Файл: Детей не надо воспитывать.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Разработка мастер-класса по работе с родителями:
«Детей не надо
"
воспитывать
"
, с детьми надо дружить»
.
Составитель: Савина Н.Н.
педагог-психолог

Цель мастер- класса: создание условий для включения родителей в активную деятельность по проблемам воспитания.
Задачи:

актуализировать проблему воспитания в семье;

отработка методических приемов решения конфликтных ситуаций, связанных с проблемами воспитания;

оказание помощи участникам в решении проблем воспитания через проигрывание конфликтных ситуаций.
Форма проведения мастер – класса:

интегрированное занятие;

дискуссионное-практическое занятие (работа с ассоциативными картинками);

работа в группе.
Форма взаимодействия — сотрудничество, совместный поиск.
Приёмы подачи информации:
АКТИВНОСТЬ. В данном случае все участники вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности таков, что человек усваивает:

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что проигрывает,

90% того, что делает сам.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
(ТВОРЧЕСКАЯ)
ПОЗИЦИЯ.
Ведущий конструирует и организует ситуации, которые дают возможность участникам обсуждения осознать и опробовать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
ПАРТНЕРСКОЕ (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ) ОБЩЕНИЕ, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их
чувства, эмоции, переживания, признается индивидуальность личности другого человека.
Ожидаемый результат:

актуализация проблемы воспитания в семье;

профилактика конфликтных ситуаций в воспитании, через проигрывание проблемы.
Целевая аудитория: родители (всех возрастные категорий обучающихся, в данном случае первоклассников).
Условия проведения: подготовленный кабинет
Продолжительность: 1час.
Оборудование: наглядный материал (тематические картинки), бумажные салфетки по количеству участников, доска с маркером, проектор.
Предварительная подготовка:
За 3 дня до проведения мастер класса с обучающимися следует:
1. Разработать и оформить пригласительные билеты для родителей.
2. Придумать и красиво оформить поговорку о своей семье. Обязательно вложить в конверт и подписать лично своему родителю.
План
I. Этап. Актуализация темы.
1. Мини-обсуждение «Что такое воспитание».
2.
Презентация «Добрые советы воспитания».
3. Упражнение «Выполни задание».
II. Этап. Работа с ассоциативными картинками:
1. Сюрпризный момент.
2. Работа в малых группах.
III Этап. Подведение итогов.
1. Притча о камне.
2. Рефлексия.


Ход мастер-класса
I этап.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Пожалуйста, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля, а мы — капитаны своего корабля под флагом «Семья».
Сегодня мы не будем придерживаться строгих правил проведения родительского собрания. Я приглашаю Вас на мастер-класс«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».
На встречу с вами я подготовила интересные упражнения и задания, которые помогут улучшить отношения с детьми. Рассмотрим основные моменты воспитания ребенка. Полученные знания можно применить для гармоничных взаимоотношений в семье, а еще вас ждет сюрприз.
Народная мудрость гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывай себя».
Воспитание это деятельность, направленная на формирование личности, с целью обучения полноценному участию в общественной жизни.
Теперь хотелось бы, услышать: какие методы воспитания используете вы в своей семье?
Ответы участников.
Ведущий: предлагаю вашему вниманию презентацию «Добрые советы воспитания».
Можно заметить, что все используемые методы перекликаются у всех присутствующих. (Похвала, наказание, одобрение), каков результат?
1. Упражнение «Выполни задание».
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение.
Главное условие — закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Ещё сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
7. И в последний раз сложите лист пополам.
8. А теперь оторвите правый верхний уголок.
Ведущий: Покажите всем свои работы. Обратите внимание, у всех они разные!
Казалось бы, вы всё делали по моей инструкции, а результат получился у каждого свой. Вот вам парадокс:

мы используем одни и те же методы воспитания, но наши дети
абсолютно не похожи друг на друга.
Вывод. Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает ваши мечты и надежды. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои ошибки, у него своя миссия и своё место в истории.
II Этап.
Картинка «РОЗА» (ребенок).
1. Фаза – обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке. Работа будет тем эффективнее, чем подробнее составлен рассказ. Ведущий должен задавать наводящие вопросы и следить за тем, чтобы в обсуждение было активно вовлечено как можно больше участников.
Ведущий: Задает наводящие вопросы. Какой это цветок? Какая бывает роза? Отчего зависит красота бутона? Какой она имеет аромат, цвет?
Ответы участников: Роза — прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать.


