Файл: Рассказ по серии картинок Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт
дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new
Дисциплина: Патология речи в детском возрасте
Практическое задание 3, Модуль 3. Организация логопедической
помощи детям с патологией речи
Выполнил:
слушатель Комиссарова Анастасия Олеговна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г. Москва – 2023
Задание 1.
Перечисленные ниже задания используются для логопедического обследования. По описанию задания определите:
- для обследования какого компонента речи оно используется,
- какова цель задания.
Для удобства ответа заполните таблицу:
Образец
№ п/п
Содержание задания
Обследуемый компонент речи
Цель
1.
Логопед предлагает ребенку прослушать слова и определить, какой звук в слове стоит на первом
(последнем) месте
Фонематический Обследование состояния фонематического анализа
Таблица для заполнения
№ п/п
Содержание задания
Обследуемый компонент речи
Цель
1.
Логопед называет звуки (с, о, к) и предлагает ребенку составить из них слово
Фонематический Обследование состояния фонематического анализа
2.
Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию картинок, разложить их в правильной последовательности и составь по ним рассказ.
Формирование связной речи
Научиться создавать рассказ по серии картинок
3.
Логопед предлагает ребенку послушать звукоподражания животных и поднять соответствующую звучанию картинку:
— кошка — котенок; мяу
(низко) мяу (высоко)
— свинья — поросенок; хрю
Сформированность фонематического слуха
Определение силы, тембра, высоты голоса
(низко) хрю (высоко)
— коза — козленок; мэ
(низко) мэ (высоко)
— корова — теленок му
(низко) му (высоко)
4.
Логопед предлагает ребенку повторить движения или сделать движения по словесной инструкции
- открыть/закрыть ром, показать широкий/узкий язык, поднять/опустить язык и т.п.
Определение состояния артикуляционной моторики
Оценить анатомическое строение артикуляционного аппарата
Задание 2.
Выберите одно речевое нарушение (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание, дислексия, дисграфия) и составьте его полную характеристику, заполнив таблицу по каждому указанному параметру:
Образец
№ п/п
Параметры
Содержание
1.
Речевое нарушение, определение
Дислалия
- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата
2.
Виды (формы)
Функциональная:
- Акустико-фонематическая
- Артикуляторно-фонематическая
- Артикуляторно-фонетическая
Органическая
3.
Причины возникновения
· Причины функциональной дислалии:
· 1. Социальные факторы: подражание неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание
взрослых детскому лепету
(«сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность.
· 2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД).
· Причины органической дислалии:
1. Короткая уздечка языка или верхней губы
2. Макро- или микроглоссия
3. Неправильным прикусом
4. Аномалии, деформация зубного ряда
5. Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нѐбо
4.
Механизм возникновения
- Несформированность фонематического слуха
-
Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков
- Неверное усвоение артикуляционной позиции
- Дефекты строения артикуляционного аппарата
5.
Симптоматика
Замены, смешения, искажения звуков
6.
Направления логопедической работы
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
2.
Развития подвижности органов периферического речевого аппарата
(артикуляционной моторики).
3.
Формирование произносительных умений и навыков
(постановка, автоматизация, дифференциация звуков).
(«сюсюканье»), билингвизм в семье, педагогическая запущенность.
· 2. Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД).
· Причины органической дислалии:
1. Короткая уздечка языка или верхней губы
2. Макро- или микроглоссия
3. Неправильным прикусом
4. Аномалии, деформация зубного ряда
5. Высокое узкое (готическое) или низкое плоское нѐбо
4.
Механизм возникновения
- Несформированность фонематического слуха
-
Несформированность правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении звуков
- Неверное усвоение артикуляционной позиции
- Дефекты строения артикуляционного аппарата
5.
Симптоматика
Замены, смешения, искажения звуков
6.
Направления логопедической работы
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
2.
Развития подвижности органов периферического речевого аппарата
(артикуляционной моторики).
3.
Формирование произносительных умений и навыков
(постановка, автоматизация, дифференциация звуков).
Таблица для заполнения
№ п/п
Параметры
Содержание
1.
Речевое нарушение
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
2.
Виды (формы)
Моторная
Сенсорная
3.
Причины возникновения
Причины возникновения алалии могут воздействовать в разные периоды раннего онтогенеза:
Внутриутробный период.
К патологии может привести гипоксия плода, внутриутробные инфекции, токсикозы, повреждение плода в результате падения беременной женщины. На развитие нарушения могут влиять хронические соматические заболевания матери.
Интранатальный период. Во время родовой деятельности возникают ситуации, которые приводят к развитию этого речевого нарушения.
К провоцирующим факторам относится недоношенность, асфиксия новорожденного, родовые травмы при преждевременных или затяжных родах.
Также может повлиять использование акушерских инструментов при родах.
Постнатальный период.
