ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авиация
Российской Федерации
Гражданская авиация
Государственная авиация
Экспериментальная авиация
Военная авиация
Авиация
ФОИВ
Авиация
РОСТО
Авиация
ОН
(ДОСААФ)
Министерство транспорта
Министерство
промышленности и торговли
Министерство обороны
Ф е д е р а л ь н ы е о р г а н ы и с п о л н и т е л ь н о й в л а с т и
Авиация специального назначения
Ст. 21. Гражданская авиация
1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
2. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Ст. 22. Государственная авиация
1. Авиация, используемая в целях осуществления функций государства относится к государственной авиации
Ст. 23. Экспериментальная авиация.
1. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ,
а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.
Коммерческая авиация
Статья 20*. Виды авиации. Авиация РФ подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную
*(ВК РФ, Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ)
Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации ВС или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируется
(Приложение 19 ИКАО, 2016)
Эволюция понятия «безопасность полетов»
Комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей
(НПП-85, Рук. АСОБП, 2002)
Состояние, при котором риски, связанные с деятельностью в области ГА, относящейся к эксплуатации ВС или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются
(Постановление правительства РФ №642, 2022)
Состояние, при котором риск причинения вреда людям или собственности сокращен до приемлемого уровня и сохраняется или снижается посредством непрерывного процесса выявления угроз и управления риском
(РУБП, ИКАО, изд. 1, 2006)
Классификация авиационных событий в гражданской авиации РФ*
Классификация события - отнесение описываемого события к одному из классов событий по тяжести наступивших последствий:
- авиационные происшествия
(катастрофы, аварии);
- авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты;
- производственные происшествия
(чрезвычайные происшествия, повреждения ВС на земле).
*ПРАПИ-98
Авиационные
Происшествия
Авиационные
Инциденты
АПБЧЖ
(аварии)
АПЧЖ
(катастрофы)
Авиационные
Инциденты
Серьезные
Авиационные
Инциденты
Чрезвычайные происшествия
Повреждения
ВС
АВИАЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ
Производственные происшествия
события, связанные с использованием ВС,
которые имеют место с момента, когда какое-либо
лицо вступило на борт с намерением совершить
полет, до момента, когда все лица, находившиеся
на борту с целью совершения полета, покинули
ВС…
события, связанные
с эксплуатацией ВС,
но не относящееся к АП
события связанные с
обслуживанием,
хранением и
транспортировкой ВС
Классификация авиационных событий
ПРАПИ-98
Письмо Росавиации:
С 01 04 2016 при расследовании чрезвычайных происшествий и повреждений ВС руководствоваться положениями главы 3 ПРАПИ-98 (Расследование АИ)
Авиационное происшествие
(
АП
) -
событие, связанное с использованием ВС, которое
имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента,
когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули ВС, и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном ВС, за исключением случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажиром, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
Примечание. Телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента
происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение
со смертельным исходом.
б) ВС получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики ВС;
- требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента за исключением:
случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов);
в) ВС пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.
Примечание. ВС считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски
и не установлено местонахождение ВС или его обломков.
Решение о прекращении поиска гражданского ВС, потерпевшего бедствие, принимает ФАВТ.
АП с человеческими жертвами (катастрофа) - АП, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из ВС.
АП без человеческих жертв (авария) - АП, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.
Авиационный инцидент (АИ) - событие, связанное с использованием ВС, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули ВС, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ВС, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся АП.
Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации
в качестве инцидентов, приведен в Приложении 1 ПРАПИ-98
Серьезный авиационный инцидент (САИ)
–
АИ, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место АП.
Для САИ характерны следующие признаки:
- выход ВС за пределы ожидаемых условий эксплуатации;
- возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров
(дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т.п.);
- значительное снижение работоспособности членов экипажа;
- значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;
- получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на ВС;
- значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;
- возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов ВС в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т.п.;
- разрушение или рассоединение элементов управления;
- повреждение элементов ВС, не относящееся к АП.