2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.
Ведущий: Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза.
Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы.
2. Фаза — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Практика показывает; если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях, в их действиях меньше тревожности, скованности.
Ведущий: «Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум.
4. Фаза «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта.)
Выводы: как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему. (Роза-ребенок.)
2. Картинка «Губка» (воспитание ребенка).
1. Фаза – обсуждение. Предлагается составить рассказ по картинке.
Ведущий задает вопросы: что это? Какая она?
Ответы участников:
Губка — это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю — и получим синюю, вольем красную — такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана
Ведущий: Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание».
Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя
(нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем
сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание.
3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Ведущий: К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди.
4. Фаза «Мозговой штурм» Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта)
Выводы: ребенок, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей, если таковой имеется, но если нет, то будет повторять негативный пример. Взрослый своим поведением должен показывать положительный пример ребенку. (Воспитание ребенка)
3. «Кормление кашей» (обучение ребенка).
1. Фаза – обсуждение. Предлагается составить рассказ по картинке.
Ведущий задает вопросы: что это? Как можно кормить ребенка?
Ответы участников: Мама кормит маленького ребенка кашей.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.
Ведущий: Маме гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если малыш не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. На второй картинке ребенок ест сам, перепачкав все: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату — ребенок будет накормлен и сыт.


3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Ведущий: Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и т. д.
4. Фаза: «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта).
Выводы: житейский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме. Через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени — всего того, чего нам так не хватает.
Но воспитание можно сравнить с вкладом в банк — что внесешь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет. (Кормление кашей — обучение ребенка)
4. «Цветок» (готовность к школе).
1.Фаза – обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке.
Ведущий: Что нужно цветку, чтобы он распустился?
Ответы участников: Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.
Ведущий: При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок. Ребенок как цветок.
3. Фаза — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Ведущий: То же самое происходит и с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной
деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и пр.
4. Фаза: «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? (Хорошо, если, эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта).
Выводы: получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание (уровень саморегуляции и уровень психического развития детей). Червячок, который может оказаться в почве, — это кризис семи лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свои истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией. (Цветок — готовность к школе.)
5 . «Вхождение в холодную реку» (адаптация).
1. Фаза – обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке.
Ведущий: ребенок входит в воду. Почему у него появилось это желание?
Ответы участников: Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана.
Ведущий: В любом случае у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много. Что испытывает человек, только что вошедший в воду? Сначала тревогу, может даже и страх,

затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям.
3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Ведущий: Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени.
4. Фаза: «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? ( Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта.)
Выводы: те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался?
Прежде всего человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым. ( Вхождение в холодную реку — адаптация).
6. «Упряжка лошадей» (семья).
1. Фаза – обсуждение. Показывается картинка. Предлагается составить рассказ по картинке.
Ведущий: Что изображено на картинке? Почему две лошади едут слажено?
Ответы участников: упряжка лошадей.
2.Фаза – ассоциации. После того как картинка тщательно разобрана
Ведущий: Бег двух лошадей в упряжке — красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится
хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но выглядят такие лошади более усталыми.
3. Фаза – анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса.
Ведущий: Слово «супружество» переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. В семье все обязанности должны быть общими, груз не следует перекладывать на одного.
4. Фаза: «Мозговой штурм». Вопрос: «С каким воспитательным моментом связана картинка? ( Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог или психолог выступят в роли эксперта.)
Выводы: когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь — дети. В вопросах воспитания нужно придерживаться одной линии поведения. (Упряжка лошадей — семья).
Сюрпризный момент.
Ведущий: Вашим ребятам я давала задание — найти поговорки о
вашей семье, что бы поговорка говорила о том, какая ваша семья. Раздает конверты с поговорками лично каждому родителю от его ребенка. Очень интересно посмотреть на свою семью глазами детей. Предлагаю поднять руки, кто приятно удивлен.
Работа в группе.
Ведущий: Предлагаю разделиться на группы.
Каждой группе предлагается конфликтная ситуация с ребенком, которую нужно разобрать и разрешить. Затем группы обмениваются мнениями, находят общее решение в конфликтной ситуации.
Ситуация № 1.
«Маме позвонила тетя Таня, мама моего одноклассника, и обвинила меня в том, что я без какой-нибудь видимой причины подрался с ее сыном.