Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация защиты населений и территорий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ПЛА должно быть указано место расположения командного пункта для сбора лиц, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных планом и исполнителей. Ответственным лицам за обеспечение защиты рабочих и служащих от СДЯВ на предприятиях являются:

  • начальник гражданской обороны — директор предприятия;

  • главный инженер;

  • начальник штаба гражданской обороны объекта;

  • дежурный диспетчер;

  • начальники цехов (смен) и начальник газоспасательной службы.


2.2 Направление профилактической работы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения паводка различают четыре вида мероприятий:

  • предупредительные мероприятия (системы мониторинга; системы оповещения населения; эвакуация);

  • адаптационные мероприятия (вынос построек и запрещение строительства жилых домов в пределах зоны возможного затопления; использование пахотных земель, расположенных в зоне затопления, для посевов, способных выдерживать кратковременное затопление);

  • инженерно-технические мероприятия (очистка русел рек от донных отложений, уменьшающих пропускную способность русел; проведение мероприятий по берегоукреплению; создание противопаводковых водохранилищ и т.п.);

  • ландшафтные (создание водоохранных зон рек и водоемов для защиты поверхностных вод от загрязнения, истощения и заиления; создание берегозащитной лесной полосы вдоль берега водного объекта, предназначенная для его защиты от эрозии и оползней).

  • инженерно-технические мероприятия.

Мероприятия, проводимые заблаговременно в режиме повышенной готовности.

  • Заблаговременно в режиме повышенной готовности:

  • приведение в готовность сил и средств ликвидации последствий наводнения;

  • проведение срочных инженерно-технических мероприятий по дополнительному укреплению дамб и защитных валов, накопление аварийных материалов для заделывания промоин, прорывов и наращивания высоты дамб;

  • защита энергетических и технологических сетей;

  • подготовка временного жилого фонда и медицинских учреждений в районах, куда планируется эвакуировать население.

При необходимости - проведение упреждающей эвакуации населения. Она проводится на автотранспорте, а при необходимости может использоваться и вывод людей пешим порядком.

Органы управления (КЧС), силы гражданской защиты (специализированные подразделения соответствующих министерств и ведомств; службы ГЗ, сформированные в составе КЧС; формирования ГЗ) в режиме чрезвычайной ситуации проводят экстренные мероприятия.

2.3 Организация деятельности аварийно-спасательных формирований при чрезвычайных ситуациях. Силы и средства, привлекаемые к проведению ликвидации чрезвычайных ситуаций



Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается1:

  • проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

  • применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;

  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

  • эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию
1.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.

При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре, представлено в таблице 2.

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.
Таблица 2 - Время безопасного пребывания человека в воде

Температура воды, °С

Время безопасного пребывания, мин

24

420-540

5-15

10-270

2-3

10-15

До 2

5-8

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются1:

  • определение границ затопления;

  • контроль динамики развития наводнения;

  • установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

  • выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;

  • выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

  • выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.


Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывными. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.

Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:

  • ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

  • принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам;

  • принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек;

  • активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов1.