Файл: Диссертация на тему " Анализ рисков воздействия химикатов на человека во время бурения и добычи нефти" Студент(ка) (И. О. Фамилия).docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
но спасет довольно дорогое оборудование.
Набухание, также происходит по вине бурового раствора, только этот процесс кардинально отличается от обвала. В связи с особенностями некоторых почв, глиняный слой может содержать большое количество (до 30%) минералов, таких как монтмориллонит, и эти минералы, взаимодействуя с буровым раствором, начинают резко набухать и увеличиваться в объемах, что приводит к плачевным последствиям, а именно, к сужению ствола скважины. Набухшие минералы сильно затрудняют дальнейшее прохождение буровой установки, а это может закончиться прихватом установки и недохождением ее до забоя.
Желобообразование – очень коварное осложнение, потому что этот процесс происходит не сразу, а с ростом числа погружений бурильного инструмента, этот процесс, может происходить, практически, во всех породах, за исключением самых крепких. Основная причина желобообразования – увеличение углов перегиба ствола скважины, а особенно распространены желоба при бурении наклонных или искривленных скважин. Желобообразование довольно проблематичное осложнение, так как оно влечет за собой затяжки, прихваты и заклинивание бурильных труб, что, несомненно, может привести технику в нерабочее состояние. Прихваты бурильных колонн чаще всего происходят по нескольким
причинам, к примеру, возможен резкий перепад давления в скважине, контакт некоторых частей инструментов со стенками скважины в течение долгого времени. Также прихват возможен из-за нарушения целостности скважины по причине обвала или вытекания пород. В случае возникновения аварийных ситуаций с прихватами чаще всего виновники – это невнимательные рабочие, ведь при достаточно глубоком изучении особенности почвы и при соблюдении все правил техники безопасности до прихвата дело не дойдет.
В случае аварии с бурильными трубами и долотами успешная ее ликвидация во многом зависит от внимательности рабочих, чем быстрее обнаружится слом, тем меньше вероятность опасных последствий. При обнаружении аварии с бурильными трубами бурильщик должен максимально быстро их поднять, очистить и осмотреть для выяснения характера слома.
После этого рабочие должны подсчитать число свечей, которые остались в скважине, и определить глубину, на которой находится верхний конец сломанной колонны труб, а затем начать мероприятия по ликвидации аварии. Ликвидации аварий, вызванных срывом резьбы турбобура, производятся довольно быстро, путем навинчивания калибра на сорванную резьбу корпуса.
"Самым распространенным и тяжелым видом аварий при бурении скважин является открытый фонтан (Blowout), однако, он, во многих случаях возникает при грубых нарушениях правил техники безопасности. Ущерб, который он способен нанести, во многом зависит от условий разреза и глубины скважины. Даже при рассмотрении самого оптимистического сценария развития аварии при возникновении фонтанирования, последствия
воздействия на окружающую экологическую обстановку можно рассматривать как легкую. В действительности, ущерб, наносимый экологической обстановке окружающей среды, оказываются значительным. Существенно увеличивается риск получения ущерба здоровью различной тяжести, материальным потерям и человеческим жертвам"[5].
"Процесс бурения нефтяной скважины очень сложный и непредсказуемый, поэтому руководство объекта должно обязательно провести ознакомление и обучение персонала всем правилам и нормам техники безопасности, а также объяснить всю специфику работы на подобных объектах, составить четкий и последовательный план действий на случай аварийной ситуации. В случае возникновения аварийных или экстремальных ситуаций каждый работник должен четко знать, что ему делать во избежание хаоса и паники на объекте, при грамотном и своевременном обучении все действия работников будут четкими, обдуманными и последовательными. При строгом контроле выполнения всех норм, при проведении работ, на всех его этапах риск возникновения чрезвычайных ситуаций сводится к минимуму, так как при должном отношении к своим обязанностям даже самые незаметные отклонения от нормы будут быстро выявлены и ликвидированы. Своевременная диагностика и устранение неполадок в работе оборудования может сохранить не только его работу, а еще здоровье и жизнь всех работников, контактирующих с ним" [6].
"Нефть и газ залегают глубоко в недрах, в пористых пластах пород
, которые, как губка, впитывают в себя эти полезные ископаемые. Часто нефть и газ залегают в недрах под высоким давлением, которое каждые десять метров глубины повышается примерно на один бар. Если такую залежь открыть, пробурив в нее скважину, то углеводороды, как правило, сами собой фонтаном вырвутся из недр. Чтобы избежать их неконтролируемого выброса, над скважиной устанавливается фонтанная арматура с клапанами и датчиками давления. Пока в пласте сохраняется давление, нефть и газ выходят на поверхность земли без какой-либо помощи" [2].
