Файл: Современное состояние и перспективы развития пассажирских перевозок курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2 – Пассажирооборот транспорта общего пользования (млрд. пасс.-км)2
В 2018 году ОАО «РЖД» занимало около 24,7% рынка пассажирских внутригосударственных перевозок. На долю авиации приходилось около 52% пассажирооборота, на долю автобусного и городского транспорта – около 23,3% […]. Причём устойчивой тенденцией последних восьми лет стало увеличение доли авиационного транспорта. Исключением стали 2020 и 2021 года из–за развития пандемии COVID-19. В 2021 года началось постепенное восстановление, и к августу удалось выйти на вновь положительную динамику.

Это свидетельствует, что пользователи услуг предпочитают более дорогие, но и более комфортные личные автомобили и авиаперелёты. Потребительские предпочтения по мере роста благосостояния смещаются в сегмент качественных услуг. Также высоким спросом пользуются скоростные и высокоскоростные межрегиональные и пригородные, внутригородские перевозки, осуществляемые железнодорожными компаниями.

Так, количество скоростных поездов АО «ФПК» увеличилось в 2018 году на 76,1% (3442 рейса), перевозка пассажиров в них выросла в 1,8 раза. Всего скоростными и высокоскоростными поездами («Сапсан», «Аллегро», «Ласточка») перевезено около 12,4 млн человек, что на 35% больше, чем в 2017 году […].

«ФПК» является доминирующим перевозчиком на железнодорожном пассажирском рынке. Это не помешало, впрочем, появлению конкурентов, в результате чего доля «ФПК» в общем объёме дальних перевозок снизилась до 94,7%.

В дерегулированном сегменте тарифы на перевозки устанавливаются перевозчиками, а в регулируемом – ФАС России. Регулируемые тарифы для АО «ФПК» – ниже экономически обоснованного уровня. В связи с этим для компенсации потерь в доходах, вызванных регулированием, ежегодно в федеральном бюджете предусматривается субсидия на покрытие разницы между доходами, которые должны были быть получены по экономически обоснованным тарифам, и фактически полученными АО «ФПК» в расчёте на количество совершённых поездок.

В регулируемом сегменте перевозки осуществляются только АО «ФПК» (их доля составляет свыше 65%, более 100 маршрутов являются безальтернативными и объективно убыточными). В дерегулированном сегменте кроме «ФПК» на рынке присутствует несколько частных перевозчиков, занимающих небольшую долю рынка. Данные отчётов свидетельствуют, что государство выделяет субсидий меньше, чем требуется для сохранения объёма перевозок в регулируемом сегменте […]. Такое «стимулирование повышения эффективности перевозчика» оборачивается отменой поездов, снижением инвестиций в обновление подвижного состава и потерей пассажиров.


Подобная ситуация вынуждает АО «ФПК» сокращать число маршрутов, отказываясь от наиболее убыточных, где большую часть составляют направления, на которых поезда являются единственным круглогодичным видом транспорта. Их социальная значимость очевидна и подтверждается многочисленными обращениями жителей и официальных лиц в правительство России и ОАО «РЖД», сопровождающими каждую такую отмену.

Эти проблемы показывают дисбаланс во взаимоотношениях между государством, перевозчиком и населением, приводящий к снижению доступности дальних пассажирских перевозок.

Основные показатели пассажирских перевозок представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные показатели пассажирских перевозок ОАО «РЖД»

Период

2017

2018

2019

2020

2021

Изменение 2021/2020, %

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

122,9

129,4

133,4

78,1

103,4

32,4

Дальнее следование

91,0

96,3

99,1

53,5

74,5

39,3

Пригородное сообщение

31,9

33,1

34,3

24,7

28,9

17,3

Отправление пассажиров, млн человек

1 117,9

1 157,2

1 197,8

872,0

1 053,6

20,8

Дальнее следование

102,2

110,3

116,5

67,4

91,9

36,3

Пригородное сообщение

1 015,7

1 046,9

1 081,3

804,5

961,6

19,5


В 2021 году пассажирооборот в дальнем следовании составил 74,5 млрд пасс.-км, или 139,3 % к уровню 2020 года.

Пассажирооборот железнодорожного транспорта представлен на рисунке 1.





Рисунок 1 – Пассажирооборот железнодорожного транспорта, млрд пасс.-км […]
Пассажирооборот в пригородном сообщении вырос на 4,2% по сравнению с 2020 годом, до 28,9 млрд пасс.-км. Услугами железнодорожного транспорта в пригородном сообщении воспользовались 1053,6 млн человек, что на 20,8% больше, чем в 2020 году. Пассажирооборот увеличился на 32,4% и составил 103,4 млрд пасс.-км в 2021 году. При этом количество пассажиров, полностью оплативших свой проезд, выросло по отношению к 2017 году на 0,7%, учащихся – на 0,8%, региональных льготников – на 32,6%.

Количество пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, представлено на рисунке 2.


Рисунок 2 – Количество пассажиров, отправленных железнодорожным транспортом, млн человек […]