Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Линёва Виолетта Дмитриевна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Линёва Виолетта Дмитриевна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна

Задание 1.

Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.
 На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.

По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:

- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России
- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)
- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы
- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)
- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)
- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)
- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)

Задание 2.

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:



  1. Федеральный проект «Чистая страна».

  2. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

  3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

  4. Федеральный проект «Чистый воздух».

  5. Федеральный проект «Чистая вода».

  6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».

  7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

  8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

  9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

  10. Федеральный проект «Сохранение лесов».

  11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» 


Показатели национального проекта


Показатели


Наименование показателя


2018 г.


2019 г.


2020 г.


2021 г.


2022 г.


2023 г.


2024 г.


Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.


0


16


42


76


108


146


191


Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.


31


48


57


67


74


74


75


Количество введённых в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед.


0


0


0


0


0


4


7


Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %


3


7


16,2


22,8


24


33


36


Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %


7


12


27


38


40


55


60


Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %


100


100


97


95


93


71


78


Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.


8


8


6


5


3


2


0


Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.


0


15


80


150


300


4000


6900


Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %


50


50


47


44


40


38


36


Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %


87,5


87,5


87,8


88,2


89


89,4


90,8


Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %


94,5


94,5


94,9


95,5


96,5


97


99


Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год


3,17


3,17


2,98


2,58


2,38


1,58


1,05


Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2


28,7


32,0


159,2


230,0


304,7


442,8


600,0


Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га


-


2,7


6,4


10,6


14,4


17,3


23,5


Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км


-


1,5


3


4,5


6


7,5


9


Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %


100


96,8


90,2


85,6


81,0


76,4


71,8


Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.


218


223


226


231


235


235


235


Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га


1,3


3,0


3,5


4,0


4,5


5,0


5,0


Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек


3571


4313


4913


5617


6203


6895


7891


Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %


62,3


64,4


2,8


80,4


85,6


92,2


100


Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.


32,3


20,5


18,0


17,0


16,0


15,0


12,5



Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».
Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом.  Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Задание 3.

Тема: «Экологический след»
Задачи:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с понятием экологического следа, показать, из чего складывается экологический след отдельного человека и как его можно рассчитать
2) Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы
3) Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения обучающихся, воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе

Цель: привлечение внимания обучающихся к проблеме истощения ресурсов планеты.
Конспект занятия.
Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящие с нашей планетой. Поэтому ученые разработали новый индикатор – «Экологический след», – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.

  Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.
Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.
Тест: Подведение итогов теста. Получаем величину экологического следа жителя планеты Земля.
Замечаем ли мы, что превышаем допустимый уровень использования природных ресурсов? Чтобы «вписаться» в рамки планеты, нужно уменьшить экологический след. Уменьшить экологический след, значит дать шанс себе и другим людям не увидеть глобального экологического бедствия.
Предложите, как уменьшить свой экологический след в разных сферах повседневной жизни:
Смотрим видеоролик, где предлагаются варианты уменьшения Экологического следа.
Делаем выводы: Поставьте счетчик воды - Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, др). - Не выбрасывайте ненужные вещи - отдавайте нуждающимся. - Принимайте душ вместо ванны. - Используйте специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды. - Не выбрасывайте еду - покупайте столько, сколько сможете съесть. - Избегайте полуфабрикатов - Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Если вы не собираетесь в дальний путь - воспользуйтесь общественным транспортом или велосипедом или просто пройдитесь пешком. Это будет полезнее и вам, и окружающей среде. - Подвозите коллег, друзей, знакомых. - Покупайте малолитражные автомобили. - Выключайте двигатель, когда стоите. - Бросайте мусор только в контейнеры.

Задание 4.

Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек, водоёмов и озёр.
Задачи:

Обучающие: дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.
Материалы и оборудование: 3 банки с водой (грязной, чистой, наполовину наполненной), игрушечная рыбка – 3 шт.
Демонстрационный материал: глобус

Телеканал Россия 24 презентовал фильм «Аральские волны», посвященный Аральской катастрофе. Аральское море высохло менее чем за полвека, сейчас от него осталась лишь десятая часть, разделенная на два водоема: Малый Арал в Казахстане и Большой Арал в Узбекистане.  Резкое сокращение началось в связи с развитием сельского хозяйства в Приаралье, в первую очередь - интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях. Аральская трагедия давно вышла за рамки стран региона, став общепланетарной и требующей внимания всего мирового сообщества. Отступая, море оставило 54 тысячи квадратных метров высохшего дна, насыщенного ядовитыми солями. Ежегодно в воздух поднимаются до 100 тысяч тонн токсичного песка, а пылевые бури разносят его на тысячи километров. Исчезло более 130 видов животных и 30 видов рыб.  Пыльные бури разносят на дальние расстояния песок с пересохшего дна и накопленные в нём химические загрязнители, что вызывает характерные болезни у людей. Помимо этого, жители столкнулись с массовой безработицей из-за остановки рыбной и судостроительной промышленности. Реализуются проекты частичного восстановления Аральского моря, однако в силу политических и экономических причин единства в усилиях достичь не удаётся.
Ход занятия:
Учитель: Ребята, посмотрите, что вы видите?
Дети: это глобус.
Учитель: Правильно. Синим цветом обозначены моря и озера. К сожалению, сейчас многие моря и озера болеют из-за того, что в них много мусора. Они заражены. Посмотрите, у нас на столе стоят три емкости с грязной, чистой и емкость с водой, наполовину наполненной. Давайте проведем опыт. Дадим нашим рыбкам поплавать в этой воде.
Дети опускают рыбок в воду сначала в грязную воду.
Учитель: что вы видите? И как вы думаете, может ли рыбка жить в такой воде?