Файл: Психологические игры для школьников 1216 лет Мой жизненный путь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические игры для школьников 12-16 лет
«Мой жизненный путь»
Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.
«Уровень счастья»
Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить - чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй - об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.
«Мама и ребенок»

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?
«Мы похожи?..»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

• Ты похож на меня тем, что...

• Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему "Радости жизни"»
Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.
Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...»
Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.
Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.
Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.
Предложение «Что было бы, если...».

Возможное начало предложений:

• Если я в ярости, то...

• Если я печален, то...

• Если я боюсь, то...

• Если у меня нет желания что-либо делать, то...

• Если я кого-то не выношу, то...

• Если я горжусь собой, то...

• Если я хочу с кем-то познакомиться, то...

• Если я с чем-то хорошо справился, то...

• Если я что-то преодолел, то...

• Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...

• Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...

• Если я когда-нибудь серьезно заболею...
• Если вдруг разочаруюсь...

• Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...

• Если я в отчаянии...

• Если я в стрессовом состоянии...

• Если я чувствую себя исключенным из группы...

• Если я одинок...

• Если я завидую...

• Если мне скучно...

• Если я не уверен в себе...

• Если я ревную...

• Если мной кто-то восхищается...
«Королевство»

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников

, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

«Метафоры»
Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.


«Прощальный ритуал»
Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.
Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.
Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.
«Мои сильные стороны»
Каждый расскажет о своих сильных сторонах — о том, что
- он любит, ценит, принимает в себе,
- даёт чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях.
Не обязательно только о положительных чертах характера важно отметить то, что является, может являться точкой опоры (гнев, страх, мнительность...) в различные моменты жизни. Напр., я боюсь математики – и это хорошо, т.к. заставляет меня сосредоточиться и делать дом. зад. Не умалять своих достоинств, говорить прямо, безо всяких «но», «если» и т, д. избегать любых высказываний о своих недостатках. ошибках, слабостях. себя хвалить, делать себе комплименты, погордиться (даже если сомневаешься).



Первый желающий выходит и 2—4 минуты говорит.
- если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему, другие только слушатели:
- остальные только слушают, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств.


«Враги»


Круг.Один доброволец - в центре круга.

Вводная:Сейчас погадаем. Группа - пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их:
- возраст...
- социальное положение...
- психологические характеристики...
- в «каких случаях н по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в" центре...

Находящийся в центре круга - анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.                                                                                                                                  

Затем в центр садится другой человек: по желанию или по жребию.


«Я среди людей»


Выбираем водящего.
Он встает перед своей группой, ведущий предлагает присмотреться к нему и формулирует главные вопросы о нем в межличностных отношениях:

Главные впечатления:первые и попозже. Манера, стиль общения — при знакомстве, светской болтовне, при споре, в доверительной беседе и пр. Играет — кого? Добивается — чего? Избегает — чего? Самые привлекательные черты? Самые непривлекательные?
Задача группы — составить мнение о человеке по этим вопросам (каждый говорит несколько слов на каждый вопрос о водящем, все это записывается).
Задача водящего — постараться догадаться, какое впечатление о нем у группы.
После этого ведущий раздает листки с этими вопросами — В КАЖДУЮ ГРУППУ И КАЖДОМУ ВОДЯЩЕМУ.
Водящий выходит за дверь.
Группа определяется, отвечает на вопросы, записывает.
Водящего зовут, он с помощью шпаргалки с вопросами пытается сформулировать, что будет говорить о нем группа.
… Если он отгадывает плохо, группа его тормозит и заставляет думать еще, пока он не отгадает хоть что-то. Однако затягивать этот момент не надо, лучше его отгадывание ограничивать 3 минутами, потому что через эту игру хотят пройти все.


Водящему зачитывают то, что написала о нём группа — и листок дарят на память.
Вопросы ему:
Можешь выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о тебе.
Потом следующий Водящий — и т.д.

«Какой я в межличностных отношениях?»
 (вариант простой)


Качества, важные в межличностных отношениях.
Раздаются листочки и зачитываются.
На листочке :

  Эмпатия – сочувствие Другому: что переживает Другой, то переживаю и я. Он радуется – и я радуюсь, он грустит – и я грущу. Принятие Другого — разрешение Другому быть самим собой. Положительное отношение к его недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение, любовь к Другому.

  Принятие себя — разрешение Себе быть таким, какой есть. Положительное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к Себе.

  Открытость — готовность открыть людям свои мысли, чувства и искренне говорить о себе и своей жизни. Основана на доверии к людям . Активность и ответственность — стремление "идти вперед", развивать своё тело и душу, делать много дел. Готовность отвечать за всё, что происходит вокруг и что зависит от тебя.

  Конструктивность — стремление созидать, а не разрушать, видеть положительное, а не отрицательное в том, что делают другие. При столкновении с проблемами — не переживания, а действия, во взаимоотношениях — строительство нужных отношений.

  Дипломатичность — умение обходить "острые углы" и находить разумные компромиссы. Исключение конфликтогенов из общения. Артистизм — способность перевоплощаться и играть роли, управляя своим телом и своей душой.

  Мудрость — умение смотреть на все происходящее как бы из космоса: не переживать из-за мелочей, любые (в том числе отрицательные) события воспринимать как уроки и тренировку характера. Умение наслаждаться сегодняшним днем.
Кто будет в центре внимания. Кто хотел бы, чтобы ему сказали, какими качествами он обладает, а какими нет?
Обсуждение качеств добровольца.

«Снежный ком»
Эта одна из самых популярных психологических игр на знакомство. Любой человек, попадая в незнакомое окружение, немного теряется и начинает стесняться. Особенно часто это случается у подростков. Чтобы снять этот психологический барьер и помочь людям нормально общаться, можно сыграть в веселую игру под названием «Снежный ком». В чем ее суть? Люди становятся в круг. Ведущий озвучивает свое имя. Человек, который стоит справа от ведущего, повторяет ранее услышанное имя и произносит свое. Следующий стоящий должен проговорить уже три имени. Такая игра может и не помочь быстро запомнить имена всех присутствующих, но она точно поможет тронуться льду, и люди начнут чувствовать себя более раскованно. А именно это от такой быстрой терапии и требуется.