Файл: Пути повышения конкурентоспособности компании (на примере ао фм ложистик восток).doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АО «ФМ ЛОЖИСТИК ВОСТОК»)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Содержание понятия и факторы конкурентоспособности компании 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 9
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью деятельности фирмы в сегодняшней изменчивой среде является экономическое выживание, а средством такого выживания является получение достаточного для инвесторов размера прибыли.
Что бы получать больше прибыли, требуется расширять рынки сбыта продукции и услуг. Но для того, чтобы расширяться, требуется предложить рынку товар или услугу, которая обладает конкурентными (то есть лучшими по цене, качеству или их соотношению) свойствами.
Конкурентоспособные товары при правильной построении системы их реализации будут увеличивать продажи, у фирмы увеличивается доля рынка. И в этом случае можно говорить, что сама фирма, через конкурентоспособность своих товаров увеличивает свою конкурентоспособность.
При множестве показателей конкурентоспособности товаров есть главный признак, их объединяющий – некий достаточно высокий уровень качества. Улучшение качества продукции и услуги для производителей и посредников является одним из важнейших факторов роста эффективности производства и расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет и престиж фирмы, и престиж страны. Высокое качество продукции служит главным фактором конкурентоспособности фирмы.
Показателями же конкурентоспособности фирмы являются, прежде всего, показатели эффективности деятельности, то есть все показатели, показывающие эффективность использования ресурсов – финансовых, материальных, трудовых. К итоговым показателям эффективности можно отнести показатели рентабельности активов и капитала и доля рынка.
Понятие конкурентоспособности фирмы не имеет однозначного толкования. К тому же эти показатели, даже будучи определены, будут изменяться по времени и по разным отраслям и регионам. Однако в научно-практической литературе показатели конкурентоспособности фирмы сформулированы с учетом особенностей отраслей деятельности.
Проблема конкурентоспособности продукции и предприятия чрезвычайно важна для постсоветского пространства, так как на национальные рынки (если считать санкции чем-то временным) пришли иностранные компании со своим большим капиталом (возможностями), выработанным опытом, отработанными методиками.
Объект исследования работает в логистической области. В этой области конкуренция с мировыми лидерами отрасли еще больше, для выживания требуются большие инвестиции, бизнес разнесен по территории. Иными словами, такие факторы лишь усложняют возможности экономического выживания.
Цель выпускной квалификационной работы – предложить пути повышения эффективности и конкурентоспособности компании.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
– исследование теоретических аспектов эффективности и конкурентоспособностью субъекта бизнеса;
– оценка эффективности и конкурентоспособности исследуемой компании;
– разработка путей повышения эффективности и конкурентоспособности компании.
Предмет исследования – эффективность и конкурентоспособность субъекта бизнеса.
Объект исследования – АО «ФМ Ложистик Восток». Это крупная логистическая и успешная компания. Период исследования – 2020 – 2022 гг.
Методы исследования: системный анализ, группировка, графический способ, коэффициентный метод, метод сравнения.
При написании работы использованы нормативные источники, труды и публикации в научно-практических и аналитических изданиях И. Ансоффа, А. Головачева, С. Мармашовой, Т. Бондаренко, И. Зарова, Р. Исаева, Ю. Огородниковой и других авторов, справочная и другая информация государственных органов. Использовалась отчетность объекта исследования, информация государственных органов на сайтах в Интернете.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Содержание понятия и факторы конкурентоспособности
компании
Конкурентоспособность - это способность организации или продукта успешно конкурировать на рынке с другими организациями или продуктами. Понятие конкурентоспособности связано с несколькими сущностями.
1. Качество продукта или услуги - это одна из главных сущностей конкурентоспособности.
Качество продукта может включать в себя такие характеристики, как долговечность, надежность, функциональность, удобство использования, дизайн и т.д. Качество услуги может включать в себя такие характеристики, как быстрота, доступность, вежливость и квалификация персонала, а также уровень удовлетворенности клиентов.
2. Эффективность производства - это другая сущность конкурентоспособности. Эффективность производства может включать в себя такие характеристики, как снижение затрат на производство, улучшение процессов производства, увеличение производительности труда и т.д.
