Файл: Урок литературы в 5 классе Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И. А. Бунина Косцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок литературы в 5 классе

«Изображение природы, крестьянского труда и образ родины

в рассказе И.А.Бунина «Косцы»

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить с основными этапами биографии И. А. Бунина, его писательской судьбой, научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом; научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

  • Развивающая: развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса, развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов, развивать умение сопоставлять произведения

  • Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству, акцентировать внимание на изображении человеческого труда в рассказе.


Планируемый результат:
Предметные:

Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы». Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.

 

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
Метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух.
коммуникативные УУД:  уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная, беседа

Используемые методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, предметно- практический, исследовательский.

Оборудование: портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; аудиозапись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята. Итак, настал еще один новый для нас день. Давайте поприветствуем солнце и новый день.

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, новый день!


Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и пусть подарками судьбы станут только отличные оценки. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.



- Ребята, дома вы познакомились с содержанием рассказа И.А.Бунина «Косцы», а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном.

Проблемная ситуация.

-Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Я пишу о красоте – все равно, в чем бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души» И.А.Бунин.

-Как вы понимаете эти слова? (писатель пишет о красоте природы, восхищается природой, он открывает свою душу читателям)

(Писатель хотел выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

Учитель:

- На уроках литературы мы с вами много говорим о красоте родной природы, необъятных просторах Родины, воссоздании её образов писателями и поэтами. Красота родной земли предстаёт во многих произведениях.



-Ребята, а какие произведения о природе вы можете назвать? Н.В.Гоголь «Заколдованное место», Н.А.Некрасова стихотворение «На Волге», Михаил Пришвин «Лесная капель», А.А.Фет «Чудные картины», Ф.И.Тютчев стихотворения «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится» и др.

2. Актуализация   знаний

Давайте прочитаем стихотворение И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить...

К милосердным Коленам припав.
- О чём стихотворение? - Как поэт выражает свои чувства?

(В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя)

- Автор стихотворения И.А. Бунин. О его творчестве мы сегодня будем говорить на уроке.

- В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

-Ребята, вы дома прочитали рассказ Бунина «Косцы».

-О чём это произведение? (В нем речь идет о крестьянах рязанской земли, их труде, пении во время покоса)

(Рассказ не только о природе, но и о труде, о народной песне, о Родине).

Составление кластера (все ответы детей в два-три слова записываются на доске ) 1.Природа 2.Труд. 3.Песня 4.Родина 3.Формулирование темы, целеполагание

А теперь давайте сформулируем и запишем тему урока.

«Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И.А.Бунина «Косцы»

Запишите число 21 января , тема урока

-Какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? Сформулируем цель урока.

Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.

4.Осмысление. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Слово учителя.

- Прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе. Сообщение об авторе (презентация)

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.)


А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. за выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира).

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

(- Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”)

История создания рассказа.

Как мы уже знаем, И.А.Бунин провел последние годы жизни за границей, но тонко чувствовал связь с Родиной, с Россией, и не мог не обращаться к этой теме в своих произведениях. Он тосковал по родным полям, рощам, чудной природе и русским людям с широкой душой, удалыми песнями. Все это он постарался передать в рассказе.

Давайте послушаем, что он писал в заметках: «Происхождение моих рассказов».

Ученик читает на стр.10 учебника……

Решение учебной задачи.

Учитель:

«Косцы» — это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев. Это – рассказ – воспоминание, раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Он похож на описание картины, однажды увиденной и навсегда запечатлённой в сердце.

- Ребята, а какие микротемы мы можем выделить в рассказе? (Вспомним, что такое микротема – это главная мысль одного абзаца). О чем этот рассказ, вернемся к нашему кластеру.

1 микротема – Природа (прочитать предложения из текста стр 4-5)

2 микротема - Косцы и их труд (стр 5-6 прочитать)

Учитель:

-Ребята, вспомните, какие произведения о труде вы знаете? (Рассказ «Муму» И.С.Тургенева, Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети» и др)

А теперь поговорим о самих косцах и их труде.

  1. Кто такие косцы? (это люди, которые косят на полях пшеницу)

  2. Как относятся к работе косцы? (“Охочи к работе”).

  3. Как понимаете эти слова? (Любят работать).

  4. А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

В тексте есть непонятные слова, выясним значение этих слов


Словарная работа.

Бахилы - вид крестьянской обуви.

Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).

Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

Колея - канавка, углубление от колёс на дороге.

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Жбан – кувшин с крышкой.

Подпасок - подросток, помогающий пастуху.

Портки – штаны.

Батрак - наемный сельскохозяйственный работник
- Обратимся к иллюстрации. Что можем сказать о косцах?

- Анализ картины Г. Мясоедова «Косцы»

-Кто изображён на картине? (косцы)

Мясоедовым Г.Г. в 1887 году была написана картина под названием «Страдная пора. Косцы». Здесь мы видим поле, где в летний зной крестьяне убирают рожь. После каждого взмаха косой на землю ложатся высокие колосья ржи золотого цвета.

Учитель включает запись песни «Ах ты, степь широкая!»

- Что вы испытываете, когда слушаете русскую народную песню? (душевность, спокойствие, радость, очарование….)

-Как вы думаете, почему включила эту запись?

3.Народная песня – третья микротема рассказа

- Какое слово повторяется многократно в описании песни?

(Прелесть) - Что оно означает?

Выясним значение этого слова в словаре С.И. Ожегова

Словарь: обаяние, очарование, привлекательность, приятные, пленяющие явления, впечатления.

- А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повторповторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.

4.Родина – четвёртая микротема рассказа

- Как называет рассказчик Родину? «…родимая сторонушка…»

Физминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот-

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок,

Раз, два, три, четыре-

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз-

И на корточки садись.

5.Закрепление материала

Работа с микротемами по группам (рядам)

1 микротема – Природа (1 ряд)

- Какой же предстает перед нами природа?

Найдите слова и словосочетания, в которых описывается природа.

(Берёзовый лес, лес полный цветов и запахов, дорога, заросшая кудрявой муравой