Файл: Общая часть Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники, достигшие возраста 16 лет. Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании — ст. 208 УК, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств — ст. 222 УК и т. д.).
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Организатор и активный участник вооруженного мятежа сознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершения. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целей свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Если вооруженный мятеж явился следствием развития предшествующего ему насильственного захвата власти, то налицо реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. 278 и 279 УК.
Объект вооруженного мятежа — политическая система и территориальная целостность Российской Федерации.
-
Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.
Злоупотребление должностными полномочиями – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК).
Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков:
1) общественно опасного деяния, т.е. использования должностных полномочий вопреки интересам службы;
2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов;
3) причинной связи между деянием и последствиями.
Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо. Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел. В отношении последствий умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает либо допускает любые из возможных последствий.
Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.
Квалифицированный состав – совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК). Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК, относится к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Выделяются следующие типовые формы превышения должностных полномочий:
1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица;
2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации;
3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не может совершить;
4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.
Квалифицированный вид, предусмотренный ч. 2 ст. 286 УК, аналогичен виду, предусмотренному ч. 2 ст. 285 УК.
Особо квалифицирующими признаками (ч. 3 ст. 286 УК) являются:
а) применение насилия или угроза его применения;
б) применение оружия или специальных средств;
в) причинение тяжких последствий.
Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении должностным лицом потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении его жизни, незаконном лишении свободы. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий – это угроза совершения вышеназванных действий.
Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство превышения должностных полномочий имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование поражающих свойств этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность, и к тому же создавалась реальная опасность для его жизни или здоровья.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести, при наличии квалифицирующих обстоятельств – к тяжким преступлениям.
-
Получение взятки. Дача взятки. Посредничество во взяточничестве. Мелкое взяточничество.
Получение взятки (ст. 290 УК). Предмет преступления - взятка: - деньги; - ценные бумаги;
- иное имущество; - выгоды имущественного характера. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290, включает получение должностным лицом лично или через посредника взятки за: 1) действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию); 2) общее покровительство или попустительство по службе.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 290, характеризуется получением взятки за незаконные действия (бездействие). Преступление имеет формальный состав. Субъективная сторона, предусмотренная ч. ч. 1 и 2 ст. 290, - прямой умысел. Субъект преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 290, - должностное лицо.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 (квалифицированный состав преступления), является лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.
Особо квалифицированный состав (ч. 4 ст. 290) предусматривает ответственность за преступление, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.
Дача взятки (ст. 291 УК). Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291, заключается в даче взятки должностному лицу лично или через посредника, а объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291, - в даче взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Преступление имеет формальный состав. Субъективная сторона - прямой умысел.
Субъект преступления - общий. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если: - имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
- оно добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки (примечание к ст. 291).
Ст. 291.1 посредничество во взяточничестве определяется, как личная передача взятки по поручению взяткополучателя или взяткодателя, а так же любое другое способствование в достижении соглашения между данными лицами. Так как привлекать посредника при небольших суммах взяток не целесообразно (предполагается, что действия посредника обусловлены не альтруистическим желанием помочь, а вполне реальным – получить свою долю за оказание услуг), то наказание за посредничество во взяточничестве предусмотрено начиная со значительного размера.
Преступление карается: 1. штрафом в 20-40-кратном размере от суммы взятки, а также на виновное лицо накладывается запрет на занятие определенной деятельностью, также ему запрещено занимать определенные должности; 2. лишением свободы на срок до пяти лет и штрафом в 20-ти кратном размере от суммы взятки.
Дача взятки осуществляется за действия или бездействие должностного лица. Такие действия или бездействия могут иметь законный и незаконный характер. Законные действия основываются на возможности должностного лица в силу действующего законодательства и его должностных обязанностей, поспособствовать решению проблемы взяткодателя. Незаконные действия сопряжены с нарушением действующего законодательства, нормативных актов, предписаний и др. Совершение данного деяния помимо уголовного наказания за получение взятки влечет за собой наказание за должностное преступление.
Посредничество во взяточничестве с использованием служебного положения или за совершение заведомо незаконных действий (незаконное бездействие также подпадает под данную категорию) карается: Штрафом - минимальный размер штрафа – 30-ти кратный размер от взятки; максимальный размер штрафа – 60-ти кратный размер от взятки. Помимо штрафа данное наказание включает в себя запрет в течение максимум 3-х лет осуществлять определенную деятельность и занимать должности в госструктурах и других организациях. Лишением свободы на срок от 3-х до 7-ми лет и штрафом в 30-ти кратном размере от суммы взятки.
- 1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 19