно определить тот объем потреблений промежуточной продукции, который необходим каждой отрасли и определить ее вклад в формирование общей величины национального продукта и дохода.



Давая горизонтальную оценку шахматной таблице можно сформировать отраслевую структуру потребления и производства.

Модель В. Леонтьева по другому еще называется моделью «затраты -выпуск», она показывает взаимосвязь производства и конечного продукта и представляет собой систему линейных уравнений, где отображены различные отрасли со специфическими технологическими коэффициентами. Такая система позволяет определить удельные затраты какого-либо ресурса на выпуск конечного продукта [13, с. 214].

Общее равновесие складывается из совокупности микро-, мезо- и других равновесий, где на практике возможны различные виды диспропорций. В модели В. Леонтьева все сбалансировано, так как в ней отражаются только состоявшиеся сделки, реальные рыночные потоки. Это означает, что в ней отражена хотя и важная, но только часть проблемы макроэкономического равновесия: в модели не учитываются предприятия-банкроты, спады, дефицитное состояние экономики и т.п. Отраженное статическое, краткосрочное равновесие не объясняет того, как обеспечить равновесный рост в течение длительных периодов. Впоследствии в ходе доработки модели ряд этих проблем был снят.

Применение модели «затраты—выпуск» увеличивает аналитические возможности экономических служб государства, ибо появляется возможность проследить, каким образом рост производства какой-либо отрасли вызывает адекватный рост остальных отраслей [13, с.216].

Таким образом, подводя итоги написанию первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Роль макроэкономического равновесия предполагает собой создание сбалансированного состояния макроэкономической системы, обеспечивающей наиболее эффективное использование национальных ресурсов и резервов макроэкономики для обеспечения устойчивых и укрепленных связей субъектов данной экономической системы в заданный период времени и на перспективу.

2. Подводя итог классическим моделям макроэкономического равновесия, рассматриваемым в трудах Ж.Б. Сея, Л. Вальраса, В. Парето стоит отметить существующий ориентир на саморегулирование экономических процессов и возможность экономики самостоятельно вернуться после кризисов и спада в равновесное состояние. Инструментами такого равновесия являются спрос, предложение, цена, инвестиции, сбережения, процентная ставка, а также трудовые ресурсы общества.

3. Подводя итог кейнсианской модели макроэкономического развития, стоит отметить, что у любой экономической системы существуют неограниченные возможности перехода к равновесию в некоторой точке, в которой объемы реализации производственных мощностей экономики будут меньше чем при полной занятости. В связи с этим в отличие от классической модели кейнсианцы допускают участие государства в регулировании совокупного спроса товара на заданном оптимальном для макроэкономики уровне.


4. Модель макроэкономического равновесия, предложенная В. Леонтьевым характеризует общее равновесие системы, складывающееся из совокупности микро-, мезо- и других равновесий. Графически модель представляет собой шахматную таблицу с показателями затрат на производство и объемов выпуска продукции по отраслям экономики.

2. Применение теорий макроэкономического равновесия для формирования экономической политики государства
2.1. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики
Вопрос применения на практике в рамках формирования экономической политики государства основ рыночного саморегулируемого развития национальной экономики в развитие классических моделей макроэкономического равновесия и участия государства в регулировании экономики с позиции кейнсианской модели всегда находился постоянном развитии противоречий [28, с. 26].

Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходит из того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему к равновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость, успешный экономический рост.

Государственная задача состоит лишь в том, чтобы обеспечить охрану данной системы конкуренций, поддержать уровень самодостаточности бюджета, а саморегулируемая экономика сама вернется в равновесие.

Кейнсианская модель напротив свидетельствует, что без активного участия государства в регулировании экономики и поддержании постоянного востребованного и главное платежеспособного спроса не обойтись.

В современной экономике экономическая эффективность не определяется исключительно формой собственности, а зависит от качества управления. При соблюдении равных условий конкуренции государственное предпринимательство, как свидетельствует опыт Швеции, Норвегии, Франции, Италии и других стран, имеет такое же право на жизнь, как и частное предпринимательство [5, с. 89].

Нобелевский лауреат М. Фридман, который считается основоположником современного монетаризма, выступая против системы социального иждивенчества, вовсе не считал, что государство может устраниться от управления не только денежной массой, но и социально-экономическим развитием страны в целом. Он резко критиковал безоговорочное принятие Россией и рядом других стран рекомендаций МВФ о шоковой либерализации экономики [4, с. 57].


Либерально-монетарная теория исходит из того, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способна обеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадским институтом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов [4, c.59]:

1) размер государственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия;

2) структура правовой системы, защита прав собственности;

3) доступ компаний к инвестиционным ресурсам;

4) степень открытости экономики;

5) развитие хозяйственного, банковского и трудового права.

Российские либералы - радикалы - считают главным условием устойчивого экономического роста сокращение расходов государства.

В качестве положительного примера приводится Сингапур, Гонконг, Тайвань, Ю. Корея, Таиланд, Чили, Маврикий, а также Китай, где государственные расходы не превышают 20-25% ВВП [7, с. 109].

С радикальными либералами яростно спорят российские дирижисты.

С их точки зрения государство должно выступать на равных гражданских правах с иными участниками рынка. За счет государства происходит реализация институтов социального и пенсионного обеспечения, что предполагает реализацию гарантированных прав общества на формы социальной и экономической справедливости.

При этом с точки зрения дирижистов государство в реализации своих конституциональных функций по социальному обеспечению не должно вмешиваться во взаимоотношения частного инвестирования средств населения в негосударственные институты будущей социальной и пенсионной негосударственной поддержки [10, с.134].

Создание сильного дееспособного и демократического государства предполагает формирование правовой экономики, где конкурентное поведение хозяйственных субъектов гарантируется не только развитым законодательством и действенной судебной властью, но и высокой информированностью населения, детально проработанными административными процедурами, развитым гражданским обществом, некоммерческими негосударственными организациями, уравновешивающими и контролирующими власть.

Институциональная концепция соотношения государственного и рыночного регулирования исходит из трех основных предпосылок.

Во-первых, экономика рассматривается как подсистема общества, наряду с культурной, политической, демографической и экологической подсистемами. Экономический рост - не самоцель, а средство повышения качества жизни, включающее не только материальное благосостояние, но и развитие творческой активности людей.