Повреждение ВС на земле (ПВС) - событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой ВС, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.
Чрезвычайное происшествие (ЧП) - событие, связанное с эксплуатацией ВС, но не относящееся к АП, при котором наступило одно из следующих последствий:
- гибель кого-либо из находившихся на борту ВС в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием ВС;
- гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на ВС и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
- гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки ВС вне аэродрома;
- гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне ВС, в результате непосредственного контакта с ВС, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;
- разрушение или повреждение ВС на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки;
- угон ВС, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона.
Причины и факторы авиационных событий
Причины АП или инцидента - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к АП или инциденту.
Причиной события обычно является сочетание нескольких факторов, последовательное или одновременное проявление которых приводит к особой ситуации (АП, инциденту, ЧП или ПВС).
Фактор - любое условие, явление, обстоятельство, отказ авиационной или наземной техники, агрегатов, по которым выявлена связь с АП, инцидентом или другим видом классифицируемых событий.
Факторы сгруппированы в трех основных разделах Приложения 9*:
«Факторы человека», «Факторы техники», «Факторы среды».
*Руководство по информационному обеспечению АСОБП ВС ГА РФ, 2002 г.
20 КОМАНДНО-РУКОВ СОСТАВ
40 ЭКИПАЖ ВС
50 ПЕРСОНАЛ ИАС
60 ПЕРСОНАЛ АРЗ
70 ПЕРСОНАЛ КБ,
ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ
51-58 ПЕРСОНАЛ СЛУЖБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УТОЧНЯЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧФ
ВОЗДУШНОЕ СУДНО
УТОЧНЯЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ФАКТОРОВ ТЕХНИКИ
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А10 ЭКОЛОГО-ОРНИТОЛОГИЧ
УСЛОВИЯ
А20 ОПАСНЫЕ
ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
А30 ПРЕДПОЛОЖИТ
АКТИВНЫЕ ВОЗД СРЕДЫ
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ
В20 МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
В30 УСЛОВИЯ В АЭРОПОРТУ
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ СОБЫТИЕ*
ФАКТОРЫ ЧЕЛОВЕКА
АЭРОДРОМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
РАДИО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ И СВЯЗЬ
ФАКТОРЫ ТЕХНИКИ
АКТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
91 ПЕРСОНАЛ ЗАКАЗЧИКА
5В ПЕРСОНАЛ МСС
021-15250 (по перечню систем ВС в соответствии с ГОСТ 18675 – 85)
180-18709 (перечни электрического, светового оборудования, спец машин и механизмов, визуальных средств)
190-19590 (перечни устройств и оборудования, используемые при УВД, навигации, наземной и воздушной связи)
30 ПЕРСОНАЛ УВД
99 ПРОЧИЕ ЛИЦА СТОРОННИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
59 ПЕРСОНАЛ ДРУГИХ СЛУЖБ ГА
5А ПЕРСОНАЛ САБ
*ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Руководство по АСОБП, 2002 г.
В10 МЕСТНОСТЬ
Тип события
- непосредственно наблюдаемые обстоятельства усложнений условий полета, опасной, аварийной или катастрофической ситуаций с ВС на земле или в полете.
(
ПОТЕРЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ В ПОЛЕТЕ, ПОПАДАНИЕ ВС В ЗОНУ ОПАСНЫХ МЕТЕОЯВЛЕНИЙ, ВЫКАТЫВАНИЕ
ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП, ПРЕРВАННЫЙ ВЗЛЕТ
и др.)
