Файл: Современное состояние и перспективы развития пассажирских перевозок курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении).
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного).
Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.
По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт – 79%, на втором месте – железнодорожный – 10,6%, на третьем – трубопроводный – 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов. […]
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.
Оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств, определение различных маршрутов доставки, обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса – все это включает транспортная логистика.
Таким образом, рассмотрев понятие, сущность и структуру пассажирских перевозок, можно сделать вывод, что данная отрасль – важнейший и сложнейший сегмент национальной экономики Российской Федерации, который удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.
1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ
На функционирование и развитие пассажирских перевозок влияет множество разнокачественных и разноплановых факторов. Однако, прежде чем дать характеристику групп факторов и привести примеры их влияния на объект исследования, необходимо дать чёткое определение понятию «факторы», а также привести их классификацию.
Дворядкина Е. Б. рассматривает факторы, как «объекты, процессы или явления, оказывающие влияние на изучаемый объект». Кроме того, автор выделяет собственную структуру факторов, влияющие на функционирование деятельность каких-либо структур или объектов в структуре национальной экономики, которая представлена ниже:
Рисунок 2 - Факторы функционирования национальной экономики по Е. Б Дворядкиной
А теперь перейдем ко второй поставленной задачи, а именно к факторам, которые оказывают влияние на состояние и развитие пассажирских перевозок на территории нашей страны (рисунок 2).
Факторы, оказывающие влияние на развитие пассажирских перевозок в РФ
Внутренние
Внешние
-
Экономико-географические -
Социально-демографические -
Инфраструктурные -
Организационно-управленческие -
Правовые
-
Экономические -
Политические
Рисунок 3 – Факторы, оказывающие влияние на развитие пассажирских перевозок в РФ
Исследуем воздействие внешних факторов, влияющих на пассажирские перевозки на территории России.
Рассмотрим, каким образом внешние факторы влияют на условия функционирования и развития воздушного транспорта в России. Например, к экономическому фактору можно отнести международное разделение труда и рост международных экономических связей, благодаря чему значение воздушного транспорта для мирового хозяйства становится все более существенным. Так же экономическими факторами могут выступать такие показатели, как уровень цен на авиационное топливо и финансовое положение авиакомпаний.
Политический фактор проявляется в существовании пошлин и визового режима относительно других стран. Например, к политическим факторам можно добавить характер взаимоотношений между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение к ним третьих стран, через территорию которых производятся международные полеты, государственные интересы стран, участвующих в международных воздушных сообщениях, политика государств в области международного воздушного транспорта, национальная политика отдельных государств в области развития внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена, международного туризма и т.д., международная и государственная система регулирования воздушного транспорта и др.
Стоит отметить и такую особенность авиации, как международный характер ее деятельности: ведь в воздухе существуют формально-условные государственные границы. В местах отправления и прибытия воздушных судов, если такие места расположены в разных государствах, работают пограничная служба, таможни и пр. Для регламентации всей деятельности мировой гражданской авиации, унификации её использования и применения, а также обмена опытом во всех областях аэронавигации еще в 1944 г. под эгидой ООН была образована и ныне успешно функционирует специализированная Международная организация гражданской авиации (ICАО), членом которой состоит и Россия. ICАО публикует подробные статистические сведения обо всех многообразных сторонах деятельности и состояния воздушного транспорта в мире.
Далее перейдем к внутренним факторам, которые действуют внутри страны, обусловлены особенностями ее развития и поддаются контролю со стороны государства.
Экономико-географический фактор. Во-первых, данный фактор включает экономико-географическое положение страны, анализ которого позволяет выявить географические особенности, влияющие на хозяйственную деятельность, к которым можно отнести: обширность занимаемого страной пространства, неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории; богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов и др.
Во-вторых, физико-географические условия, к которым можно отнести рельеф, климат и т.п. Необходимость адаптации к природным условиям сказывается на национальной экономической деятельности;
В-третьих, природные ресурсы, т. е. объекты и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека в форме непосредственного участия в материальной деятельности.
Этот фактор играет особую роль для воздушного транспорта, так как в России существует не один слабоосвоенный район, к примеру, Сибирь и Дальний Восток, где этот вид транспорта вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т д.
Далее, исследуем влияние социально-демографических факторов, характеризующих население страны как один из важнейших элементов ее экономического потенциала. К данным факторам следует отнести демографическую ситуацию, с которой связано состояние экономически активного населения (трудовые ресурсы страны), влияющую на функционирование национальной экономики, в виде возрастно-половой структуры, квалификационного уровня и др. качественных и количественных характеристик трудовых ресурсов национальной экономики.
В качестве примера рассмотрим долю экономически активного населения, которая снижается несмотря на то, что за период между двумя всероссийскими переписями (2010г. и 2021г.) население России по данным Росстата выросло на 1, 4%. Текущие статистические данные объясняются тем, что, во-первых, дети, рожденные в текущем периоде, не являются еще экономически активным население; во-вторых, увеличивается продолжительность жизни, то есть увеличивается число пенсионеров, которые не относятся к экономически активному населению; в-третьих, современные люди гораздо больше предпочтений отдают образованию, а студенты в свою очередь также не являются экономически активным населением.
При определении объема перевозок население должно рассматриваться не только как активный участник производства и основная производительная сила общества, но и как главный потребитель товаров и услуг (в том числе транспортных).
Инфраструктурные факторы оказывают непосредственное влияние на функционирование национальной экономики, в том числе и на химическое производство. Под инфраструктурой понимается: транспорт, связь, торговля, материально-техническое снабжение, водоснабжение, наука, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, а в более широком смысле – составные части общего устройства экономической и политической жизни.
Примером влияния данного фактора можно привести потребность пассажиров в воздушном транспорте. Одновременно с развитием наземной аэродромной инфраструктуры осуществляются инвестиционные мероприятий по развитию и обеспечению функционирования Единой системы организации воздушного движения РФ. Система включает: Главный центр (г. Москва); 7 зональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск); 24 районных и 3 вспомогательных центра. Структурные подразделения системы обеспечены современными автоматизированными системами организации воздушного движения.
Исходя из приведённого примера очевидно, что воздушный транспорт представляет собой инфраструктурный фактор влияния на развитие пассажирских перевозок в России, поскольку пассажирам значительно требуется быстрое перемещение из точки А в точку Б.
Организационно – управленческие факторы. Данные факторы оказывают влияние на пассажирские перевозки следующим образом: государство, формируя определенный механизм управления, разрабатывает целевые программы, организует стратегическое планирование в изучаемой сфере. И, поскольку пассажирские перевозки являются одним их стратегических направлений развития промышленности России, особенно в условиях санкций, то и управление процессом функционирования и развитие пассажирских перевозок происходит на федеральном уровне.
В качестве примера приведу