Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы" Программа профессиональной переподготовки.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340 ч)_new

Дисциплина: Введение в логопедическую специальность с основами логопедии

Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической помощи


Выполнил:

слушатель Радченко Олеся Сергеевна

Преподаватель:

Минеева Оксана Александровна


г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023

Задание 1. 

Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:

- для обследования какого компонента речи оно используется,

- какова цель задания.

Для удобства ответа заполните таблицу:

Образец

п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед предлагает ребенку прослушать слова и определить, какой звук в слове стоит на первом (последнем) месте

Фонематический

Обследование состояния фонематического анализа

 

Таблица для заполнения

п/п

Содержание задания

Обследуемый компонент речи

Цель

1.

Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово

 Фонематический

 Обследование состояния фонематического анализа

2.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.

 Формирование связной речи

 Выявление уровня создания рассказа по картинкам

3.

Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:

— кошка — котенок; мяу (низко) мяу (высоко)

— свинья — поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)

— коза — козленок; мэ (низко) мэ (высоко)

— корова — теленок му (низко) му (высоко)

Формирование фонематического слуха

 Определение силы, высоты, тембра голоса

4.

Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции - открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.

 Определение состояния артикуляционной моторики

 Оценивание анатомического строения артикуляционного аппарата



Задание 2. 

Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:

Образец

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение, определение

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата

2.

Виды (формы)

Функциональная:

- Акустико-фонематическая

- Артикуляторно-фонематическая

- Артикуляторно-фонетическая

Органическая

 

3.

Причины возникновения

·        Причины функциональной дислалии:

·        1. Социальные факторы: подражание неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность.

·        2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

·        Причины органической дислалии:

1.     Короткая уздечка языка или верхней губы

2.     Макро- или микроглоссия

3.     Неправильным прикусом

4.     Аномалии, деформация зубного ряда

5.     Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нёбо

4.

Механизм возникновения

- Несформированность фонематического слуха

- Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков

- Неверное усвоение артикуляционной позиции

- Дефекты строения артикуляционного аппарата

5.

Симптоматика

Замены, смешения, искажения звуков

6.

Направления логопедической работы

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

2. Развития подвижности органов периферического речевого аппарата (артикуляционной моторики).

3. Формирование произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).


 

Таблица для заполнения

п/п

Параметры

Содержание

1.

Речевое нарушение

  Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

2.

Виды (формы)

 - Моторная.

  • Кинестетическая (афферентная);

  • кинетическая (эфферентная);

- Сенсорная

- сенсомоторная (смешанная)

3.

Причины возникновения

  •  Основной биологический фактор возникновения алалии заключается в билатеральном органическом поражении центральной нервной системы, которое произошло во внутриутробный период развития плода или после рождения до формирования у ребенка связной речиВнутриутробный период. К патологии может привести гипоксия плода, внутриутробные инфекции, токсикозы, повреждение плода в результате падения беременной женщины. На развитие нарушениямогут влиять хронические соматические заболевания матери.

  • Интранатальный период. Во время родовой деятельности возникают ситуации, которые приводят к развитию этого речевого нарушения. К провоцирующим факторам относится недоношенность, асфиксия новорожденного, родовые травмы при преждевременных или затяжных родах. Также может повлиять использование акушерских инструментов при родах.

  • Постнатальный период. Перенесенные ребенком заболевания в ранние годы его жизни (рахит, пневмония, ОРВИ и т.д.).Влияние оказывает ряд неблагоприятных социальных условий, включая синдром госпитализма и педагогическую запущенность, которые не являются основными причинами развития, но усугубляют действие ведущих факторов.

4.

Механизм возникновения

  Речевое недоразвитие из-за патологии сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией)

Патология некоторых сторон психической деятельности

Несформированность языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

5.

Симптоматика

 Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).

  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.

  • Неправильная замена звуков в слове.

  • Выпадение предлогов из фраз.

  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.

  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.

  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.

  • Проблемы с координацией.

  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.

  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).

  • Повышенная утомляемость.

  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.

  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.

  • Нарушение фонематического слуха.

  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.

  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.

  • Активное использование мимики и жестов в общении.

  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.

  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.

  • Выраженная задержка интеллектуального развития.

  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.

  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

В чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко, чаще речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.


6.

Направления логопедической работы

 Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря,

Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.

Формирование связной речи, автоматизация грамматических структур.

Воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур.

При моторной алалии - работа над стимуляцией речевой активности, вызыванием звуков, звукоподражаний, лепетной фразы, фразовой речи и развитием связной речи.

При сенсорной алалии овладение различением неречевых и речевых функций, пониманием речевых конструкций и фраз, пониманием слов и соотношением их с конкретными действиями и предметами.

При моторной алалии в большинстве случаев результат при правильно построенной работе положительный, при сенсорной и сенсомоторной – неопределенный.



 

Задание 3.

Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.

аудиофайла

Вид речевого нарушения

Обоснование

№ 1

 Заикание

 Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях отдельных слогов или зуков.

№ 2

 Ринолалия

 Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь].

№ 3

 Дизартрия

 Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.  Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной.

 

Задание 4. 

Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:

Дети с нарушением зрения

Дети с умственной отсталостью

Дети с ДЦП

1. Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий
2.Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
3.Развитие зрительно-двигательной координации;
4.Развитие слухового внимания;
5. Развитие зрительно-познавательной активности;
6. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
7. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики
4. Развитие ритма.
5. Развитие речевого дыхания и голоса.   
6.Развитие артикуляторной моторики.
7. Развитие слухового восприятия и внимания.
8. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
9. Коррекция звукопроизносительной стороны речи
10. Развитие лексики.
11. Формирование грамматического строя речи
12 Развитие связной речи

1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса;
3. Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
4. Развитие зрительного и слухового восприятия;
5. Развитие эмоциональных реакций;
6. Развитие функций кистей и пальцев рук;
7. Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
8. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
9. Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.