Файл: Курсовая работа по мдк 02. 01Организация защиты населения и территорий защитные мероприятия при загрязнении территории сероуглеродом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

(СГТУ имени Гагарина Ю.А.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях


КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МДК 02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
Защитные мероприятия при загрязнении территории сероуглеродом

Студента 4 курса

Группы ЗЧС-947

А.C. Паранько______________

Руководитель:

М.В. Масликов______________
Работа защищена с оценкой

«_________________________»

___________________2020г.

2020

Содержание


Введение


3

1. Особенности воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера на население и территории


6

1.1 Поражающие факторы загрязнения территории сероуглеродом

6

1.2 Мониторинг загрязнения сероуглеродом

7

2. Организационные мероприятия по обеспечению защиты населения Москвы от последствий выброса сероуглерода


11

2.1 Перспективное планирование реагирования на загрязнение территории сероуглеродом


11

2.2 Направления профилактической работы по обеспечению защиты населения и территории города Москва от техногенных чрезвычайных ситуаций



12

2.3 Организация деятельности аварийно-спасательных формирований при загрязнении территории сероуглеродом. Силы и средства, привлекаемые к проведению ликвидации загрязнения территории сероуглеродом


14

Заключение

17

Список использованных источников

19

Приложение А

22

Приложение Б

26

Приложение В





ВВЕДЕНИЕ

Химическое производство растет – растет наравне с человеческими потребностями, наравне с увеличением производственных мощностей стран. Не менее трети всех предприятий мира имеет дело с химическими веществами – производит их или использует в своих технологических процессах. Не стоит забывать и о том, что химически опасные вещества ни на секунду не перестают перемещаться по территориям автомобильным, железнодорожным, трубопроводным транспортом. Аварий не избежать.

В России ежегодно происходит порядка 50 (в мире ежедневно около 20) аварий с выбросом АХОВ из-за выхода из строя устаревшего оборудования и отсутствия систем слежения за безопасностью, и особенно это касается военных объектов. И хотя подобные аварии почти всегда немедленно локализуют, известны случаи с огромным количеством человеческих жертв и непоправимым ущербом окружающей среде: это, конечно, выброс метилизоцианата на заводе фирмы «Юнион Карбайд» в Бхопале (Индия) в 1984 году, когда погибло около 3000 человек и пострадало 200 тыс, авария на химическом предприятии в Италии в 1976 году, когда территория площадью 18 км² была полностью заражена диоксином.

Сероуглерод - класс опасности-2, бесцветная с эфирным запахом, легковоспламеняющаяся жидкость, тяжелее воды. Температура затвердевания -119,9°С, при температуре +46,2°С кипит. Растворяется в большинстве органических растворителей и является хорошим растворителем жиров, масел, смол, каучука. В воде растворяется плохо. Пары тяжелее воздуха в 2,6 раза, при взаимодействии с воздухом образуют взрывоопасные смеси.

Актуальность темы моей курсовой работы «Защитные мероприятия при загрязнении территории сероуглеродом» в том, что в случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населённых пунктах, что приведёт не только к поражению людей, но и смертельным исходам.. Именно поэтому защитные мероприятия при загрязнении территории сероуглеродом, являются очень важной ролью в спасении населения от чрезвычайной ситуации.

Целью курсовой работы является рассмотрение защитных мероприятий при загрязнении территории сероуглеродом.

Объектом исследования в курсовой работе является авария с выбросом сероуглерода в городе Москва.

Предметом исследования являются защитные мероприятия при загрязнении территории сероуглеродом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть поражающие факторы загрязнения территории сероуглеродом;

  • изучить мониторинг загрязнения сероуглеродом;

  • рассмотреть перспективное планирование реагирования на загрязнение территории сероуглеродом;

  • изучить направления профилактической работы по обеспечению защиты населения и территории города Москва от техногенных чрезвычайных ситуаций;

  • проанализировать деятельность аварийно-спасательных формирований при загрязнении территории сероуглеродом. Силы и средства, привлекаемые к проведению ликвидации загрязнения территории сероуглеродом.


Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез исследований авторов по проблемы курсовой работы, моделирования, методы обобщения, прогнозирования, преобразования, статистической обработки материала.

Теоретико-методологическую основу и информационную базу курсовой работы составляют нормативные и законодательные акты МЧС России, научные труды российских авторов Белова С.В., Вострокнутова А.Л., Супрун В.Н., Шевченко Г.В. и других в области исследуемой темы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практической деятельности для ликвидации, профилактике и предотвращении аварий с выбросом сероуглерода.

Структура и объем курсовой работы определены целью и задачами исследования и состоят из введения, 2 глав, заключения, списка использованной источников. В курсовой работе содержится 7 рисунков и 2 таблицы. Список использованных источников включают 21 наименование. Объем курсовой работы составляет 30 страниц.
1. Особенности воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера на население и территории

1.1 Поражающие факторы загрязнения территории сероуглеродом

Сероуглерод - бесцветная с эфирным запахом, легковоспламеняющаяся жидкость, тяжелее воды. Температура затвердевания -119,9°С, при температуре +46,2°С кипит. Растворяется в большинстве органических растворителей и является хорошим растворителем жиров, масел, смол, каучука. В воде растворяется плохо. Пары тяжелее воздуха в 2,6 раза, при взаимодействии с воздухом образуют взрывоопасные смеси1.

Сероуглерод используется для получения ксантогенатов целлюлозы в производстве вискозы, синтеза четыреххлористого углерода, в качестве растворителя и экстрагента.

