Файл: 1 Социальнопсихологическая характеристика управления и управленческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы психологии управления

Требуемые условия завершения

Отметить как пройденное

 1.1. Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности.

 История развития науки управления. Управлением и руководством людьми человечество интересовалось всегда, начиная с первобытнообщинного строя, когда нужно было согласовывать усилия всех членов рода, племени для охоты и совместного труда, для нападения и обороны. Любое государство на каждом этапе своего развития имело свои особенности управления обществом и принуждения непокорных — для этой цели использовались различные институты власти и огромное количество управленческого персонала. Вместе с развитием письменности в древнем Шумере (5 тыс. лет до н. э.) появилась особая каста жрецов, которая осуществляла торговые операции, вела деловую переписку. Шумерские жрецы стали первыми деловыми людьми в мире. В Древнем Египте (3000 лет до н. э.) существовал достаточно развитый государственный управленческий аппарат и обслуживающий его персонал (жрецы, чиновники-писцы и проч.). Трудно себе представить, что египетские пирамиды и другие уникальные сооружения можно было бы построить без четкого планирования, мудрой организации великого множества людей, строгого контроля над их работой. Великие завоевания также были бы невозможны без талантливого управления и руководства войсками.

 Одним на первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был древнегреческий философ Сократ (470−399 гг. до н. э.). Он провозгласил принцип универсальности управления. Его ученик Платон разработал формы государственного управления, разграничил функции органов управления, отразив их в книге “Государство”. Аристотель (384−322 гг. до н. э.), развивая идеи о государственном управлении, считал наилучшими формами государства — монархию, аристократию, умеренную демократию, а наихудшими — тиранию, олигархию, охлократию (господство толпы).

Основоположником европейской системы управлении считают Никколо Макиавелли (1469−1527) — итальянского политического мыслителя. Он писал: “Авторитет или власть лидера коренится в поддержке сторонников. Лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников”. Макиавелли в книге “Государь” указывал, что политическую раздробленность Италии может преодолеть лишь сильная государственная власть. И ради упрочения этой власти пригодны любые средства. Подобную жесткость, пренебрегающую нормами морали, в управлении стали называть “макиавеллизмом”.


Английский ученый Роберт Оуэн в начале XIX в. выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся “поселков общности и сотрудничества”, лишенных частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

 В первой половине XX в. американский инженер Ф. У. Тейлор разработал и внедрил теорию научного управления, цель которой — получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда и научной рационализации трудовых движений. В своих работах “Управление фабрикой” (1903) и “Принципы научного менеджмента” (1911) Тейлор обосновал научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Его заслугой является то, что он начал развивать теорию “научного менеджмента”.

В 1921 г. немецкий социолог и экономист Макс Вебер предложил концепцию “рациональной бюрократии”. Он выдвинул тезис, согласно которому бюрократия (буквально — господство канцелярии, от франц. Bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — порядок, устанавливаемый правилами, — является самой эффективной формой человеческой организации. По его мнению, недостатками бюрократического управления являются формализм, коррупция и произвол чиновников, которые можно устранить путем всестороннего развития демократии.

В 30-х гг. XX в. в управление стали внедрять достижения психологии и социологии, появилась “школа человеческих отношений”. Родоначальником этой теории был Элтон Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, которая подчиняется внутреннему контролю. Если определенным образом воздействовать на социальную систему (например проявлять внимание к людям), то результаты труда можно улучшить.

 Начиная с 60-х гг. XX в. с появлением компьютеров и использованием математики в управлении развивается “управленческая школа”, внедряются такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

Говоря о специфике современных концепций управления, с которыми человечество вошло в XXI в., необходимо отметить прежде всего их преемственность, избирательность и интегративность. Распространение в мире демократических и гуманитарных идей, воплощающихся в деятельности государственных структур, оказывает влияние и на постепенную демократизацию и гуманизацию управления.



Управление как социальный процесс — это определенная деятельность (операции, методы, способы) субъекта управления относительно объекта (общества, группы, коллектива) с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Целями управления могут быть: развитие мотивации, формирование профессиональных знаний, умений и навыков; воспитание профессионально важных качеств, положительных чувств и настроений; решение задач производства; побуждение подчиненных к выполнению конкретных действий и т. п. Если нет конкретной цели, управление стихийно. Если цель не достигается в кратчайшее время, управление неэффективно. Субъектом управления является руководитель (менеджер).

