Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ финансовых результатов ПАО «Банк ВТБ» выполнен с помощью таблицы 1.
В 2020 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 85 903 071 тыс. руб.); операции, связанных с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого дохода = 107 105 065 тыс. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 27 858 429 тыс. руб.). Убыточными оказались операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого убытка = 42 088 682 тыс. руб.).
В 2021 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 285 666 123 тыс. руб.); операции, связанные с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого дохода = 147 399 023 тыс. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 95 822 787 тыс. руб.). Убыточными оказались операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого убытка = 35 029 379 тыс. руб.).
В 2022 г. получению прибыли способствовали проводимые банком операции по привлечению и размещению средств (сумма чистого дохода после создания резервов = 233 505 293 тыс. руб.); операции с иностранной валютой и драгоценными металлами (сумма чистого дохода = 138 622 973 тыс. руб.); комиссионные операции (сумма чистого дохода = 112 354 376 тыс. руб.). Убыточными оказались операции, связанные с инвестиционной деятельностью (с ценными бумагами и вкладами в капитал других юридических лиц (сумма чистого убытка = 125 238 853 тыс. руб.).
В итоге сумма финансового результата от проведения кредитно-депозитных операций увеличилась на 147 602 222 тыс. руб. (темп изменения = +171,82%) за 2020-2022 гг., что положительно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Таблица 1
Анализ формирования финансовых результатов ПАО «Банк ВТБ»
Показатели | 2020 г., тыс. руб. | 2021 г., тыс. руб. | 2022 г., тыс. руб. | Изменение в 2022 г. по сравнению с 2021 г. | Изменение в 2022 г. по сравнению с 2020 г. | ||
тыс. руб. | Отн., % | тыс. руб. | Отн., % | ||||
Чистые процентные доходы после создания резерва на возможные потери | 85 903 071 | 285 666 123 | 233 505 293 | -52 160 830 | -18,26 | 147 602 222 | 171,82 |
Общая сумма чистых доходов от операций с финансовыми вложениями | 107 105 065 | 147 399 023 | -125238853 | -272637876 | -184,97 | -232343918 | -216,93 |
Общая сумма чистых доходов от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами | -42 088 682 | -35 029 379 | 138 622 973 | 173 652 352 | 495,73 | 180 711 655 | 429,36 |
Общая сумма сальдо комиссионных доходов и расходов | 27 858 429 | 95 822 787 | 112 354 376 | 16 531 589 | 17,25 | 84 495 947 | 303,30 |
Прочие операционные доходы | 19 428 034 | 85 018 663 | 0 | -85 018 663 | -100,00 | -19 428 034 | -100,00 |
Операционные расходы | 128 588 605 | 290 515 994 | 291 307 393 | 791 399 | 0,27 | 162 718 788 | 126,54 |
Изменение резерва по прочим потерям | 3 331 274 | -6 175 955 | -31 772 139 | -25 596 184 | -414,45 | -35 103 413 | -1 053,75 |
Прибыль до налогообложения | 72 948 586 | 282 185 268 | 168 654 247 | -113 531 021 | -40,23 | 95 705 661 | 131,20 |
Возмещение (расход) по налогам | -28 319 590 | 51 278 365 | -28 441 741 | -79 720 106 | -155,47 | -122 151 | -0,43 |
Чистая прибыль (убыток) | 101 268 176 | 230 906 903 | 197 095 988 | -33 810 915 | -14,64 | 95 827 812 | 94,63 |
Сумма финансового результата от инвестиционных операций (с ценными бумагами и вкладами в капиталы других лиц) сократилась на 232 343 918 тыс. руб. (темп изменения = -216,93% за 2020-2022 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма финансового результата от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами увеличилась на 180 711 655 тыс. руб. (темп изменения = +429,36%) за 2020-2022 гг., что положительно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма финансового результата от проведения банком комиссионных операций увеличилась на 84 495 947 тыс. руб. (темп изменения = +303,30%) за 2020-2022 гг., что положительно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма прочих операционных доходов сократилась на 19 428 034 тыс. руб. (темп изменения = -100,00%) за 2020-2022 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма операционных расходов увеличилась на 162 718 788 тыс. руб. (темп изменения = +126,54%) за 2020-2022 гг., что отрицательно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Кроме того, сумма резерва по прочим потерям сократилась на 35 103 413 тыс. руб. (темп изменения = -1 053,75%) за 2020-2022 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Под влиянием всех этих факторов сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 95 705 661 тыс. руб. (темп изменения = +131,20%) за 2020-2022 гг., что позитивно характеризует динамику изучаемого показателя финансовых результатов кредитной организации.
Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода банк работал, получая прибыль до налогообложения.
Чистый финансовый результат – это финансовый результат за вычетом налога на прибыль. На протяжении всего анализируемого периода банк работал, получая положительный чистый финансовый результат (чистую прибыль). В 2020 г. чистая прибыль составила 101 268 176 тыс. руб.; в 2021 г. чистая прибыль – 230 906 903 тыс. руб. (темп изменения = +128,02% по сравнению с предыдущим годом); в 2022 г. чистая прибыль – 197 095 988 тыс. руб. (темп изменения = -14,64% по сравнению с предыдущим годом). В итоге в целом за рассматриваемый период сумма чистого финансового результата увеличилась на 94,63.
Таким образом, ситуация с финансовыми результатами ПАО «Банк ВТБ» в целом за 2020-2022 гг. улучшилась.
