Файл: Методическое пособие Кроссворд как дидактическая технология обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр творчества «Темп» г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края


Методическое пособие
«Кроссворд как дидактическая технология обучения»

Кроссворды на занятиях по обучению вязанию

Составитель: Большакова Л.Н.,

методист,

педагог дополнительного образования

Амурск

2022

Методическое пособие «Кроссворд как дидактическая технология обучения»

(Кроссворды на занятиях по обучению вязанию)
Составитель: Большакова Л.Н., методист, педагог дополнительного образования
В рамках необходимости повышения уровня обучения, развития творческих способностей обучающихся большую актуальность в педагогической практике формы и методы обучения, способствующие повышению познавательной активности, мотивации к обучению. Целесообразным представляется внедрение игровых методов обучения, кроссвордов как одной из наиболее популярных форм игровой деятельности.

Игровая форма занятий делает их интересными и разнообразными, придает им эмоциональную окраску, позволяет вовлечь обучающихся в мир знаний, сделать их активными участниками процесса обучения. Дидактические игры объединили между собой развлечение и размышление, забаву и серьезное интеллектуальное занятие. Таким образом, игра как метод обучения приобретает всё большее значение, открывая путь к качественно новому подходу к обучению в современном образовании.

Содержание



Тема

Стр.

1

Кроссворд как дидактическая технология обучения

- Что такое кроссворд?

- Несет ли данная игра какую-то пользу или просто помогает скоротать время?

4

2

Кроссворд как дидактическая игра

- Обучающая роль кроссвордов

- Виды кроссвордов:

- Развивающая и организующая роль кроссвордов

4

3

Условия использования кроссвордов на занятиях

5

4

Использование кроссворда на этапах занятия

6

5

Значение дидактического метода - кроссворд

6

6

Список литературы

8

7

Приложение. Кроссворды при реализации дополнительной общеобразовательной программы по вязанию крючком и на спицах.
Список использованных источников при составлении кроссвордов.

9




Кроссворд как дидактическая технология обучения

Кроссворды в нашей жизни не редкость. Многие считают, что решение кроссвордов – обычное времяпрепровождение, но есть и те, кто считает, что кроссворды помогают развить память, динамику мыслительных процессов. В любом случае кроссворды – интеллектуальная игра, способствующая развитию памяти и прививающая интерес к той или иной области знаний.
Что такое кроссворд?
Кроссворд (англ. Crossword – «пересечение слов») – головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Исследователям встречались находки, похожие на кроссворд, датированные еще 1 - 4 вв. н. э. В частности, во время раскопок, производимых в Помпеях, была обнаружена головоломка, удивительно напоминающая современный кроссворд, которую ученые датировали 79 годом н. э. При этом существуют различные версии изобретения кроссвордов.

Среди стран, претендующих на звание родины кроссвордов, Италия, Великобритания и США. По одной из версий, прототипы современных кроссвордов появились ещё в XIX веке. Самый первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в 1875 году в Нью-Йорке. А первый кроссворд в России был напечатан 2 декабря 1925 года в Ленинграде.
Несет ли данная игра какую-то пользу или просто помогает скоротать время?
Для начала нужно отметить, что кроссворды расширяют кругозор и увеличивают словарный запас.

Для обучающихся это тоже очень полезное занятие, оно развивает память, тренирует логическое мышление и расслабляет.

И поэтому многие педагоги используют кроссворды при реализации программы обучения, так как кроссворд делает занятие более интересным и веселым, а еще помогает быстрее и легче усвоить знание.

Также данная игра-задача используется для проверки знаний обучающихся. Так что мы можем сделать вывод, что, естественно, кроссворд – это развлечение, но весьма полезное.
Кроссворд  как  дидактическая игра
Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Решение кроссворда – это самостоятельная работа.

А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения обучающимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной

деятельности – проверка полученных знаний на практике.

Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме того, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т. д.; она может быть источником знаний, способом проверки, самосовершенствования и закрепления их.