Когда давление сильно падает, подняться нефти на поверхность помогает техника. При использовании газлифтной установки природный газ закачивается обратно в скважину; это уменьшает вес столба нефти в скважине, так что черному золоту легче подняться наверх. Если и это уже не помогает, настает очередь глубинных насосов. В основном для выкачивания нефти используются широко известные нефтяные качалки: они покачиваются вверх-вниз с частотой от двух до двенадцати раз в минуту – и с каждым движением поршень в конце скважины продвигает столб нефти вверх.
"Нередко, чтобы увеличить нефтеотдачу пласта, в отверстия, распределенные вокруг самой скважины, закачивается вода. Это создает давление, которое подталкивает нефть к скважине. Можно также улучшать текучесть вязкой нефти; для этого служат, например, поверхностно-активные вещества или водяной пар, которые нагнетают в недра. Все эти меры имеют одну цель – извлечь из залежи как можно больше нефти. Несмотря на все усилия, в большинстве случаев можно рентабельно добыть лишь 30 % полезных ископаемых. Геологоразведка и добыча в открытом море были бы невозможны без
буровых установок и судов. В зависимости от глубины вод нефтегазодобывающие компании используют их различные типы: для работы на малых глубинах, примерно до 60 метров, подходят буровые платформы, размещенные на погруженных понтонах на морском дне. Когда их работа закончена, понтон опустошается, и платформу можно отбуксировать на новое место. На большей глубине, примерно до 300 метров, используются буровые платформы на опускаемых опорах (самоподъемные буровые установки): опоры опускаются над залежью и закапываются в морской грунт на несколько метров. В еще более глубоких водах буровую установку невозможно установить на морском дне, поэтому она должна плавать над буровой скважиной. На таких полупогруженных установках под водой находятся огромные балластные емкости, которые служат для того, чтобы платформа не слишком раскачивалась даже при очень сильном волнении моря. Для удержания позиции над скважиной полупогружные платформы крепятся за дно стальными тросами и якорями (заякоренная платформа). Они могут применяться на глубине вод до 3500 метров. В таких экстремальных условиях используются также буровые суда, не связанные с морским дном" [2].
Полупогружные платформы и буровые суда должны сохранять точную позицию даже при сильных штормах и волнении на море – иначе можно повредить бурильные колонны и нанести серьезный ущерб. За их позицию отвечают движители плавучей установки: эти двигатели могут разворачиваться на 360 градусов, компенсируя практически каждое движение платформы и судна. А на буровых судах им необходимо компенсировать и вращающий момент бурового долота, иначе будет вращаться вокруг своей оси. Если морское месторождение готово к добыче,
Набухание, также происходит по вине бурового раствора, только этот процесс кардинально отличается от обвала. В связи с особенностями некоторых почв, глиняный слой может содержать большое количество (до 30%) минералов, таких как монтмориллонит, и эти минералы, взаимодействуя с буровым раствором, начинают резко набухать и увеличиваться в объемах, что приводит к плачевным последствиям, а именно, к сужению ствола скважины. Набухшие минералы сильно затрудняют дальнейшее прохождение буровой установки, а это может закончиться прихватом установки и недохождением ее до забоя.
Желобообразование – очень коварное осложнение, потому что этот процесс происходит не сразу, а с ростом числа погружений бурильного инструмента, этот процесс, может происходить, практически, во всех породах, за исключением самых крепких. Основная причина желобообразования – увеличение углов перегиба ствола скважины, а особенно распространены желоба при бурении наклонных или искривленных скважин. Желобообразование довольно проблематичное осложнение, так как оно влечет за собой затяжки, прихваты и заклинивание бурильных труб, что, несомненно, может привести технику в нерабочее состояние. Прихваты бурильных колонн чаще всего происходят по нескольким
причинам, к примеру, возможен резкий перепад давления в скважине, контакт некоторых частей инструментов со стенками скважины в течение долгого времени. Также прихват возможен из-за нарушения целостности скважины по причине обвала или вытекания пород. В случае возникновения аварийных ситуаций с прихватами чаще всего виновники – это невнимательные рабочие, ведь при достаточно глубоком изучении особенности почвы и при соблюдении все правил техники безопасности до прихвата дело не дойдет.
В случае аварии с бурильными трубами и долотами успешная ее ликвидация во многом зависит от внимательности рабочих, чем быстрее обнаружится слом, тем меньше вероятность опасных последствий. При обнаружении аварии с бурильными трубами бурильщик должен максимально быстро их поднять, очистить и осмотреть для выяснения характера слома.
После этого рабочие должны подсчитать число свечей, которые остались в скважине, и определить глубину, на которой находится верхний конец сломанной колонны труб, а затем начать мероприятия по ликвидации аварии. Ликвидации аварий, вызванных срывом резьбы турбобура, производятся довольно быстро, путем навинчивания калибра на сорванную резьбу корпуса.
