Файл: Общая часть Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъект преступления – иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
-
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Объектом преступления являются конституционные основы политической системы России, а также жизнь и здоровье государственного или общественного деятеля.
Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды РФ (ст. 11 Конституции).
Потерпевшим от преступления может быть государственный или общественный деятель.
Государственные деятели — это лица, занимающие высокие посты в государстве: представители высшего руководства РФ, члены Правительства, заместители министров либо руководители других ведомств, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации и другие подобного масштаба руководящие работники.
Под общественными деятелями понимаются руководители или видные члены различных общественных организаций и партий.
Объективная сторона преступления состоит в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля.
Посягательство на жизнь подразумевает совершение действий, направленных на убийство государственного или общественного деятеля. При этом диспозиция ст. 277 сформулирована так, что для квалификации действий виновного не требуется наступления смерти потерпевшего. В результате преступления здоровью потерпевшего может быть причинен вред любой степени тяжести.
При посягательстве на жизнь близких государственного или общественного деятеля действия виновного квалифицируются по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на лишение жизни потерпевшего. Когда эти действия реального вреда здоровью или жизни потерпевшего не прич
инили (из-за их своевременного пресечения сотрудниками правоохранительных органов либо по иным не зависящим от воли виновного причинам), они квалифицируются как приготовление или покушение на это преступление.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальными целями: прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо месть за такую деятельность. Эти цели подчеркивают политический характер посягательства. Если преступление совершается из корыстных или бытовых побуждений, то действия виновного квалифицируются по ст. 105.
Субъектом преступления является вменяемое лицо (гражданин РФ или иностранного государства, лицо без гражданства), достигшее 16 лет.
- 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Вооруженный мятеж. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти.
Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Статья 278 УК предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
Вооруженный мятеж: Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит (ст. 3), что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:
1) насильственный захват власти;2) насильственное удержание власти;3) насильственное изменение конституционного строя.
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.
Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного, в зависимости от мотивов и целей, следует дополнительно квалифицировать либо как теракт, либо как умышленное убийство.
Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.
Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен действиям, связанным с насильственным захватом власти.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата либо незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой "конституции" с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.
Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.
Вооруженный мятеж:
организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Объектом преступления являются основы .конституционного строя, а также территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.
Объективная сторона преступления выражается в двух видах деяний: 1) организации вооруженного мятежа либо активном участии в нем. 2) Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий значительного числа вооруженных лиц для выступления против конституционных органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различными и зависеть от множества факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу и т.д.).
Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т. д.
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеет оружие и реальную возможность его применения.
Действия организатора признаются оконченным преступлением с момента совершения указанных практических действий, независимо от того, воплотились они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (не удалось объединить людей, деятельность пресекли правоохранительные органы и т. д.).
Активное участие в вооруженном мятеже выражается в действиях по свержению или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Это может выражаться в самопровозглашении отдельной территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный порядок, и т. д.