Типы событий приведены в Приложении 7*
*Руководство по информационному обеспечению АСОБП ВС ГА РФ, 2002 г
ТИПЫ СОБЫТИЙ*
20
ПОТЕРЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ НА ЗЕМЛЕ/ВОДЕ
21
ПОТЕРЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ В ПОЛЕТЕ
22
СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗЕМЛЕЙ/ВОДОЙ
23
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ЛЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
24
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПЛАНА ПОЛЕТА
25
АВАРИЙНЫЙ/САМОПРОИЗВОЛЬНЫЙ СБРОС ГРУЗА ИЛИ ОБРЫВ
ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ
62
ПОПАДАНИЕ ТРОСОВ В НЕСУЩИЙ ВИНТ/РУЛЕВОЙ ВИНТ
26
ПОЛЕТ ПРИ ПОГОДЕ ХУЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО МИНИМУМА
27
ПОТЕРЯ ОРИЕНТИРОВКИ
63
ПОПАДАНИЕ ВС В ЗОНУ ОПАСНЫХ МЕТЕОЯВЛЕНИЙ
28
ПОТЕРЯ РАДИОСВЯЗИ В ПОЛЕТЕ
29
СОЗДАНИЕ ПОСАДОЧНОЙ КОНФИГУРАЦИИ НА ГЛИССАДЕ
(ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РЛЭ)
30
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ С ВЫСОТЫ, МЕНЕЕ ДОПУСТИМОЙ РЛЭ
31
ПОСАДКА С КОЛИЧЕСТВОМ ТОПЛИВА,
МЕНЬШИМ АЭРОНАВИГАЦИОННОГО ЗАПАСА
33 В ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСАДОК НА ПЛОЩАДКИ, ПОДОБРАННЫЕ
С ВОЗДУХА, НЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
34
ПОСАДКА ВНЕ НАМЕЧЕННОЙ ЗОНЫ
64
ПОСАДКА НА НЕЗАДАННУЮ ВПП
35
ПРИЗЕМЛЕНИЕ ДО НАЧАЛА ВПП (НЕДОЛЕТ)
36
ГРУБОЕ ПРИЗЕМЛЕНИЕ
37
ПОСАДКА ВС НА ВОДУ
38
ВЫКАТЫВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП
65
СХОД С РД ИЛИ ВПП ПРИ РУЛЕНИИ
39
КАСАНИЕ ЗЕМЛИ
40
КАПОТИРОВАНИЕ/ОПРОКИДЫВАНИЕ
41
СТОЛКНОВЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ
*ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 Руководство по АСОБП, 2002 г.
Воздушный кодекс РФ
Статья 35. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
1. Летная годность гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта –
состояние гражданского ВС, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Требования к летной годности гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации определяются ФАП и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских ВС, авиационных двигателей, воздушных винтов.
В СССР нормы летной годности были реализованы в РДК, а затем в НЛГС.
После создания Авиарегистра МАК в 1991 году вместо НЛГС-3 были выпущены авиационные правила: АП-21, 23,25, 27 и т.д.
Ожидаемые условия эксплуатации. Условия, которые известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть в течение срока службы самолета с учетом его назначения.
Условия не включают в себя:
- экстремальные условия, встречи с которыми можно надежно избежать путем введения эксплуатационных ограничений и правил.
Эксплуатационные ограничения — условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации самолета.
Предельные ограничения — ограничения режимов полета, выход за которые недопустим ни при каких обстоятельствах.
Рекомендуемые режимы полета — режимы внутри области, определяемой эксплуатационными ограничениями, устанавливаемые в РЛЭ для выполнения полетов.
Особые ситуации
Сложные ситуации
Катастрофические
Усложнение условий полета
Аварийные
Виды полетных ситуаций
Полетная ситуация – текущее состояние АТС в полете, которое характеризуется:
- функциональным состоянием экипажа;
- работоспособностью АТ;
- условиями, параметрами и режимом полета.
Все полетные ситуации разделяются на штатные и особые.
Штатная ситуация – полетная ситуация при отсутствии воздействия на АТС неблагоприятных (опасных) факторов.
Особая ситуация (эффект) — ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных (опасных) факторов или их сочетаний и приводящая к снижению безопасности полета.
В зависимости от степени опасности разделяют 4 вида особых ситуаций: