Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация защиты населений и территорий.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ПЛА должно быть указано место расположения командного пункта для сбора лиц, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных планом и исполнителей. Ответственным лицам за обеспечение защиты рабочих и служащих от СДЯВ на предприятиях являются:
-
начальник гражданской обороны — директор предприятия; -
главный инженер; -
начальник штаба гражданской обороны объекта; -
дежурный диспетчер; -
начальники цехов (смен) и начальник газоспасательной службы.
2.2 Направление профилактической работы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения паводка различают четыре вида мероприятий:
-
предупредительные мероприятия (системы мониторинга; системы оповещения населения; эвакуация); -
адаптационные мероприятия (вынос построек и запрещение строительства жилых домов в пределах зоны возможного затопления; использование пахотных земель, расположенных в зоне затопления, для посевов, способных выдерживать кратковременное затопление); -
инженерно-технические мероприятия (очистка русел рек от донных отложений, уменьшающих пропускную способность русел; проведение мероприятий по берегоукреплению; создание противопаводковых водохранилищ и т.п.); -
ландшафтные (создание водоохранных зон рек и водоемов для защиты поверхностных вод от загрязнения, истощения и заиления; создание берегозащитной лесной полосы вдоль берега водного объекта, предназначенная для его защиты от эрозии и оползней). -
инженерно-технические мероприятия.
Мероприятия, проводимые заблаговременно в режиме повышенной готовности.
-
Заблаговременно в режиме повышенной готовности: -
приведение в готовность сил и средств ликвидации последствий наводнения; -
проведение срочных инженерно-технических мероприятий по дополнительному укреплению дамб и защитных валов, накопление аварийных материалов для заделывания промоин, прорывов и наращивания высоты дамб; -
защита энергетических и технологических сетей; -
подготовка временного жилого фонда и медицинских учреждений в районах, куда планируется эвакуировать население.
При необходимости - проведение упреждающей эвакуации населения. Она проводится на автотранспорте, а при необходимости может использоваться и вывод людей пешим порядком.
Органы управления (КЧС), силы гражданской защиты (специализированные подразделения соответствующих министерств и ведомств; службы ГЗ, сформированные в составе КЧС; формирования ГЗ) в режиме чрезвычайной ситуации проводят экстренные мероприятия.
2.3 Организация деятельности аварийно-спасательных формирований при чрезвычайных ситуациях. Силы и средства, привлекаемые к проведению ликвидации чрезвычайных ситуаций
Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.
Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается1:
-
проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления; -
применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;
Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:
-
поиск пострадавших; -
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших; -
оказание пострадавшим первой медицинской помощи; -
эвакуацию пострадавших из опасной зоны.
Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.
В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.
Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.
С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию
1.
Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно - выход из строя систем водоснабжения и канализации.
При продолжительном вынужденном пребывании людей в воде с пониженной температурой наступает гипотермия (переохлаждение) тела. При попадании человека в воду переохлаждение возможно даже при относительно высокой температуре, представлено в таблице 2.
Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.
Таблица 2 - Время безопасного пребывания человека в воде
Температура воды, °С | Время безопасного пребывания, мин |
24 | 420-540 |
5-15 | 10-270 |
2-3 | 10-15 |
До 2 | 5-8 |
Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.
Главными задачами разведки при наводнениях являются1:
-
определение границ затопления; -
контроль динамики развития наводнения; -
установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных; -
выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия; -
выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов; -
выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.
Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.
При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.
Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывными. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.
Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Взаимодействие организуется прежде всего в интересах спасательных подразделений, выполнения этих работ в возможно короткие сроки.
Опыт последних лет по ликвидации катастрофических последствий наводнений подсказывает, что в целях совершенствования защиты населения и территорий от наводнений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления можно рекомендовать:
-
ускорить формирование территориальных систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; -
принять меры по развитию систем оповещения населения, уделив особое внимание сельским районам; -
принять меры по созданию и укреплению берегозащитных сооружений, ремонту плотин, углублению и очистке русел рек; -
активизировать работу по созданию поисково-спасательных формирований, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; -
с учетом указанного опыта переработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; -
создать в полном объеме резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; -
рассмотреть вопрос о необходимости (целесообразности) перераспределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации в сторону увеличения средств на проведение неотложных мероприятий, направленных на безопасное функционирование водохозяйственных комплексов регионов1.