Объект управления — это один человек (подчиненный) или группа людей, персонал, коллектив, общество. Кроме того, объектом управления также может выступать процесс, ситуация или какая-то другая часть объективной действительности, на которое направлено управленческое воздействие. Сознательные механизмы управления — это те социальные институты, которые научно управляют страной на основе законов и долгосрочных программ (экономических, политических, образовательных, культурных и др.) Например, государственная власть в виде трех составляющих — законодательной, исполнительной и судебной власти — выполняет важнейшие функции и несет ответственность перед народом. Стихийный механизм управления действует непредсказуемо — это, как правило, результат столкновения различных сил, нередко противоречивых факторов, случайных одиночных актов, которые часто возникают без ведома государства. Например, рыночная экономика — главная управленческая сила капитализма, которая формирует не только производство, но и перестраивает жизнь людей, рождает специфическую мораль и непредсказуемые социальные отношения. Научное управление обществом включает познание социальных закономерностей и разработку реалистических программ деятельности в интересах народа.

Научная организация управления требует применения исследователем и руководителем системного анализа ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности (построение профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей), образующих конкретную социально-психологическую структуру. Управление в социальных структурах включает не только сугубо психологические взаимосвязи между людьми, но также важные для реализации целей социальных групп экономические, культурные, политические, правовые, производственные, экологические и иные отношения, в сфере которых осуществляется конкретная деятельность людей.


Сложные системы управления, к которым относится и социальная система, всегда подразделяются на две основные подсистемы: управляющую (руководство) и управляемую (исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами.

Таким образом, сложные системы имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) которой имеются свои локальные направления прямых и обратных связей, образующих внутренние контуры саморегуляции. Как уже было отмечено выше, в каждой системе управления есть субъект — управляющее звено (управляющая подсистема) и объект управления (управляемая подсистема).

Деятельность управленца, руководителя может носить характер индивидуальной деятельности (например оказание психологического воздействия на подчиненного), групповой (например принятие коллегиального решения на паритетных основаниях), но чаще — это особый, уникальный вид деятельности, предъявляющий повышенные требования к личности. При этом необходимы: − более высокая внутренняя мотивация, по собственной воле желание и умение решать самые сложные задачи, которые ставятся перед организацией; − более высокая ответственность, чем в случае индивидуальной деятельности и тем более групповой, когда наблюдается разделенность или даже анонимность ответственности. В случае неудач может пострадать весь коллектив, вся организация; − умение быть дирижером своего оркестра — это значит иметь всегда обратную связь с разными службами и их руководителями, работниками; иметь повышенную нагрузку на память, удерживая в ней большое количество разнородной, но необходимой для решения вопросов информации; − репрезентация своей команды, организации, показ достижений, реклама (эти требования не всегда соблюдаются на уровне индивидуальной и групповой деятельности); − повышенные требования к прогностическим возможностям руководителя, способностям заглянуть в будущее или со стороны (“эффект геликоптера”); − помнить, что при неудачах руководителю часто приходиться выступать в роли козла отпущения; − повышенные требования к стрессоустойчивости личности руководителя, моральному облику и уровню развития правового сознания и т. д. Общая характеристика управленческой деятельности как одного из видов профессиональной деятельности (наиболее систематизирована в работах В. Ф. Рубахина) имеет следующие особенности: социотехнический характер (одновременное руководство техническими и социально-производственными системами); большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии в пределах вида; творческий характер деятельности, связанный с недостаточной информацией в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки; ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач; реализация многих управленческих функций в условиях острого дефицита времени; усиление коммуникативных функций.


1.2. Теоретические основы психологии управления

 Психология управления — одна из важнейших отраслей современной социальной психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности (проблемы общения и взаимодействия людей в различных социальных структурах). Данная дисциплина главным образом призвана интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений. Управление всегда связано с живыми людьми, и поэтому чаще всего управление представляют как систему социально-психологического воздействия на общество, коллектив, человека, с тем чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Вместе с тем управление — это двусторонний процесс, состоящий из руководства и подчинения, поэтому его эффективность, т. е. достижение намеченной цели в кратчайшее время, возможна при обеспечении двух условий: разумного руководства и надежного подчинения. Разумное руководство, в свою очередь, это результат как хорошего знания психологии управления, так и большого опыта управленческой деятельности руководителя. Разумное руководство обеспечивает надежное подчинение, но не наоборот. Поэтому можно сказать, что психология управления имеет два основных источника своего развития: 1) потребности практики, которые требуют изучения и учета человека как объекта и субъекта управления; 2) потребности развития психологической науки, способствующие решению задачи управления психическими состояниями, процессами, свойствами и в целом деятельностью человека.

 Как научно-практическая дисциплина психология управления связана с такими науками, как теория управления, менеджмент, социальная психология, психология личности, дифференциальная психология, конфликтология, педагогика, экономика, теория принятия решения и др.

Методологию и методику анализа психология управления заимствует из психологической науки, а проблемы воспитания и обучения подчиненных решает с помощью педагогики и андрагогики. Наряду с этим психология управления имеет тесную связь с социологией, особенно с социологией организаций.

 Предметом психологии управления, т. е. того, что изучает данная наука, являются факты, механизмы, закономерности освоения человеком управленческого опыта и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личного развития руководителя как субъекта управления.