Файл: Рекомендации по подготовке и защите курсовой работе Курсовая работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по подготовке и защите курсовой работе
Курсовая работа представляет собой научное исследование с преобладанием аналитической составляющей по выбранной теме. Курсовая работа является самостоятельной работой студента под руководством научного руководителя. Целью курсовой работы является освоение методов научно-исследовательской работы, в процессе которой студент получает новые для себя знания и навыки.

Основным требованием к выполнению курсовой работы является целенаправленная работа по решению поставленной задачи. В процессе выполнения курсовой работы студент должен научиться:

  • работать с литературой;

  • осуществлять целенаправленный поиск информации и информационных источников;

  • составлять обзоры на заданную тему и научно-технические отчеты;

  • аргументировать выводы и результаты.

Курсовая работа должна отражать:

  • степень освоения студентом навыков поиска и осмысления научной литературы;

  • знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме;

  • владение понятийным аппаратом и терминологией;

  • умение четко изложить в тексте результаты работы.

В качестве обязательных требований выступают:

  • четкая формулировка проблем теории;

  • строгое теоретическое определение используемых в работе понятий;

  • рассмотрение различных точек зрения на проблему, имеющихся в научной литературе, их сопоставление и оценка;

  • изложение собственного понимания проблемы;

  • описание различных путей и методов анализа и решения проблемы.

При этом необходимо изложить свое отношение к представленным в литературе точкам зрения, обосновать их принятие или непринятие.

Обязательным для курсовой работы является знакомство студента с первоисточниками по выбранной теме. Недопустимо цитирование первоисточников по учебникам, а также ограничение списка изученной литературы 4–5 наименованиями.

Отказ от рассмотрения части (какого-либо раздела) литературы по изучаемому вопросу должен быть специально обоснован во введении к работе.

Не является обязательным
, но приветствуется наличие исследовательской части, в которой студентом описываются результаты собственных наблюдений.

Постановка задачи на курсовую работу (объемом 1-2 страницы) должна включать в себя следующие разделы:

    • Тема работы.

    • Расшифровка темы.

    • Актуальность (опционально).

    • Цель работы.

    • План работы (опционально).

    • Ожидаемые результаты.

    • Перспективы развития (опционально).

Курсовая работа состоит из титульного листа, аннотации, оглавления, текста, списка использованной литературы и приложений.

В аннотации курсовой работы (объемом не более 1 стр.) следует отразить:

  • – замысел работы (тема, проблематика, цели и задачи);

  • – основные характеристики исследуемого объекта и материала;

  • – основные результаты работы.

Оглавление отражает структуру работы и содержит названия глав и параграфов с указанием номера начальной страницы.

Текст курсовой работы включает введение, основную часть и заключение.

Во введении, как правило, должно содержаться описание проблемной области теории, формулировка научной проблемы, определение актуальности исследования, обоснование выбора темы исследования с точки зрения ее новизны и значимости для науки и практики, характеристика исследуемого объекта и материала, описание цели и конкретных (частных) задач работы.

Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 0,5 - 1 страницы машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы. От формулировки актуальности выбранной темы логично перейти к постановке главной цели исследования. Цель – конечный итог работы.

Исходя из развития цели работы определяются задачи. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта.

Предмет изучения – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет

изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с тем, что процесс написания носит творческий характер и на первоначальном этапе трудно представить будущую работу.

Объем введения не более 2-3 страниц.

Основная часть (состоит из теоретической и практической частей). Раскрывается теория исследуемого вопроса. Дается критический анализ литературы. Излагаются методы, организация работы и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Основная часть работы делится на главы и параграфы. Названия глав и параграфов работы должны носить содержательный характер и формулироваться с учетом конкретного объекта исследования.

В главах основной частикурсовой работы рассматривается теоретический аспект проблемы, излагается материал практического исследования. Написание теоретической части должно включать анализ нескольких точек зрения на данную проблему с акцентом на их положительных и отрицательных сторонах, а также собственную позицию студента. Материал, используемый в курсовой работе из других литературных источников, должен быть переработан, связан с темой курсовой работы и изложен своими словами.

Практическая часть курсовой работы предусматривает применение и закрепление на практике полученных теоретических знаний.

В работе должны быть приведены обоснования всех принимаемых решений. Обоснованиями могут быть обзоры, экспериментальные исследования, теоретические доказательства. При этом для обоснования должны быть приведены:

  • предмет обоснования (например, предмет обзора);

  • цель обоснования, согласованная с целью работы;

  • метод обосновании (в обзорах д.б. обосновано почему обозревается именно такой набор сущностей, а не другой);

  • выводы из обоснования, согласованные с целями работы.

Если в рамках работы проводится реализация некоторого программного средства, то должна быть описана программная реализация
, в частности:

  • приведены обоснования выбранного инструментария;

  • приведена с иллюстрацией общая архитектура разработанного средства;

  • приведена с иллюстрацией схема работы средства;

  • если осуществляется доработка существующего средства, то должны быть описаны новые возможности/улучшения, реализованные в данной курсовой работе.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна составляться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого параграфа следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом нужно соблюдать следующие правила.

  1. Выводы должны быть нетривиальными.

  2. В качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе конечные результаты, а не промежуточные.

  3. При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

  4. Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Курсовая работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

В заключении отражаются итоги работы, степень решения автором поставленных задач, возможные направления дальнейших исследований в данной области.
Следует суммировать все те выводы и научные достижения, которые состоялись в данной курсовой работе, показать практическую значимость и определить направление для дальнейших исследований. Заключение курсовой работы должно быть по объему 1-2 страницы.

Курсовая работа оформляется с учетом требований и стандартов написания научных текстов, в том числе общепринятого порядка ссылок на других авторов, библиографических стандартов описания цитируемой и использованной литературы, стандартов оформления текста, таблиц и графиков.

Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.

Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»); формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает...»); предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию...»).

В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.

Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:

  • последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

  • переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

  • противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

  • отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

  • итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).