Файл: По учебному курсу Теории и технологии начального языкового образования 1 (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно – педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_1_

по учебному курсу «Теории и технологии начального языкового образования 1» (наименование учебного курса)



Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А. Ефремова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп – 2002а













Преподаватель

Л.А. Сундеева








(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Проведите анализ современного букваря (1 автор на выбор) и заполните таблицу.

ФИО автора (-ов) учебника В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин

Название учебника «Букварь»

В рамках какой программы создан учебник система Эльконина-Давыдова



№ п\п

Критерии оценки

Да (примеры)

Нет (обоснование)



Целесообразен ли (с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения) предъявленный в букваре порядок изучения букв

Авторы учебника предлагают особый порядок введения букв, основанный на идее о формировании письма и чтения как взаимообратных действий, что вполне соответствует психологическим особенностям развития речевой деятельности ребенка.






Реализуется ли идея обучения письму и чтению как единому действию, опирающемуся на умение моделировать звуковой образ слова средствами графики

в полной мере реализуется данная идея

стр. 75






Соответствуют ли содержание, организация и длительность подготовительного периода задачам введения учащихся в язык, появления новых форм языкового общения

соответствует






Включено ли формирование навыков (звукового анализа, чтения и пр.) в смысловой контекст посредствам тематической организации учебного материала (страницы, разворота учебника и пр.)

да, например, материалы для формирования навыков совместного чтения представлены в Букваре целым разворотом учебника (с. 15-16, с.23-24 и т.д.)






Обеспечена ли коммуникативная направленность в обучении содержанием учебного материала (сюжетных иллюстраций, текстов)

все предложенные тексты и сюжетные иллюстрации направлены на формирование коммуникативных умений у учащихся, например

с. 10 сюжетная картинка «Детская площадка» позволяет составить по ней рассказ






Обеспечивается ли в обучении опора на образцы речи

да, обучение построено на образцах речи







Обеспечена ли направленность на опережающее развитие устной речи по отношению к письменной

Да, обеспечивается, так как обучение письму на основе фонематического принципа

включает обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи).






Позволяет ли учебный материал букваря совершенствовать речь на произносительном, лексическом, синтаксическом уровнях и уровне связанной речи

позволяет в полной мере,

например в теме «Согласные буквы Н, Р, обозначающие звуки [н] и [р]. Представление об орфограмме» на стр. 56-57

идет работа от согласных звуков до чтения текстов






Предоставляются ли необходимые для формирования соответствующих навыков возможности для исполнения речевой деятельности на рецептивном уровне (чтение и письмо)

предоставляются в полной мере.

Весь курс построен на овладении учащимися навыками чтения, а соответственно и письма.

стр. 54-55






Обеспечивается ли выход речевой деятельности в другие его виды: игровую, трудовую, эстетическую

на протяжении всего курса изучения речевая деятельность выходит в игровую форму (игровые моменты присутствуют на разных этапах развития речевых умений учащихся) – стр. 25-26.

В зависимости от уровня учащихся и желания учителя выход речевой деятельности вполне возможен в эстетическую






Представлен ли учебный материал в букваре на разных уровнях: от звуков и букв до развернутых текстов

в данном учебнике учебный материал представлен на всех уровнях: от звуков букв до развернутых текстов:

стр 50 – буквы и звуки [А], [О]

стр. 33 – работа со слогами

стр 3 – работа со словами

стр 15-16 – текст для чтения






Разнообразны ли тексты по видам: диалог − монолог

в Букваре представлены как диалогические, так и монологические тексты на

страницах совместного чтения






Разнообразны ли тексты по видам: дидактические – художественные

разнообразны по видам: дидактические – стр.

художественные – стр. 76, 79






Разнообразны ли тексты по жанрам

учащихся знакомят с разными типами текстов: это и стихотворения (стр. 75), и тексты-описания, и тексты-повествования (стр. 98-101), и тексты из статей справочника






Обеспечивает ли учебный материал возможности для реализации идей литературного развития

вполне обеспечивает, так как почти каждый урок первой четверти можно закончить заданиями на составление рассказа, диалога, монолога по картинке, с данными словами и .т.д.

стр. 29 задание 2 – составить по сюжетной картине рассказ






Достаточно ли представлены преемственные связи с курсом русского языка

Курс русского языка является логическим продолжением курса изучения Букваря. Происходит систематизация материала, изученного в период обучения грамоте). Представлены такие темы, как «Буква как знак звука. Звуки и буквы».






Представляет ли собой учебник систему, моделирующую процесс обучения

Герои Букваря Маша и Алеша символизируют новую задачу, дедушка Ус – герой-справочник, он приходит тогда, когда нужна какая-то информация, которую учащиеся не могут вывести из того, что уже изучено, это средства решения задачи; Дядюшка Ага — олицетворение догадки, он появляется в момент вывода, помогает фиксировать его в моделях. Авосик

— персонаж, делающий все на авось; он постоянно нуждается в контроле со стороны ребят, то есть учит их и самоконтролю.

Все эти герои моделируют процесс учебной деятельности по ФГОС и помогает достигать необходимые предметные, метапредметные и личностные результаты.






Делаются ли обобщения с опорой на познавательную активность учащихся, проблемно-поисковую деятельность

Весь учебник нацелен на развитие учащихся навыков обобщения с опорой познавательную и проблемно-поисковую деятельность (начиная самых первых заданий стр. 4-5 тема «Предмет и слово. Слова как названия предметов»; стр. 25-26 тема «Звуки речи как «строительный материал» языка».






Учитываются ли возрастные особенности учащихся

Учитываются, герои (Маша, Алеша, Небойсик, дядюшка Ага, дядюшка УС), которые проходят сквозной линией, иллюстрации, тексты, все это соответствует возрастным особенностям детей.






Осуществляется ли ориентация на потребности личности ученика, его интересы

разнообразие представленных заданий, герои, которые помогают и направляют учебную деятельность, должны замотивировать учащихся и соответственно это будет ориентацией на потребности личности и способствовать развитию его познавательного интереса.