Файл: Урок литературы в 5 классе Изображение природы, крестьянского труда и образ родины в рассказе И. А. Бунина Косцы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, красивые легкие облака, золотилось небо)

2 микротема - Косцы и их труд (2 ряд)

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте ключевые фразы, слова, описывающие крестьян и их труд.

Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

-Понаблюдаем, как трудятся косцы в рассказе (Отрывок «…»Неделю тому назад…»

-Запишем ключевые фразы.

«они были «дальние», рязанские»,

«беззаботны, дружны»,

«…были «охочи к работе», неосознанно радуясь ее красоте и спорости»,

«…косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли…вольной, ровной чередой…»,

«…передвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы…»,

«… делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное…»,

« и прекрасны совершенною особой, чисто русской красотой были те чувства, что раскрывали они своими вздохами».
3.Народная песня – третья микротема рассказа (3 ряд)

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

Найдем в отрывке «Прелесть её была в откликах….» и выпишем в дневник ключевые фразы.

«…не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни…»,

«…она была связана со всем, что видели, чувствовали все мы…»,

«…кровное родство…»,

«…мы были дети своей родины…»,

«…только её душа могла петь так…»,

«…прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были чувства…»

4.Родина – четвёртая микротема рассказа (весь класс)

Найдите в тексте слова, описывающие родину

«…Эта родина, этот наш общий дом - Россия»,

«…беспредельная родная Русь…»,

«…кровно близок он с этой глушью…»,

«… нет подлинной разлуки с нею…»,

«… куда бы ни забросила доля, будет…родное небо, а вокруг – беспредельная родная Русь»,

«…бесконечно счастливы мы были в те дни…»

6.Подведение итога урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

- Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

“Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я - очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

7.Рефлексия Что вы поняли на сегодняшнем уроке? (И.А.Бунин – один из обладателей Нобелевской премии, рассказ «Косцы о природе, о труде, о родине). Если вам урок понравился, поднимите смайлика радостного, если вам не понравился,- грустного смайлика.

Оценки. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.