Перенесенные ребенком заболевания в ранние годы его жизни (рахит, пневмония, ОРВИ и т.д.).Влияние оказывает ряд неблагоприятных социальных условий, включая синдром госпитализма и педагогическую запущенность, которые не являются основными причинами развития, но усугубляют
действие ведущих факторов.
4.
Механизм возникновения
Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии.
Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций
(слуховой агнозией, апраксией).
В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.
Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.
5.
Симптоматика
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
Неправильная замена звуков в слове.
4.
Механизм возникновения
Наиболее дискуссионным является вопрос о механизмах алалии.
Проблема несформированности слоговой структуры слова, которая является характерным признаком моторной алалии, недостаточно описана, а методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными.
Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций
(слуховой агнозией, апраксией).
В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности.
Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную структуру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.
5.
Симптоматика
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
Неправильная замена звуков в слове.
Выпадение предлогов из фраз.
Словарный запас сильно ограничен.
Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
Нарушение внимания, памяти и восприятия.
Проблемы с координацией.
Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
Проблемы с самообслуживанием
(зашнуровыванием обуви и т.д.).
Повышенная утомляемость.
Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний.
В большинстве случаев речь ребенка с
алалией непонятна для окружающих.
Нарушение фонематического слуха.
Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
Активное использование мимики и жестов в общении.
Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
Выраженная задержка интеллектуального развития.
Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому- либо занятию.
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
6.
Направления логопедической работы
Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи.
При моторной алалии у ребенка ведется работа над:
стимуляцией речевой активности;
формированием активного и пассивного словаря,
фразовой речью,
грамматическим оформлением высказывания;
Нарушение фонематического слуха.
Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
Активное использование мимики и жестов в общении.
Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
Выраженная задержка интеллектуального развития.
Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому- либо занятию.
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
6.
Направления логопедической работы
Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи.
При моторной алалии у ребенка ведется работа над:
стимуляцией речевой активности;
формированием активного и пассивного словаря,
фразовой речью,
грамматическим оформлением высказывания;
развитием связной речи,
звукопроизношением.
В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.
При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:
различением неречевых и речевых звуков,
дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,
пониманием фраз и речевых инструкций,
грамматическим строем речи.
По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.
Задание 3.
Прослушайте 3 аудиофайла с речью детей при дизартрии, ринолалии, заикании. Сопоставьте вид речевого нарушения с номером файла и обоснуйте свой ответ.
№ аудиофайла
Вид речевого нарушения
Обоснование
№ 1
Заикание
Нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание проявляется в остановках в момент высказывания, а так же повторениях
отдельных слогов или зуков.
№ 2
Дизартрия
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ограничена подвижность органов речи (мягкого нѐба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дисфункция
ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются.
Вследствие этого речь человека становится невнятной.
№ 3
Ринолалия
Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того
[м] меняется на [б], а [н] на [д].
Данная преграда устраняется с помощью операции
Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:
Дети с нарушением зрения
Дети с умственной отсталостью
Дети с ДЦП
1. Работа с детьми по развитию зрительно- пространственных восприятий
2.Обогащение зрительных представлений
(рисунки предметов);
3.Развитие зрительно- двигательной координации;
1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса;
3.
Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
4.
Развитие
№ 2
Дизартрия
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ограничена подвижность органов речи (мягкого нѐба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дисфункция
ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются.
Вследствие этого речь человека становится невнятной.
№ 3
Ринолалия
Органическая закрытая ринолалия вызвана деформацией носовой полости, которая не только препятствует формированию звуков, но и затрудняет дыхание. Особенно искажается произношение носовых звуков: [м], [мь], [н], [нь], кроме того
[м] меняется на [б], а [н] на [д].
Данная преграда устраняется с помощью операции
Задание 4.
Покажите в сравнении особенности логопедической работы при разных вариантах дизонтогенеза у детей, заполнив таблицу:
Дети с нарушением зрения
Дети с умственной отсталостью
Дети с ДЦП
1. Работа с детьми по развитию зрительно- пространственных восприятий
2.Обогащение зрительных представлений
(рисунки предметов);
3.Развитие зрительно- двигательной координации;
1.Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности
1. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
2. Развитие речевого дыхания и голоса;
3.
Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи;
4.
Развитие
4.Развитие слухового внимания;
5. Развитие зрительно- познавательной активности;
6.
Включение в предметно- практическую деятельность мыслительных операций
(дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
7.
Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций
(внимания, памяти, мышления, речи).
2.Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
3. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики
4.
Развитие ритма.
5. Развитие речевого дыхания и голоса.
6.Развитие артикуляторной моторики.
7. Развитие слухового восприятия и внимания.
8. Развитие фонетико- фонематической стороны речи.
9.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи.
10. Развитие лексики.
11. Формирование грамматического строя речи.
12 Развитие связной речи. зрительного и слухового восприятия;
5.
Развитие эмоциональных реакций;
6. Развитие функций кистей и пальцев рук;
7.
Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
8.
Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
9. Развитие лексико- грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания.