Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Родной язык

Практическое занятие 2.


Выполнил:

Обучающийся Михеев Александр Сергеевич

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


 Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.

ЗнАмение, зимОвщик, зАсветло, заИндеветь, вероисповЕдание, кладовАя, дОнизу, ненадОлго, Обнял, христианИн, икОнопись, вЕчеря

Он считал себя по вероисповеданию христианином, поэтому, соблюдая ритуал, после вечери, ненадолго обнял заиндевелую иконопись, стоявшую в углу комнаты. Вспомнил он про данное ему знамение: кулон от матери, который он всегда хранил у сердца. Положив руку на грудь, он вспомнил её улыбку, сияющие от слёз глаза и белокурое лицо. Лёг спать как обычно засветло, на это раз разбирался в донизу забитой кладовой дома.

Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.

Транскрипция слова: [знам’ин’ий’э]

з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[э] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.

Транскрипция слова: [кладавай’а]

к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [а] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, ударный
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
[а] — гласный, безударный
В слове 8 букв и 9 звуков.

Транскрипция слова: [дон’изу]

д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, безударный
В слове 6 букв и 6 звуков.

Части слова: знамени/е
Состав слова:
знамени — корень,
е — окончание,
знамени — основа слова.

Части слова: клад/ов/ая
Состав слова:
клад — корень,
ов — суффикс,
ая — окончание,
кладов — основа слова.

Части слова: до/низ/у
Состав слова:
до — приставка,
низ — корень,
у — суффикс,
нет окончания,
донизу — основа слова.

 Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный


мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.

гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал.


1.Античная мифология, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, губительное действие, пагубное влияние, единый миг, один момент, длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, долговременный кредит, продолжительный период.

2.Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки, найти опору, обрести поддержку, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Добрый человек - добротный дом, дружеская встреча – дружественные страны, дефектный прибор - дефективный ребенок, конструкторский отдел - конструктивное предложение, эффектный костюм - эффективный метод; блудить украдкой - блуждать по городу, отражать действительность - отображать реальный мир, проводить операцию - производить потомство, представить гостя - предоставить слово, опробовать новое оборудование - апробировать новые методы; укрывать одеялом ребенка - скрывать правду, осудить поступок - обсудить планы на будущее; техническое новшество -  музыкальная новинка сезона, собирать урожай - урожайность картофеля, существо вопроса  - передать вкратце сущность разговора.

Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.

А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем 
(Из учебника «Русский язык. Теория».)

Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)

В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)

Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)

·       К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.

·       Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.

·       Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.

·       Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.

·       Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.

Из первого текста я получила информацию о том, что большинство слов русского литературного языка могут употребиться в любом стиле речи.
Из второго текста я узнала о происхождении прилагательного «синий».
Из третьего текста я узнала, почему птицу называют снегирь.
Благодаря четвертому тексту я знаю, что такое витамин.


Данные тексты относятся к научному стилю речи, так как они сообщают научные знания и точно передают научную информацию.

Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия любой сферы деятельности. Прилагательное, суффикс, основа, глагол.

Слова в текстах употребляются в прямом значении. Преобладает терминологическая лексика.

Для научного стиля речи характерны сложные предложения.

Русский без родни не живет; Русское привычное дело - бить врага смело; Сердце русского не может устрашиться; Земля народом сильна; Гром и народ не заставишь умолкнуть; Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь; Только народ бессмертен, все остальное - преходящее. 

Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)


Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащий банджо, выдержанный бри, опасный динго, красивое драпри, яркий индиго, юный кабальеро, большой гну, забавный гризли, крошечная колибри, бескрылая киви-киви, остроумный конферансье, маленький кули, прохладное мацони, уважаемый кюре, сочное манго, молодой марабу, седой маэстро, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, матовое габбро, справедливый рефери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго.

 Задание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.

Про то, что в Мертвом море можно читать газету, написано во всех справочниках, всех путеводителях, всех брошюрах всех стран мира на всех мыслимых языках. Для наглядности часто печатают и фотографируют: некто толстый, в очках, улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он сидел дома в кресле, действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва ли не половина страдальцев навсегда вылечивается после месячного курса на здешних курортах. Курорты недешевы, но каменистые берега обширны, пустынны и бесплатны для всех, а езды сюда от Иерусалима - сорок минут.

С детства помню вопрос из «Занимательной географии» - «В каком море нельзя утонуть?» Утонуть в Мертвом море, правда, так же затруднительно, как нырнуть с надувным кругом: вода в десять раз солонее средиземноморской, выталкивает наверх. Зато если капля ее попадет в глаз, человек потом годы рассказывает об этом приятелям, наглядно изображая перенесенные им ужасы и муки. На вкус она горька и солона, так что этого тоже не забудешь. Купальщики не брызгаются, а торжественно и странно плавают в сидячем положении, как если бы под ними были невидимые стулья. На берегу - карусели с пресной водой, после моря и душа ощущение полного перерождения: как будто вам дали новое, легкое, неношеное тело с шелковой кожей. И невозможно не вспомнить, не задумается о темном смысле сказки о вороне, который должен был куда-то слетать и принести мертвой воды и живой воды, чтобы воскресить убитого. И невозможно не думать о всех исцелениях, воскрешениях, преображениях, которыми полна история этой земли. (По Т.Толстой)