Файл: Психологопедагогическая коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М.Шукшина»
(«АГГПУ имени В.М.Шукшина»)
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии
Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста
(тема) |
По дисциплине «Психолого-педагогическое консультирование»
(наименование дисциплины) |
Выполнил(а) студент(ка)
Группы П-ПО201
Юдина
(фамилия)
Алина
(имя)………………………...
Сергеевна
(отчество)
Проверил преподаватель
к. псих. н., доцент
(ученая степень, должность)
Разгоняева Е.В.
(Ф.И.О.)
Оценка
«___» ___________ 2023 г.
(подпись)
Бийск. 2023 г.
Автор: Юдина Алина Сергеевна, студент III курса АГГПУ им. В.М. Шукшина.
Тема: Психолого-педагогическая коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цели: Коррекция уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
-
Определить выраженность тревожности и ее причины среди детей младшего школьного возраста; -
Провести с учащимися работу по снятию эмоционального и мышечного напряжения; -
Способствовать снижению уровня тревожности; -
Сформировать у учащихся адекватную самооценку и уверенность в себе; -
Помочь детям преодолеть собственные страхи и негативные установки; -
Проработка страхов и негативных установок ребенка. -
Преодоление тревожного состояния и предупреждение его повторного появления.
Количество занятий: 4
Время занятия: 40-60 мин.
Количество человек в группе: 10-16 человек.
Возраст: Младший школьник (6-11 лет)
Предварительная работа: Для создания группы и реализации предложенной программы, следует провести опрос среди учителей, родителей и администрацию школы о наличии или предположениях о наличии у детей проявлений тревожности и тревожных состояний с целью понимания и анализа проблемы, которую предстоит решить. Обратить внимание на особенности предполагаемых случаев (проявление тревожности, особенности развития, характера, поведения и т.д.). После провести диагностику уровня тревожности в начальных классах с использованием различных методик,
например Тест школьной тревожности Филипса, Графическая методика Панфиловой «Кактус», Шкала явной тревожности для детей CMAS или иные апробированные методики по выявлению тревожности у младших школьников на выбор специалиста. После чего сформировать группу или группы детей для дальнейшей работы по программе, заранее проанализировав результаты диагностик и установив наличие проблемы и ее особенностей, с учетом которых следует провести коррекционную работу.
Ожидаемые результаты:
-
Нормализация уровня тревожности; -
Снижение риска появления тревожного состояния в дальнейшей деятельности; -
Преодоление страхов и негативных установок; -
Здоровая самооценка.
Ход работы:
Занятие 1 | ||
Цель | Снятию эмоционального и мышечного напряжения | |
Задачи |
| |
Материалы | Ватман, принадлежности для рисования (цветные карандаши, краски, фломастеры и т.д.) | |
Упражнения | ||
№ | Название | Описание |
1 | «Щенок отряхивается» | Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком. |
2 | «Шарик» | Сесть на коврик, ноги скрещены. Психолог показывает и объясняет: Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я: «Вот так шарик надуваем и рукою проверяем. Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. Дышится легко, ровно, глубоко». |
3 | «Приятный сон» | Психолог прости принять удобную позу, закрыть глаза, успокоится, медленно мысленно произносить слова (психолог говорит или читает): 1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю. 2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен. 3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслаблена… Руки расслаблены… Плечи расслабленны и опущены… 4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках. 5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук… 6. Расслаблены мышцы правой ноги… Расслаблены мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны… 7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю… 8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю… 9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен… Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж… |
4 | «Полет высоко в небо» | Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день». |
5 | «Чудесный край» | Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги (ватмане), который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы |
Рефлексия | Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что нового вы узнали на уроке? Подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше? Ответить на вопросы: - что я делаю? - зачем я делаю? - как я делаю? - что нового я узнал? - каким способом я это узнал? - чему я научился? |
Занятие 2 | ||
Цель | Сформировать у учащихся адекватную самооценку и уверенность в себе | |
Задачи |
| |
Материалы | Карточки с именами вымышленных героев (уверенные в себе), зеркало, мяч, чистые листы ватман, цветные карандаши, фломастеры краски, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин. | |
Упражнения | ||
№ | Название | Описание |
1 | «Говорящее имя» | Психолог передает мяч одному из участников и просит назвать свое имя и одно свое качество, которое начинается на первую букву имени. После чего мяч переходит к другому игроку. Например: Екатерина – Естественная; Иван – Импровизатор и т.д. |
2 | «Вхождение в роль» | Кого из сказочных героев вы можете вспомнить, кто ведет себя уверенно? Или неуверенно? В ком вы увидели эти черты? Предлагаю вам изобразить сказочного героя, сыграть его роль! Если кому-то трудно вспомнить героев, предлагаю вытянуть карточки и изобразить непосредственно того, кто там изображен. |
