Файл: Современное состояние и перспективы развития пассажирских перевозок курсовая работа по дисциплине национальная экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организацию эффективной работы для подразделений и сотрудников. Так, для разных специалистов необходимо составить должностные инструкции, попутно прописав в них подробные задачи каждой должности. Впоследствии это минимизирует риск развития спорных ситуаций, срывов сроков пассажирских перевозок.

Правовые факторы. Этот фактор нельзя не учитывать, так как в сфере пассажирских перевозок существуют как общие, так и локальные нормативно-правовые акты, оказывающие влияние на функционирование данной отрасли. Отсюда можно сделать вывод о том, что чем качественнее проработана нормативно-правовая база, тем более качественными будут пассажирские перевозки.

Например, статья 786 в ГК РФ показывает нам договор перевозки пассажиров. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. 2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.  Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Из данной статьи мы можем понять, чем лучше будет функционировать нормативно-правовая база, тем лучше будет для развития национальной экономики в целом.

Сложность создания благоприятной инфраструктуры объясняется наличием угроз при ее формировании. На сегодняшний день можно выделить следующие угрозы, влияющие на эффективное формирование развитой транспортно-логистической инфраструктуры […]:

  • высокая степень аварийности и изношенности транспортных средств на территории страны;

  • недостаточное развитие контроля за транспортными перевозками опасных грузов (нефтехимических опасных веществ, ядерного оружия, отходов атомной промышленности к месту захоронения);

  • несоответствие мировым стандартам по техническим и технологическим параметрам транспортно-логистического комплекса;

  • низкая квалификация работников в сфере транспортной логистики;

  • низкая степень развития инвестиционных вливаний в систему транспортно-логистической инфраструктуры;

  • недостаточный контроль за интенсивностью движения транспорта по мере развития экономики страны, освоения новых территорий, налаживания работы международных транспортных коридоров;

  • недостаточное развитие юридической основы и отсутствие согласованности с международными Конвенциями и Соглашениями в части налогового, таможенного, торгового и транспортного законодательства; нехватка законодательной базы на региональном уровне в области управления транспортной системой региона;

  • высокий уровень дорожно-транспортной аварийности, создающий реальный ущерб обществу в виде потери населения и значительной части национального продукта, являющийся одной из серьезнейших социально-экономических проблем;

  • наличие постоянно возрастающих террористических акций и методов преступного влияния на формирование и организацию дорожно-транспортной системы, что значительно усиливает опасность транспортировки груза и ограничивает развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Вопрос безопасности остается важным в условиях постоянного развития транспортной инфраструктуры. Концепция транспортной безопасности состоит в предупреждении терроризма на транспорте, направленная на защиту национальных интересов граждан данной территории от внутренних и внешних угроз, нацелено на создание комплекса мер, способных повысить уровень защищенности в сфере транспортной безопасности до мирового уровня.


Таким образом, пассажирские перевозки в Российской Федерации представляют собой комплексное понятие, имеющее сложную структуру, и его функционирование, в свою очередь, зависит от многих экономических факторов, как внутренних, так и внешних, которые необходимо учитывать при исследовании современного состояния пассажирских перевозок, и особенно при выявлении перспектив его развития, что будет исследовано в следующих главах.



2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

2.1 ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Для каждого государства мира значение транспорта огромно, поскольку именно он объединяет различные регионы страны в единое государство. В этом плане транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.

Традиционно на всех видах транспорта основное внимание уделяется грузовым перевозкам, пассажирские нередко рассматривались как малопривлекательная сфера перевозочной деятельности. Между тем пассажирские перевозки были и остаются важнейшей составной частью транспортной продукции. Пассажирский транспорт удовлетворяет разнообразные потребности населения в передвижениях. Трудовые поездки (к местам приложения труда и обратно) обеспечивают экономические потребности общества. Этот вид среди пассажирских перевозок занимает доминирующее положение. Немалое значение имеют культурно-бытовые и другие поездки, вызванные миграционными процессами.

Согласно основным положениям стратегии развития холдинга «РЖД» рынок пассажирских перевозок в Российской Федерации в настоящее время характеризуется:

  • низким уровнем мобильности населения, существенно отстающим от развитых стран. При этом железнодорожный транспорт удовлетворяет только около 11% общего уровня подвижности;

  • объёмом перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования, который существенно ниже конца советского периода. При этом основное снижение пассажирооборота происходит на железнодорожном и автомобильном видах транспорта;

  • ускоренными темпами автомобилизации населения России. За последние десять лет парк личных автомобилей увеличился более чем на 10 млн единиц, количество легковых машин на 1000 человек в РФ составляет около 300. При этом в Европе – 500-600 авто на 1000 человек;

  • стабильным отставанием темпов роста расходов населения на услуги общественного транспорта от темпов роста совокупных доходов и расходов на товары и услуги. По экспертным оценкам пассажирооборот личных автомобилей явно превышает ныне пассажирооборот транспорта общего пользования […].



Перевозки пассажиров по видам транспорта представлены в таблице 1.




2017

2018

2019

2020

2021

2021 г.

в % к

2020 г.

Транспорт отраслей Минтранса России

18190,0

17811,5

17556,1


12198,6


13798,6

113,1

в том числе:



















трамвайный

1326,9

1259,4

1237,7


889,4


992,1

111,6

троллейбусный

1375,7

1262,8

1228,3

759,6

807,9

106,4

метрополитенный

3298,0

3380,6

3382,8

2189,1

2680,0

122,4

автомобильный (автобусный)

10938,7

10612,3

10361,3

7403,1

8135,2

109,9

морской

11,71

7,48

6,05

4,62

4,51

97,8

внутренний водный

12,67

12,34

10,37

7,72

8,61

111,5

воздушный, из него

105,1

116,2

128,1

69,2

111,0

160,3

внутренние перевозки

62,6

68,8

73,1

56,2

87,5

155,8

железнодорожный, из них:

1121,3

1160,4

1201,5

875,8

1059,3

120,9

пригородные (включая внутригородские) перевозки

1019,0

1050,1

1084,9

807,6

966,5

119,6



Таким образом, отмечается увеличение перевозок пассажиров в 2021 г. на 13,1 % по сравнению с 2020 г.


Пассажирооборот транспорта общего пользования представлен в таблице 2.

 

2017

2018

2019

2020

2021

Транспорт - всего

560,2

593,6

635,2

357,1

492,9

в том числе:

 

 

 

 

 

железнодорожный

123,1

129,5

133,6

78,6

104,2

автобусный

123,4

122,5

122,5

88,4

101,3

трамвайный

4,3

3,9

3,8

2,8

3,1

троллейбусный

5,2

4,7

4,2

2,9

3,1

метрополитен

44,1

45,4

47,4

30,7

37,5

морской

0,08

0,06

0,05

0,03

0,04

внутренний водный

0,6

0,6

0,6

0,2

0,4

воздушный

259,4

286,9

323,0

153,5

243,3