Файл: Эволюция и одомашнивание дикой лошади бренд Северного Казахстана в области туризма.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Эволюция и одомашнивание дикой лошади - бренд Северного Казахстана в области туризма

План:
Введение ……………………………………………………………………………..3

I. Обзор литературы:

1.1. Одомашнивание лошади и происхождение древнейших пород………5

1.2. Коневодство у древних народов……………………………………….10

1.2.1.Домашняя лошадь у андроновцев……………………………………10

1.2.2. Коневодство у ранних кочевников и древних странах Средней Азии…………………………………………………………………………………13

1.2.3. Коневодство на территории Казахстана в VI-XII вв. н. э…………..14

1.3. Развитие коневодства в современных условиях……………………....16

1.4. Роль социально- экономических и природных факторов в преобразовании типов и пород лошадей………………………………………...17

ΙΙ. Основная часть:

2.1. Эволюция и одомашнивание дикой лошади - бренд Северного Казахстана в области туризма……………………………………………………..19

2.2. Берельские лошади……………………………………………………24

III. Расчетная часть

3.1.Схема эволюции лошади……………………………………………...28

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы ………………………………………………………………...30

Введение.
Лошади - одни из самых древних и верных спутников человека. Они пашут землю, перевозят грузы, выступают в цирке, участвуют в спортивных соревнованиях. Обычное, знакомое с детства животное, тогда почему при взгляде на лошадь лица людей светлеют? Что за скрытая в них тайна, сквозь века неодолимо влекущая к себе человека?

Лошадь приручили сравнительно поздно, до нее хозяйство человека пополнили коровы, овцы, свиньи. Точную дату одомашнивания установить невозможно, примерно 5 тыс. лет назад. Главный источник этих сведений – археологические раскопки. Для человека союз с лошадью послужил началом перехода на новую ступень развития, принес великие плоды – освоение территорий, оседлую жизнь, освоение цивилизаций.

Одомашнивание лошади – процесс очень долгий, он занял не одно тысячелетие и продолжается по сей день. Выведено множество пород от великанов – тяжеловозов до маленьких пони и крошек фалабелл.

Существовало несколько крупных очагов древних самостоятельных культур, для которых было характерно развитие коневодства: Средняя и Малая Азия, Месопотамия, Аравия, Палестина, Египет, Индия. Замечательно, что человеческая память сохранила этот факт. Географическая карта Азии конца 15 века изображалась в виде крылатого коня. Также и народы, населявшие территорию нашей страны, - южнорусские, южносибирские, забайкальские степи, уже в глубокой древности по достоинству оценили это уникальное животное. Для людей лошадь была всем – средством передвижения, источником мяса, молока, кожи, приносилась в жертву богам, служила предметом покупки, обмена и даже целью военных походов.


Само приручение лошади в культурах всех народов приравнивалось к подвигу, ведь на службу человек взял животное с необыкновенными достоинствами: быстрый бег, неутомимость в работе, неприхотливость, поразительное мужество и терпение, удивительная память на места и предметы- гармоничное создание, предназначенное для движения вперед.

«Душа добрый конь» - это слова из старинной песни донских казаков. Действительно, душу человека часто сравнивают с лошадью, животным сложным, в физиологии и характере которого соединены противоречивые черты:сила и беззащитность, своенравие и преданность, независимость и послушание, смелость и пугливость. Может быть, благодаря этому «родству», лошадь с древнейших времен считается лекарем. Лошадью в буквальном смысле лечили многие затяжные болезни. Конину называли не иначе как «великое» мясо, и она относилась к первым средствам лечения гнойной инфекции.В наше время иппотерапия приобретает все большее значение. Но взаимоотношения человека и лошади тем еще уникальны, что затрагивают не только тело, но и душу, потому что помогают понять главное – самого себя. Ни один самый сложный механизм никогда не сможет заменить лошадь в самой важной работе – воспитании сердца. Работа с этим удивительным животным требует от человека силы, находчивости, мудрости, какой то особой привязанности к ним, умения понимать их, жалеть и прощать. Садясь в седло, мы вступаем в неслышный диалог с существом, наделенным умом, памятью и волей.

