Файл: Тема моей работы в межаттестационный период.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема моей работы в межаттестационный период: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Развитие и укрепление мелкой моторики.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации.

  3. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.

  4. Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

  5. Развитие общих интеллектуальных способностей: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

  6. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

  7. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

  8. Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.




  1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса

    1. Обоснование актуальности темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».


И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Это и определило тему моей углублённой работы: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».


    1. Ресурсное обеспечение профессиональной деятельности в межаттестационный период:

В своей работе руководствуюсь следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ  «Об образовании  в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 г., регистрационный № 30384);

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Минтруда и соцзащиты РФ 18.10.2013 № 544н.

Основная образовательная программа дошкольного образования является инновационным образовательным документом МКДОУ детский сад «Золотой петушок» с.Улыбино.

Программа разработана в соответствии с действующим ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", Примерной основной

образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15).

Я принимала непосредственное участие в разработке программы.

Ознакомиться с содержанием программы можно на сайте ДОУ по ссылке: ссылка.

Работаю по разработанной в соавторстве с коллегой – напарницей рабочей программе для средней группы.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ, Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15),ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной к школе группы, обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 лет до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Образовательно - воспитательный процесс в ДОУ строится в соответствии с годовым планом деятельности на 2019-2020 учебный год.

Планирование в ДОУ представлено в следующих видах:

-календарное планирование;

-комплексно-тематическое планирование.

В основе комплексно-тематического планирования лежит примерный перечень актуальных тем для каждой возрастной группы, разработанный на основе значимых событий для групп, детского сада, города, страны, времени года и
т.д.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Организуя работу по данной теме, вначале изучила методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», Ю.В Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».  На первом этапе после анализа методической литературы по данной теме, возникла необходимость создания системы работы.

В группе оформила предметно – развивающую среду, которая постоянно пополняется совместно с родителями в соответствии с возрастом детей. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры и пособия для этого вида деятельности, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: штамповки, печатки из бросового материала, крышки, бутылочки и др.

Оформила:

  • Уголок художественного творчества (инструменты и материалы для нетрадиционных техник рисования);

  • Картотеки пальчиковых игр, самомассаж и массаж рук;

  • Игры и пособия для развития мелкой моторики;

  • Наглядно – иллюстративный материал;

  • Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках;

  • Папка с описанием нетрадиционных техник рисования;

  • Консультации для родителей.

    1. программно-методического сопровождения образовательного процесса*:



Методический совет детского сада, членом которого я являюсь, разработал единый подход к реализации Образовательной программы детского сада на основе Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15).

Составлены рабочие программы для каждой возрастной группы, перспективное планирование, разработаны рекомендации по текущему планированию.

Как член методического совета курирую вопрос организации образовательной деятельности в группах младшего и среднего дошкольного возраста. Вместе с другими членами совета разрабатываю методические материалы по ФГОС ДО.

Распространяю свой опыт, выступая на педагогических советах и родительских собраниях, участвую в конкурсах.


    1. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности в межаттестационный период


Работу с детьми по данной теме начала с проведения диагностики (приложение № 1). С учетом полученных результатов разработала перспективный план по развитию у дошкольников мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования (приложение № 2).

Свою практическую деятельность с детьми строю на следующих основных принципах:

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов;

- активного включения детей.

Для того чтобы довести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей через нетрадиционные техники рисования, провожу поэтапно:

  • разучивание с детьми игр и упражнений, и применение их в самостоятельной деятельности, в процессе образовательной деятельности;

  • индивидуальная работа с детьми на повышение уровня мелкой моторики рук с использованием дидактических игр с предметами;

  • художественно-изобразительная деятельность с использованием комплексов пальчиковых игр и массажей к определенной теме занятий (ознакомление детей с новыми нетрадиционными техниками). Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.