Файл: По учебному курсу Теории и технологии начального языкового образования 1 (наименование учебного курса).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Гуманитарно – педагогический институт |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика начального образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1_
по учебному курсу «Теории и технологии начального языкового образования 1» (наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | В.А. Ефремова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп – 2002а | |
| | |
Преподаватель | Л.А. Сундеева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Проведите анализ современного букваря (1 автор на выбор) и заполните таблицу.
ФИО автора (-ов) учебника В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин
Название учебника «Букварь»
В рамках какой программы создан учебник система Эльконина-Давыдова
№ п\п | Критерии оценки | Да (примеры) | Нет (обоснование) |
| Целесообразен ли (с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения) предъявленный в букваре порядок изучения букв | Авторы учебника предлагают особый порядок введения букв, основанный на идее о формировании письма и чтения как взаимообратных действий, что вполне соответствует психологическим особенностям развития речевой деятельности ребенка. | |
| Реализуется ли идея обучения письму и чтению как единому действию, опирающемуся на умение моделировать звуковой образ слова средствами графики | в полной мере реализуется данная идея стр. 75 | |
| Соответствуют ли содержание, организация и длительность подготовительного периода задачам введения учащихся в язык, появления новых форм языкового общения | соответствует | |
| Включено ли формирование навыков (звукового анализа, чтения и пр.) в смысловой контекст посредствам тематической организации учебного материала (страницы, разворота учебника и пр.) | да, например, материалы для формирования навыков совместного чтения представлены в Букваре целым разворотом учебника (с. 15-16, с.23-24 и т.д.) | |
| Обеспечена ли коммуникативная направленность в обучении содержанием учебного материала (сюжетных иллюстраций, текстов) | все предложенные тексты и сюжетные иллюстрации направлены на формирование коммуникативных умений у учащихся, например с. 10 сюжетная картинка «Детская площадка» позволяет составить по ней рассказ | |
| Обеспечивается ли в обучении опора на образцы речи | да, обучение построено на образцах речи | |
| Обеспечена ли направленность на опережающее развитие устной речи по отношению к письменной | Да, обеспечивается, так как обучение письму на основе фонематического принципа включает обучение чтению как действию по воспроизведению звуковой формы слова на основе его буквенной модели (записи). | |
| Позволяет ли учебный материал букваря совершенствовать речь на произносительном, лексическом, синтаксическом уровнях и уровне связанной речи | позволяет в полной мере, например в теме «Согласные буквы Н, Р, обозначающие звуки [н] и [р]. Представление об орфограмме» на стр. 56-57 идет работа от согласных звуков до чтения текстов | |
| Предоставляются ли необходимые для формирования соответствующих навыков возможности для исполнения речевой деятельности на рецептивном уровне (чтение и письмо) | предоставляются в полной мере. Весь курс построен на овладении учащимися навыками чтения, а соответственно и письма. стр. 54-55 | |
| Обеспечивается ли выход речевой деятельности в другие его виды: игровую, трудовую, эстетическую | на протяжении всего курса изучения речевая деятельность выходит в игровую форму (игровые моменты присутствуют на разных этапах развития речевых умений учащихся) – стр. 25-26. В зависимости от уровня учащихся и желания учителя выход речевой деятельности вполне возможен в эстетическую | |
| Представлен ли учебный материал в букваре на разных уровнях: от звуков и букв до развернутых текстов | в данном учебнике учебный материал представлен на всех уровнях: от звуков букв до развернутых текстов: стр 50 – буквы и звуки [А], [О] стр. 33 – работа со слогами стр 3 – работа со словами стр 15-16 – текст для чтения | |
| Разнообразны ли тексты по видам: диалог − монолог | в Букваре представлены как диалогические, так и монологические тексты на страницах совместного чтения | |
| Разнообразны ли тексты по видам: дидактические – художественные | разнообразны по видам: дидактические – стр. художественные – стр. 76, 79 | |
| Разнообразны ли тексты по жанрам | учащихся знакомят с разными типами текстов: это и стихотворения (стр. 75), и тексты-описания, и тексты-повествования (стр. 98-101), и тексты из статей справочника | |
| Обеспечивает ли учебный материал возможности для реализации идей литературного развития | вполне обеспечивает, так как почти каждый урок первой четверти можно закончить заданиями на составление рассказа, диалога, монолога по картинке, с данными словами и .т.д. стр. 29 задание 2 – составить по сюжетной картине рассказ | |
| Достаточно ли представлены преемственные связи с курсом русского языка | Курс русского языка является логическим продолжением курса изучения Букваря. Происходит систематизация материала, изученного в период обучения грамоте). Представлены такие темы, как «Буква как знак звука. Звуки и буквы». | |
| Представляет ли собой учебник систему, моделирующую процесс обучения | Герои Букваря Маша и Алеша символизируют новую задачу, дедушка Ус – герой-справочник, он приходит тогда, когда нужна какая-то информация, которую учащиеся не могут вывести из того, что уже изучено, это средства решения задачи; Дядюшка Ага — олицетворение догадки, он появляется в момент вывода, помогает фиксировать его в моделях. Авосик — персонаж, делающий все на авось; он постоянно нуждается в контроле со стороны ребят, то есть учит их и самоконтролю. Все эти герои моделируют процесс учебной деятельности по ФГОС и помогает достигать необходимые предметные, метапредметные и личностные результаты. | |
| Делаются ли обобщения с опорой на познавательную активность учащихся, проблемно-поисковую деятельность | Весь учебник нацелен на развитие учащихся навыков обобщения с опорой познавательную и проблемно-поисковую деятельность (начиная самых первых заданий стр. 4-5 тема «Предмет и слово. Слова как названия предметов»; стр. 25-26 тема «Звуки речи как «строительный материал» языка». | |
| Учитываются ли возрастные особенности учащихся | Учитываются, герои (Маша, Алеша, Небойсик, дядюшка Ага, дядюшка УС), которые проходят сквозной линией, иллюстрации, тексты, все это соответствует возрастным особенностям детей. | |
| Осуществляется ли ориентация на потребности личности ученика, его интересы | разнообразие представленных заданий, герои, которые помогают и направляют учебную деятельность, должны замотивировать учащихся и соответственно это будет ориентацией на потребности личности и способствовать развитию его познавательного интереса. | |