Кроссворды содержат игровую (разгадывание или составление кроссворда) и учебную (овладение определёнными знаниями, умениями и навыками) задачи. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Обучающая роль кроссвордов
Обучающая роль кроссвордов состоит в том, что позволяет игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникшие у обучающихся в процессе разгадывания кроссвордов, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

Решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела, темы программы и при обобщении учебного материала.
Развивающая и организующая роль кроссвордов
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении обучающимся приходится без всякого принуждения работать  с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, т.е. непроизвольно включаться в учебную деятельность.

Важно учесть, что решение кроссвордов часто стирают интеллектуальные границы между членами группы, поэтому «слабые» обучающиеся  могут почувствовать себя нужными в едином процессе обучения. Это важно для создания здоровой коллективной атмосферы в детском сообществе. Таким образом, отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувства интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, то есть актуализируется познавательный процесс.
Виды кроссвордов
Кроссворд может быть:

Познавательным (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.


Обобщающим – предлагается обучающимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Итоговым – служит для комплексной проверки изученного материала более крупных разделов. Здесь могут быть использованы вопросы из предыдущих кроссвордов, включены вопросы на развитие логического мышления.

Виды кроссвордов:

- предметно-тематические кроссворды, слова в которых ограничены определенной тематикой;

- итоговые, которые используются в процессе реализации контроля усвоения учебной дисциплины;

- кроссворды-летучки, в которых все слова пересекают ключевое слово.
Условия использования кроссвордов на занятиях
Использование кроссвордов на занятиях методически целесообразно при соблюдении ряда условий:

- кроссворды доступны для обучающихся по уровню их подготовленности;

- на занятии создан морально-психологический климат, способствующий осуществлению интеллектуальной игры;

- обучающиеся имеют мотивацию на успешность;

- в процесс решения включён элемент состязательности между обучающимися, либо поддержка и помощь группы;

- предусмотрено обсуждение ответов.
Использование кроссворда на этапах занятия
Кроссворд можно использовать на разных этапах занятия:

1.На организационном этапе.

Педагог предлагает обучающимся решить кроссворд с целью определения темы занятия. Ответы обучающихся обязательно комментируются.

Кроссворд может заменить контроль по закреплению специальной терминологии.

2. На этапе изучения новой темы.В этом случае при подготовке к занятию можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными и тесно связанными с темой занятия. В ходе изложения нового материала, педагог задает вопросы по ранее пройденным темам, связанным с новой темой. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

3. На завершающем этапе занятия, при повторении и первичном закреплении изученногоматериала. Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у обучающихся повышения интереса к учению.

4. Незаменим кроссворд и тогда, когда необходима интеллектуальная пауза на занятии.


Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

- стимулирует познавательную активность;

- расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами;

- развивает логическое мышление и память, творческие способности;

- повышает грамотность;

- способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности;

- способствует здоровьесбережению учащихся.

Формы работы с кроссвордом:

- коллективная(когда все обучающиеся под руководством педагога разгадывают кроссворд);

- групповая(когда обучающиеся поделѐны на группы, каждая группа решает кроссворд сообща);

- парная(когда предлагается задание двум обучающимся);

- индивидуальная(когда разгадывает кроссворд один обучающийся).
Значение дидактического метода - кроссворд
Итак, кроссворд это не только увлечение. Достоинство данных дидактических средств заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, способствуют развитию поисково-творческих способностей обучающихся, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях.

Кроссворды служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают решающему их возможность самовыражения, доставляя моральное удовлетворение правильными ответами.

Решая кроссворды на занятиях можно достичь многого, так как в игре происходит многократное повторение, закрепление и усвоение материала. В зависимости от цели кроссворд может быть большим или маленьким, состоящим из более трудных (специальных) или более распространенных слов, с широкой или узкой тематикой.

Кроссворд - мощное дидактическое средство, соединяющее серьёзное интеллектуальное занятие и игровой  элемент, размышление и развлечение, открывающее дополнительный подход к обучению.

Кроссворд занимает прочное место в системе обучения и воспитания обучающихся. Он активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и развивает интеллектуальные способности.

Для педагога включение дидактической игры – кроссворд в занятие - целесообразная форма организации активного общения