Файл: 159 Олсон М. Логика коллективных действий. М. Фонд экономической инициативы, 2006. 7.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
165 получило название «вытеснения»: увеличение государственных расходов вытесняет частные расходы, в том числе инвестиции. Таким образом, денежный рынок, в каком-то смысле, уменьшает мультипликационный эффект увеличения государственных расходов.
Теперь предположим, что правительство проводит расширительную денежно- кредитную политику «дешевых» цен, увеличивая предложение денег. В этом случае рост денежной массы в условиях неизменного уровня цен вызовет рост реального запаса денежных средств. Это, в свою очередь, при заданном уровне цен приведет к снижению ставки процента и сдвигу кривой вправо - вниз. В итоге, равновесие экономической системы перемещается в другую точку, находящуюся ниже и правее первоначальной. Это говорит о том, что рост предложения денег снижает равновесную ставку процента и увеличивает уровень дохода. Это происходит за счет стимулирования инвестиций и соответствующего расширения спроса на товары и услуги.
Стабилизационная политика в Республике Беларусь
В современных условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни и ее глобализации система макроэкономических взаимосвязей значительно усложняется. Процессы, происходящие внутри национальной экономики, испытывают на себе мощное воздействие результатов внешнеэкономической деятельности. В то же время экономические показатели, характеризующие состояние внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних макроэкономических процессов. Все это делает более сложным формирование и проведение макроэкономической политики, различные направления которой должны быть скоординированы с учетом возрастающего числа факторов.
Проводя макроэкономическую политику, государство, прежде всего, стремится к достижению такого внутреннего равновесного состояния экономики, при котором обеспечивается полная занятость, темпы инфляции минимальны и поддерживаются стабильные темпы экономического роста. Вместе с этим, в современной открытой экономике проблема внешнего равновесия, то есть равновесного состояния платежного баланса, становится в один ряд с важнейшими внутренними макроэкономическими проблемами. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что состояние платежного баланса в целом и отдельных его составных частей, а также динамика валютного курса имеют важное макроэкономическое значение. Они во многом определяют темпы внутренней инфляции, уровень процентных ставок, динамику инвестиций, состояние государственного бюджета, изменение конкурентоспособности страны на мировых рынках, размеры совокупного спроса и многие другие важнейшие характеристики национальной экономики. С другой стороны, в современных условиях от режима и динамики валютного курса, а также от степени международной мобильности
166 капитала в значительной мере зависят и выбор инструментов экономической политики, и ее эффективность.
В открытой экономике должно одновременно достигаться как внутреннее, так и внешнее равновесие. Внутреннее равновесие – баланс потребностей и ресурсов в форме соответствия совокупного спроса совокупному предложению, причем в условиях полной занятости и отсутствие инфляции. Внешнее равновесие связано со сбалансированным торговым и платежным балансом и заданным режимом валютного курса, что предполагает поддержание определенного уровня валютных резервов. Иначе говоря, к рынкам товаров и услуг, труда и капитала и ценных бумаг добавляется еще и валютный рынок.
Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целями которой являются: поддержание общего экономического развития государства при полной занятости населения; устойчивый рост экономики; стабильный уровень цен; сбалансированный платежный баланс страны.
Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение платежного баланса страны.
По набору используемых инструментов, как известно, данная политика делится на бюджетно-налоговую, денежно-кредитную и комбинированную.
Бюджетно-налоговая политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру с помощью манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснение (про него говорилось раньше), ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Денежно-кредитной политикой называют регулирование экономической активности с помощью изменения количества находящихся в обращении денег.
Кроме бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике правительство может использовать валютную политику. С ее помощью регулируется курс национальной валюты и условия перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса центральный банк не может проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. При плавающем же валютном курсе результативность бюджетно-налоговой политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.
Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры. При этом используется столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривается достичь.
167
Таким образом, в экономическом развитии государства важную роль играет стабилизационная политика, предполагающая мероприятия правительства, направленные на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики с помощью налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.
Беларусь располагает высокотехнологическими отраслями промышленности, имеет высококвалифицированные профессиональные кадры. Также она обладает хорошей сетью дорог, воздушных и железнодорожных сообщений с Восточной и
Западной Европой. Расширяется другая инфраструктура, в том числе телекоммуникации.
Однако, несмотря на перечисленные выше благоприятные факторы по привлечению иностранных инвестиций, у инвесторов все еще нет полной уверенности в стабилизации макроэкономической ситуации. Существенный бюджетный дисбаланс, высокая инфляция и скрытая безработица, частично регулируемые цены, крайняя степень зависимости от внешних рынков (в первую очередь других стран СНГ) сырья и энергоносителей потенциальных инвесторов – все это является неблагоприятными факторами.
В нашей стране практически отсутствует банковское финансирование среднесрочных и долгосрочных проектов, недостаточно развиты финансовые институты и рынки.
Даже, несмотря на хорошую подготовку, белорусские рабочие и служащие имеют малый опыт непосредственного знакомства с западным предпринимательством, методами управления и практикой бухгалтерского учета.
Отсюда вытекает высокая необходимость разработки всесторонней и перспективной программы мер, нацеленной на привлечение столь необходимых иностранных прямых инвестиций.
Развитие включает в себя в качестве основного элемента достигнутый прогресс по ряду ключевых параметров уровня жизни людей. Центральное место при этом занимают образование, здравоохранение и распоряжение ресурсами. В
Беларуси усиленно развиваются все эти элементы.
Стабилизация касается основных макроэкономических проблем, включая инфляцию, платежный баланс, задолженность, безработицу и колебания производства. Макроэкономическая политика имеет весьма важное значение, как при формировании рыночной экономики, так и при ее функционировании.
В тех же целях используется денежно-кредитная политика – понижая или повышая учетную ставку процента можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или же сводить их на нет.
Таким образом, государство должно проводить в целях сглаживания циклических колебаний в период спада политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период так называемого «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи как бюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.
168
Соответственно и основными направлениями политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При этом в условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.
Основным же направлением денежно-кредитной политики остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
J.R. Hicks «Mr. Keynes and the «Classics»; Suggested Interpretation» /
Econometrica, Volume 5, Issue 2 (Apr., 1937), 147-159 2.
2.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник М.: МГУ им.
М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
3.
3.
Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. Спб.: Питер, 1999 4.
4.
История экономических учений. Учеб. пособие / под ред. В.
Автономова и др.) – М.: Инфра-М, 2000.
5.
5.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли.–
М.: Прогресс, 1968.
6.
6.
Шимов В.Н, Александрович Я.М, Богданович А.В. Национальная экономика Беларуси, Минск, БГЭУ, 2009; с. 256, 302.
Поведенческая экономика: теория ограниченной рациональности
Герберта Саймона
Моисеев М.
Общая характеристика процессов принятия решений
Начиная с самого начала своей деятельности Саймон обратил внимание на проблему процессов принятия решений, которые, как он считал, определяют суть менеджмента. Базируясь на сделанных опытах, Саймон выделял 3 главных этапа процесса принятия решений:
Поиск оснований, которые бы объясняли, почему принятие решения необходимо. На этом этапе руководитель, который решает какую бы то ни было проблему, производит, разведывательную деятельность, иными словами, полноценно взвешивает появившуюся задачу, определяет признаки данной проблематики, а также причины её возникновения.
Придумывание, вырабатывание и разбор потенциального направления деятельности. На этой ступени руководитель производит «проектную» деятельность, или подготавливается к принятию решения; такая процедура состоит