"Самым распространенным и тяжелым видом аварий при бурении скважин является открытый фонтан (Blowout), однако, он, во многих случаях возникает при грубых нарушениях правил техники безопасности. Ущерб, который он способен нанести, во многом зависит от условий разреза и глубины скважины. Даже при рассмотрении самого оптимистического сценария развития аварии при возникновении фонтанирования, последствия
воздействия на окружающую экологическую обстановку можно рассматривать как легкую. В действительности, ущерб, наносимый экологической обстановке окружающей среды, оказываются значительным. Существенно увеличивается риск получения ущерба здоровью различной тяжести, материальным потерям и человеческим жертвам"[5].
"Процесс бурения нефтяной скважины очень сложный и непредсказуемый, поэтому руководство объекта должно обязательно провести ознакомление и обучение персонала всем правилам и нормам техники безопасности, а также объяснить всю специфику работы на подобных объектах, составить четкий и последовательный план действий на случай аварийной ситуации. В случае возникновения аварийных или экстремальных ситуаций каждый работник должен четко знать, что ему делать во избежание хаоса и паники на объекте, при грамотном и своевременном обучении все действия работников будут четкими, обдуманными и последовательными. При строгом контроле выполнения всех норм, при проведении работ, на всех его этапах риск возникновения чрезвычайных ситуаций сводится к минимуму, так как при должном отношении к своим обязанностям даже самые незаметные отклонения от нормы будут быстро выявлены и ликвидированы. Своевременная диагностика и устранение неполадок в работе оборудования может сохранить не только его работу, а еще здоровье и жизнь всех работников, контактирующих с ним" [6].
"Нефть и газ залегают глубоко в недрах, в пористых пластах пород
, которые, как губка, впитывают в себя эти полезные ископаемые. Часто нефть и газ залегают в недрах под высоким давлением, которое каждые десять метров глубины повышается примерно на один бар. Если такую залежь открыть, пробурив в нее скважину, то углеводороды, как правило, сами собой фонтаном вырвутся из недр. Чтобы избежать их неконтролируемого выброса, над скважиной устанавливается фонтанная арматура с клапанами и датчиками давления. Пока в пласте сохраняется давление, нефть и газ выходят на поверхность земли без какой-либо помощи" [2].
Когда давление сильно падает, подняться нефти на поверхность помогает техника. При использовании газлифтной установки природный газ закачивается обратно в скважину; это уменьшает вес столба нефти в скважине, так что черному золоту легче подняться наверх. Если и это уже не помогает, настает очередь глубинных насосов. В основном для выкачивания нефти используются широко известные нефтяные качалки: они покачиваются вверх-вниз с частотой от двух до двенадцати раз в минуту – и с каждым движением поршень в конце скважины продвигает столб нефти вверх.
"Нередко, чтобы увеличить нефтеотдачу пласта, в отверстия, распределенные вокруг самой скважины, закачивается вода. Это создает давление, которое подталкивает нефть к скважине. Можно также улучшать текучесть вязкой нефти; для этого служат, например, поверхностно-активные вещества или водяной пар, которые нагнетают в недра. Все эти меры имеют одну цель – извлечь из залежи как можно больше нефти. Несмотря на все усилия, в большинстве случаев можно рентабельно добыть лишь 30 % полезных ископаемых. Геологоразведка и добыча в открытом море были бы невозможны без
буровых установок и судов. В зависимости от глубины вод нефтегазодобывающие компании используют их различные типы: для работы на малых глубинах, примерно до 60 метров, подходят буровые платформы, размещенные на погруженных понтонах на морском дне. Когда их работа закончена, понтон опустошается, и платформу можно отбуксировать на новое место. На большей глубине, примерно до 300 метров, используются буровые платформы на опускаемых опорах (самоподъемные буровые установки): опоры опускаются над залежью и закапываются в морской грунт на несколько метров. В еще более глубоких водах буровую установку невозможно установить на морском дне, поэтому она должна плавать над буровой скважиной. На таких полупогруженных установках под водой находятся огромные балластные емкости, которые служат для того, чтобы платформа не слишком раскачивалась даже при очень сильном волнении моря. Для удержания позиции над скважиной полупогружные платформы крепятся за дно стальными тросами и якорями (заякоренная платформа). Они могут применяться на глубине вод до 3500 метров. В таких экстремальных условиях используются также буровые суда, не связанные с морским дном" [2].
Полупогружные платформы и буровые суда должны сохранять точную позицию даже при сильных штормах и волнении на море – иначе можно повредить бурильные колонны и нанести серьезный ущерб. За их позицию отвечают движители плавучей установки: эти двигатели могут разворачиваться на 360 градусов, компенсируя практически каждое движение платформы и судна. А на буровых судах им необходимо компенсировать и вращающий момент бурового долота, иначе будет вращаться вокруг своей оси. Если морское месторождение готово к добыче,