На протяжении тысячелетий лошадь остается нашим преданным другом. Она всегда рядом, разделяя с человеком радости и беды, мирную жизнь и беспощадные войны, служа бескорыстно и искренне, ничего не требуя взамен. Лошадь всем своим существом, терпением и любовью показывает, как мы, люди , должны жить. И это бесценно[1]!

I.Обзор литературы.

1.1.Одомашнивание лошади.
Приручение диких животных и организация животноводства и коневодства были характерны для развития производительных сил целого ряда народов, находившихся на средней ступени варварства в эпоху бронзовых орудий. Фридрих Энгельс указывает на вероятность существования в прошлом нескольких крупных очагов одомашнивания животных, образовавшихся в районах, в которых впоследствии получило развитие пастушеское животноводство.

«Образование стад,- пишет Энгельс,- привело к пастушеской жизни в пригодных для этого местах: у семитов - на покрытых травой равнинах Евфрата и Тигра, у арийцев - на равнинах Индии, Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, Дона и Днепра. Впервые приручение животных было достигнуто, по-видимому, на границах таких пастбищ»[2].



Распространенные в прошлом в зоотехнической литературе взгляды об исключительной роли в одомашнивании сельскохозяйственных животных среднеазиатской культуры, являвшейся якобы рассадником домашних форм для всех других стран как Азии, так и Европы, не имеют под собой достаточных оснований. Представления об исключительной древности животноводства в Средней Азии базировались на ошибочных выводах Пумпелли и Дюрста (руководивших раскопками в Аннау) в отношении хронологии культуры Аннау (около Ашхабада). Согласно исчислениям Пумпелли и Дюрста, в Аннау уже за 8000 - 9000 лет до нашей эры, т. е. на 4000-5000 лет раньше, чем у других народов, якобы происходило первое одомашнивание животных, и уже отсюда, по заключению Дюрста, эти домашние животные были приведены в Европу и другие страны.

Дальнейшие научные исследования отвергли исчисления Пумпели и установили, что культура Аннау не была столь древней, и поэтому Аннау, по словам проф. С. Н. Боголюбского, является «не колыбелью домашних животных», а лишь «одним из многих очагов, развившихся уже в то время, когда домашние животные имели может быть в других местах немалую историю».

В зоотехнической литературе также долгое время высказывались предположения о том, что Азия явилась первичным очагом одомашнивания лошади, откуда домашняя лошадь затем проникла в Европу. Однако позднейшие научные исследования указывают на существование нескольких крупных очагов одомашнивания лошади, так же как и других сельскохозяйственных животных. В частности, Ч. Дарвин в свое время высказывал предположение, что породы домашних лошадей происходят не от одного дикого вида, а от нескольких прирученных в разных частях света[3].

Одним из доводов в пользу азиатского происхождения конских пород Европы, помимо ошибочной хронологии Аннау, выдвигались обнаруженные в Европе находки скелетов легких тонконогих лошадей, похожих на «восточных» азиатских лошадей. На основании такого сходства делался вывод о том, что эти европейские тонконогие короткомордые лошади были приведены из Азии. Заключение это было ошибочным. Современные научные данные убедительно показывают, что тонконогие короткомордые формы лошади (описанной под названием хазарской Е. с. missi) образовались в Восточной Европе еще в среднем плейстоцене (до великого рисского оледенения) и что в позднем плейстоцене сходные с ними формы встречались в больших количествах на юге Европы и севере Сибири (лошади Солютре, Шуссенрида, находки Черского в Сибири). Эти формы являются коренными местными и образовались в условиях степного ландшафта. Поэтому появление в Европе домашней лошади легкокостного и короткомордого типа правильнее объяснять не приводом ее из Азии, а приручением местной тарпанообразпой формы, в изобилии водившейся в степях, особенно Восточной Европы.


Такой же коренной формой для Европы являлась грубокостиая, узколобая, длинномордая лошадь, обитавшая в приледниковой лесотундре,неправильно отождествляемая некоторыми авторами с дикой или домашней монгольской лошадью. Появление в Европе грубокостной домашней лошади также следует связывать не с приводом ее из Монголии, а с приручением местных лошадей, обитавших в более влажных районах лесостепи и может быть в лесах.