3 | «Ода о себе» | Ведущий подходит к ребенку с зеркалом в руке и просит участника группы посмотреть в него. Затем просит сделать, смотря в зеркало, себе комплемент, повалить себя, пожелать себе добра, здоровья, успехов в делах, работе. |
4 | «Как много я умею» | Каждый ребенок уникален, имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Данная игра – хороший способ напомнить ребенку о его достижениях. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же “начала” могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им “окончания” должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: “Я умею…”, “Я могу…”, “Я хочу научиться…”. Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился. |
5 | «Выставка достижений» | Группа делится на команды по 2-4 человека. Каждая команда – это фирма, производящая ценные человеческие качества. Командам даётся время обсудить, какие качества производит их фирма. После этого они выбирают одно качество, которое можно представить на выставке достижений. Затем каждая команда оформляет важное качество. Каждая команда рассказывает, какие качества она представляет, чем они важны и полезны, почему они важны. Примечание: по возможности дайте детям свободу творчества, пусть сами решаю как будет выгладить их оформление. Для своей презентации они могут использовать рисунки, аппликации, фигуры из пластилина и т.д. |
Рефлексия | Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что нового вы узнали на уроке? Подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше? Ответить на вопросы: - что я делаю? - зачем я делаю? - как я делаю? - что нового я узнал? - каким способом я это узнал? - чему я научился? |
Занятие 3 | |||
Цель | Снижение уровня тревожности | ||
Задачи |
| ||
Материалы | Пластилин, танцевальная музыка (лучше заранее узнать предпочтения группы), проигрыватель, повязки на глаза. | ||
Упражнения | |||
№ | Название | Описание | |
1 | «Я веселый, смелый, сильный» | Психолог читает стихотворение. Дети слушают и повторяют, хлопая в ладоши после каждой строчки. Сначала стихотворение прочитать целиком, а потом по строчке: «Я – веселый, сильный, смелый, Я все время занят делом, Я не хнычу, не боюсь, Я с друзьями не дерусь. Я могу играть, скакать, На луну могу слетать, Я не плакса, я храбрец, И вообще, я – молодец!» | |
2 | «Скульптор» | Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т.д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут – сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. | |
3 | «Фигура монстра» | Участники объединяются в группы с одинаковыми страхами или похожими. Ведущий предлагает вспомнить, что больше всего тревожит в школе каждого участника. Какие ситуации, задания, люди их беспокоят. Далее, предлагается вылепить эту тревогу. Причем, не саму ситуацию, а те чувства, которые беспокоят в этой ситуации. На что похожи эти чувства, с чем или с кем ассоциируются. (Дети лепят тревогу). После каждый рассказывает про свои беспокойства и соединяет их вместе с другими, чтобы получился монстр. Каждая группа представляет своего монстра, рассказывает, как он появился и из чего состоит, сочиняет страшилку, но в кульминации должно случиться что-то приятное, смешное, а может даже он станет чем-то полезен | |
4 | «Слепой танец» | Ведущий говорит участникам группы: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. | |
5 | «Воздушный шарик» | Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шарики. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". | |
Рефлексия | Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что нового вы узнали на уроке? Подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше? Ответить на вопросы: - что я делаю? - зачем я делаю? - как я делаю? - что нового я узнал? - каким способом я это узнал? - чему я научился? |
Занятие 4 | ||
Цель | Помощь в преодолении страхов и негативных установок | |
Задачи |
| |
Материалы | Чистые листы, цветные карандаши, фломастеры, краски, ножницы, цветная бумага и картон, клей, нитки или пряжа (для талисмана). | |
Упражнения | ||
№ | Название | Описание |
1 | «Веселый ручеек» | Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки. Ведущий предлагает мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк был совсем маленьким и озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. |
2 | «Веселый конец» | Психолог читает ребятам начало нескольких детских страшных сказок, например: «Однажды вечером черная Рука бродила по городу…» Дети придумывают смешные окончания. |
3 | «Переделай свой страх» | Участникам предлагается переделать свой страх, трансформировать его во что-то позитивное. Например, представить, что у страха хорошее настроение, как он тогда выглядит? Или попробовать сделать свой рисунок смешным, красивым. В конце упражнения все начинают показывать язык, «корчить рожи» своему страху. |
4 | «Волшебные зеркала» | Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во втором – большим и весёлым; в третьем- не боящимся ничего и сильным. После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься? |
5 | «Талисман» | Ребят, а вы знаете, что такое талисман (амулет, оберег) - это магический предмет, который вас оберегает. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Талисман придает силу и делает нас уверенными в себе. И так за работу. Подумайте, как будет выгладить ваш талисман, который будет вас оберегать и защищать от всех напастей и давайте сделаем его. |
Рефлексия | Что на вас произвело наибольшее впечатление? Что нового вы узнали на уроке? Подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше? Ответить на вопросы: - что я делаю? - зачем я делаю? - как я делаю? - что нового я узнал? - каким способом я это узнал? - чему я научился? |