3. Инновационность - это еще одна сущность конкурентоспособности. Инновационность может включать в себя такие характеристики, как разработка новых продуктов или услуг, улучшение существующих продуктов или услуг, внедрение новых технологий и т.д.
4. Бренд - это еще одна сущность конкурентоспособности. Бренд может включать в себя такие характеристики, как узнаваемость, доверие потребителей, лояльность и т.д.
В целом, конкурентоспособность зависит от многих факторов, и эти факторы могут быть разными для разных организаций и продуктов. Важно, чтобы организации постоянно работали над улучшением своей конкурентоспособности, учитывая все вышеперечисленные сущности.
В общем виде алгоритм выживания фирмы в сегодняшнем мире можно представить схемой (рисунок 1.1), где прибыльная деятельность в среднесрочном периоде позволяет накопить собственные оборотные средства и инвестировать прибыль, а оптимизация издержек – повысить эффективность (рентабельностные характеристики).
Выживание – стратегическая цель
Неблагоприятные внешние воздействия
Жесткая конкуренция
Прибыльная хозяйственно–финансовая деятельность – средство для достижения главной цели
Эффективная деятельность (низкие удельные издержки, достаточная рентабельность)
Хорошее финансовое состояние (наличие собственных оборотных средств) и возможности привлечения инвестиций
Рисунок 1.1 – Место конкурентоспособности в алгоритме экономического
выживания фирмы
Примечание – источник: Собственная разработка.
Отсутствие любого из звеньев на схеме делает деятельность организации неэффективной:
-
невозможно достичь хорошего финансового состояния без прибыльной деятельности; -
нет возможности работать прибыльно, не управляя издержками, то есть – не расходуя ресурсы эффективно; -
отсутствие собственных оборотных средств снижает капитализацию акционерной компании и делает ее малопривлекательной для инвестиций; -
без инвестиций и инноваций нет возможности повысить экономическую эффективность работы и завоевать новые рынки; -
без сохранения и завоевания рынков невозможно экономическое выживание.
Конкурентоспособность организации зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, качества используемых материальных и трудовых ресурсов, а также рентабельности вложенного владельцами капитала.
Говоря о конкурентоспособности бизнеса, нельзя не говорить о том, что средством ее достижения является экономическая эффективность.
В общем понимании эффективность – это минимизация ресурсов на получение результата. В словаре Даля результат (франц.) – следствие чего-либо, итог [9]. Отсюда финансовый результат – финансовый итог деятельности.
О. Карачун указывает, что прибыль является основным экономическим показателем, в концентрированной форме характеризующим результативность всей деятельности коммерческого банка. Прибыль учитывается при расчете собственного капитала банка, норматива достаточности капитала, а также рентабельности. «Соответствующий объем прибыли обеспечивает надежность банковской деятельности, отражает конечную эффективность работы, выступает источником для наращивания активных операций банка, выражает степень доверия вкладчиков» [14, с. 25]. В дальнейшем автор к финансовым результатам добавляет показатели рентабельности и маржи.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании, могут быть различными и варьироваться в зависимости от конкретной отрасли и ситуации на рынке. Некоторые из них включают:
Качество продукции или услуг: высокое качество продукции или услуг является ключевым фактором, который влияет на удовлетворенность клиентов и повторные покупки.
Цена: цена продукции или услуг также является важным фактором, определяющим конкурентоспособность компании. Цена должна быть конкурентоспособной и соответствовать уровню качества продукции или услуг.
Маркетинговые стратегии: правильно выбранные маркетинговые стратегии, такие как правильная ценовая политика, продвижение и продажа продукции, могут помочь компании создать преимущество перед конкурентами.
Инновации: компании, которые постоянно внедряют новые технологии и инновации, могут удерживать клиентов и увеличивать свою долю на рынке.
Квалификация персонала: компания должна иметь квалифицированный и мотивированный персонал, который может предоставить высококачественный сервис и обеспечить клиентскую лояльность.
В целом, для того чтобы компания была конкурентоспособной, она должна предлагать высококачественную продукцию или услуги по разумной цене, иметь эффективную маркетинговую стратегию, постоянно инновировать и иметь квалифицированный персонал. Эти факторы должны быть поддерживаемыми и улучшаемыми по мере необходимости, чтобы компания могла успешно конкурировать на рынке.