Следует указать, что некоторые сторонники взглядов об азиатском происхождении первичных конских пород, например проф. Анучин и проф. Браунер, признают все же вероятным, что наряду с освоением домашней азиатской лошади в Европе производилось также и самостоятельное «вторичное одомашнивание» местных диких лошадей, однако этим предположениям они не придают большого значения.

Одним из несомненных очагов одомашнивания лошади являлась обширная область, прилегающая к рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья в Средней Азии. Здесь была приручена и одомашнена стройная и тонконогая форма дикой лошади, водившаяся в непосредственном соседстве с полуослами. Остатки таких диких лошадей обнаружены в нижних, самых древних слоях раскопок в Аннау, соответствующих каменному веку.

В более поздних отложениях (бронзового века) найдена форма домашней лошади Аннау, которая по стройности и тонконогости напоминает более древнюю дикую лошадь нижних слоев, и, очевидно, происходит от нее. Эта домашняя лошадь описана Дюрстом под названием Equus саbаllus Pumpellii и является вероятным предком древних конских пород Средней и Малой Азии. У народов, впервые одомашнивших лошадь, она долгое время использовалась как мясное и молочное животное. Следы такого использования обнаруживаются и в последующие периоды, причем у одних народов лошадь продолжает служить источником мяса и молока, у других же этот вид использования сохраняется только в обычае принесения лошади в жертву богам. Использование лошадей в пищу, а также обычай принесения их в жертву богам были характерны для народов Средней Азии, так же как и для некоторых других народов, живших к северу от Тигра и Евфрата, что может быть поставлено в связь с происходившим в прошлом в этих районах первичным одомашниванием лошади.

Домашняя лошадь появилась в Средней Азии раньше, чем в древних государствах Малой Азии. У древних народов Малой Азии (сумероаккад- цев, хеттов) лошадь называлась «ослом с востока», или «животным с востока»; это позволяет предположить, что первоначально
домашняя лошадь поступала к ним из стран, расположенных к востоку, т. е. из Средней Азии[4].

Характерно также, что народы, жившие в Малой Азии, не использовали лошадь в качестве мясного животного, поэтому мы не находим ее там и среди жертвенных животных. По-видимому, лошадь была освоена этими народами как средство транспорта.

В древних государствах Месопотамии лошадь появилась, как полагают, к концу третьего - началу второго тысячелетия до нашей эры.

Раскопки более раннего периода (раскопки королевского погребения города Ур, относящегося к 3300 г. до нашей эры) не обнаружили здесь остатков лошадей, хотя были обнаружены остатки других видов домашних животных и рабочих быков. Первые изображения лошадей (штандарт города Ур, рельефы Сузианы), появляющиеся в странах Двуречья в несколько более поздний период (3000 лет до нашей эры), весьма условны и свидетельствуют о еще слабом знакомстве с лошадью. Лошади на этих изображениях напоминают больших кошек.

В период Хаммураби (2000 лет до нашей эры) лошадь все еще была большой редкостью в странах Двуречья. Еще позднее появилась лошадь в Египте (конец второго тысячелетия до нашей эры), Палестине (первое тысячелетие до нашей эры), в Аравии (I век до нашей эры).

Не исключена возможность, что из среднеазиатского очага одомашнивания лошади вместе с домашними лошадьми экспортировались в смежные страны Малой Азии также и навыки приручения лошадей и их разведения, которые были использованы впоследствии древними народами стран Двуречья. Сцены приручения диких лошадей доводят до нас некоторые памятники древней культуры, в частности ассирийское изображение ловли несомненно диких лошадей, найденное в Куюнджике и относящееся к 668 г. до нашей эры.

О большой древности коневодства Средней Азии свидетельствует высокое качество выращивавшихся там лошадей, породы которых задолго до нашей эры славились в древних государствах, имевших сношения со среднеазиатскими государствами, и служили предметом покупки, обмена и даже объектом военных походов (даванские аргамаки, нисейские лошади, лошади древнего Хорезма, парфянские лошади, древнеперсидские и др.). От этих древних пород произошли современные породы лошадей пустынь: ахалтекинская, иомудская, арабская, варварийская и др.

В сухих континентальных степях юго-востока Европы и Азии получили распространение другие формы диких лошадей степного типа, одним из представителей которых был южнорусский тарпан. Некоторые из этих форм лошадей послужили материалом для одомашнивания.