Сероуглерод перевозят в железнодорожных и автомобильных цистернах, контейнерах и баллонах, которые являются временным его хранилищем. Обычно сероуглерод хранят в вертикальных цилиндрических (объемом 50 – 5000 м3) или горизонтальных цилиндрических (объемом 5 – 100 м3) резервуарах при атмосферном давлении и при температуре окружающей среды. Максимальные объемы хранения 100 тонн.


Предельно допустимая концентрация (ПДК) сероуглерода в воздухе населенных пунктов среднесуточная составляет - 0,005 мг/м3, максимальная разовая 0,03 мг/м3, в воздухе рабочей зоны производственных помещений - 10 мг/м3. Порог обонятельного ощущения 0,08 мг/м3.

Поражающие факторы на организм:

  • при концентрации 1500 мг/м3 через 30 минут возникает головная боль, головокружение, тошнота. Острое отравление средней тяжести приводит к состоянию наркоза.

  • концентрации 5000-10000 мг/м3 вызывают потерю сознания, глубокий наркоз.

  • смертельная концентрация составляет 12400 мг/м3 в течение 30 минут.

Основными источниками опасности в случае аварий на химически опасных объектах являются:

  • залповые выбросы АХОВ в атмосферу с последующим заражением воздуха, местности и водоисточников;

  • сброс АХОВ в водоемы;

  • «химический» пожар с поступлением АХОВ и продуктов их горения в окружающую среду;

  • взрывы АХОВ, сырья для их получения или исходных продуктов;

  • образование зон задымления с последующим осаждением АХОВ, в виде «пятен» по следу распространения облака зараженного воздуха, возгонкой и миграцией.

Каждый из указанных выше источников опасности (поражения) по месту и времени может проявляться отдельно, последовательно или в сочетании с другими источниками, а также многократно повторен в различных комбинациях. Все зависит от физико-химических характеристик СДЯВ, условий аварии, метеоусловий и особенностей местности1.

1.2 Мониторинг загрязнения фосгеном

Мониторинг химически опасного объекта, мониторинг ХОО: Система регулярного наблюдения и контроля за состоянием систем безопасности химически опасного объекта, химической обстановкой на его территории и санитарно-защитной и/или охранной зоны, готовностью сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий химических аварий и защите населения1.

Мониторинг химически опасного объекта является составной частью системы государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг химически опасного объекта включает наблюдение и контроль за:

  • параметрами технического состояния систем, определяющих безопасную работу с АХОВ;

  • выбросами (сбросами) в атмосферу, гидросферу и литосферу АХОВ на территории химически опасного объекта, в санитарно-защитной и/или охранной зонах;

  • состоянием емкостей, связанных с размещением АХОВ;

  • своевременностью и качеством проведения регламентных, планово-предупредительных и других видов ремонтных работ с емкостями, в которых размещаются АХОВ;

  • метеообстановкой, экстренными и долгосрочными сообщениями о состоянии окружающей природной среды и об аномальных явлениях в районе расположения ХОО;

  • состоянием систем оповещения об аварии на ХОО и угрозе поражения населения;

  • сетью наблюдения и лабораторного контроля за химической обстановкой, а также средствами химической разведки;

  • средствами индивидуальной и коллективной защиты населения от АХОВ;

  • техническими средствами, предназначенными для ликвидации последствий химических аварий на ХОО;

  • подготовленностью личного состава органов управления и подразделений МЧС России, участвующих в ликвидации последствий химических аварий и защите населения, к действиям в случае аварии на ХОО.


Мониторинг ХОО осуществляется собственником или эксплуатирующей ХОО организацией и организациями, уполномоченными на проведение указанного мониторинга.

Методы прогнозирования последствий аварий на ХОО. Перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ 22.1.011.

Все требования, связанные с организацией, проведением и техническим обеспечением мониторинга, должны учитываться при проектировании ХОО, уточняться в ходе эксплуатации и заноситься в нормативную техническую документацию.

Разработка сценариев возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирование их последствий осуществляется организацией, проектирующей ХОО, и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация, эксплуатирующая ХОО, при замене оборудования или изменении технологии работ с АХОВ должна уточнять результаты прогноза.

Мониторинг ХОО осуществляется постоянно с установленной периодичностью в соответствии с программой наблюдений и ГОСТ 12.1.0051, ГОСТ 17.2.4.022, ГОСТ Р 8.5893.

Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов приведены в таблице 1. В случае необходимости эти параметры могут быть дополнены по усмотрению организации, проводящей мониторинг ХОО.

2. Организационные мероприятия по обеспечению защиты населения Москвы от последствий выброса сероуглерода

2.1 Перспективное планирование реагирования на загрязнение территории сероуглеродом

Реагирование на возникающие ЧС обычно начинается с разработки государственными структурами планов по митигации, мероприятий по предупреждению ЧС и защите населения в них. Эта задача вытекает из требований законов Республики Беларусь, постановлений правительства и других документов.

Планирование подготовки и реагирования на ЧС включает1:

  • выявление потенциально опасных источников ЧС;

  • определение возможных масштабов воздействия поражающих факторов источников ЧС на людей, экономику и природную среду;

  • определение риска ЧС;

  • проведение комплекса мероприятий по снижению риска чс;

  • определение степени уязвимости населения, экономики и природной среды от источников чс;

  • проведение комплекса мероприятий по снижению уязвимости населения, экономики и природной среды в ЧС;

  • оценку наличия организационных ресурсов и потенциала для прогнозирования, оценки, предупреждения и ликвидации последствий чс;

  • анализ и оценку чрезвычайных ситуаций по секторам;

  • подготовку сил и средств для решения задач прогнозирования и других проблем митигации;

  • уточнение функций государственных структур по защите населения и обязанностей должностных лиц;

  • планирование деятельности для достижения уровня подготовки, необходимого для своевременного и эффективного реагирования на произошедшую ЧС и др.