Структура управления банком представлена на рис. 1. Экономический отдел банка выполняет следующие функции:
-
организует и координирует всю экономическую, исследовательскую, финансовую и статистическую работу в учреждениях банка; -
анализирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений банка, выявляет причины, влияющие на прибыль и разрабатывает предложения по ее увеличению; -
осуществляет управление кредитными ресурсами и анализирует эффективность их использования; -
изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг и разрабатывает совместно с другими службами предложения по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов; -
осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты, ценные бумаги; -
анализирует уровень и эффективность организации работы учреждений банка и разрабатывает предложения по созданию оптимальной структуры банка; разрабатывает бизнес – планы и текущие планы развития банка; -
обеспечивает проверку, сбор, обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности подотчетных учреждений банка: вкладам и депозитам физических и юридических лиц, ценным бумагам, кредитам, валюте, доходам, расходам, прибыли, труду.
Рисунок 1. Структура управления банком
Кредитное управление является структурным подразделением банка, созданным в целях получением отделением дохода от осуществления кредитных операций с юридическими и физическими лицами. Основными задачами кредитного управления являются: осуществление размещения денежных ресурсов отделения посредством кредитных операций; ведение и осуществление контроля за ходом кредитных операций; применение различных форм и методов кредитования для максимального удовлетворения интересов клиентов; обеспечение полной и своевременной уплаты процентов и возврата размещенных средств. В своей работе кредитное управление руководствуется действующим законодательством, а также Уставом банка, Положением об отделении и указаниями и инструкциями банка. Кредитная политика банка определяется с учетом конъюнктуры финансового рынка, направлена на повышение качества кредитного портфеля и оптимизацию системы управления кредитными рисками.
Отдел по обслуживанию юридических лиц является структурным подразделением банка. Целью деятельности отдела являются: привлечение денежных средств от юридических лиц, путем открытия и ведения банковских счетов предприятий и организаций любых форм собственности; осуществление расчетно-кассового обслуживания юридических лиц; осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций; обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку; оказание консультационных и информационных услуг по выполняемым операциям. Задачами отдела являются: организация работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц; организация и проведение исследований рынка корпоративной клиентуры; координация работы по развитию подразделений отдела по обслуживанию юридических лиц.
Управление автоматизации и информации банковских работ: организует компьютерные системы банка; выполняет электронные расчеты; разрабатывает программное обеспечение для нужд отделов банка; разрабатывает программы перспективного и текущего оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой; совместно с организационным отделом реализует эти программы.
Юридический отдел призван выполнять: защищать права и интересы Отделения банка; активно использовать правовые средства для укрепления финансового положения банка и улучшения экономических показателей его работы; оказывать помощь органам управления банка, в деле обеспечения законности в деятельности банка; контроль за правильностью применения законодательства Российской Федерации, нормативных документов Центрального банка РФ, Устава банка, других нормативных актов, относящихся к деятельности банка.
Управление бухгалтерского учета и отчетности выполняет следующие задачи:
-
формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности; -
обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; -
составляет отчеты по результатам работы банка; -
ежедневный учет и контроль за движением средств банка.
Отдел призван выполнять строгий контроль, учет, отчетность и организацию финансово-хозяйственной деятельности банка, работой которого руководит главный бухгалтер.
Отдел вкладов и расчетов физических лиц создан в целях организации и повышения эффективности деятельности отделения в области привлечения средств населения посредством вкладов. Задачами отдела являются: организация работы по привлечению денежных ресурсов в пассивы банка посредством вкладных операций физических лиц; организация
контроля за ходом вкладных операций в отделении, разработка предложений, внедрение мероприятий по их улучшению; организация работы с предприятиями города по привлечению заработной платы во вклады; организация работы по переводам денежных средств населения, безналичным перечислениям, не процентным доходам; организация и проведение рекламных кампаний.
Отдел банковских карт: организация работы по проведению операций с применением банковских карточек; проведение маркетинга банковских услуг, оказываемых населению.
Административное управление: занимается строительством и ремонтом отделения банка; осуществляет деятельность по приобретению инвентаря, других материальных ценностей для нормального функционирования банка.
В банке имеется ревизионный отдел, который призван осуществлять проверку работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета.
Задачи отдела по работе с персоналом банка следующие:
1) подбор, расстановка персонала;
2) изучение деловых и моральных качеств работников по их практической деятельности;
3) создание резерва персонала для выдвижения на руководящие и материально ответственные должности;
4) организация и проведение всех видов подготовки и повышения квалификации персонала. Организация проведения аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, осуществление постоянного контроля за ходом выполнения решений аттестационной комиссии;
5) учет персонала;
6) обеспечение прав, льгот и гарантий работников банка.
-
Анализ различных видов банковских продуктов
Ключевым направлением деятельности Банка ВТБ является обслуживание корпоративных клиентов, в том числе государственных организаций. Но после присоединения других банков стал активно развиваться сектор обслуживания частных клиентов. Именно он нас и интересует в первую очередь.
Продукты банка для частных клиентов:
-
Кредиты, в том числе рефинансирование и автокредиты. -
Карты: дебетовые и кредитные, зарплатные, пенсионные, москвича. -
Ипотека, в том числе для военных, с господдержкой. -
Вклады: накопительные и сберегательные. -
Инвестиции в акции, облигации, драгоценные металлы, валюту, ПИФы и пр.